Бюджетное послание Губернатора Свердловской области Законодательному Собранию

18 июля 2002 года Губернатор Свердловской области Эдуард Россель выступит перед областным Законодательным Собранием с посланием "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2003 год". "Уралинформбюро" публикует его с незначиетльными сокращениями. Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 3 Областного закона от 25 ноября 1994 года 8-03 "О бюджетном процессе в Свердловской области" ("Областная газета" от 06.12.94 г. 133) с изменениями, внесенными областными законами от 20 мая 1997 года 33-03 ("Областная газета" от 03.06.97 г. 81) от 19 ноября 1998 года 36-03 ("Областная газе-та" от 24.11.98 г. 212), законами Свердловской области от 30 октября 2000 года 28-03 ("Областная газета" от 04.11.2000 г. 220-221), от 28 декабря 2001 года 85-03 ("Областная газета" от 04.01.2002 г. 1-2), содержит основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской об-ласти на 2003 год и является одним из документов, на котором основывается разработка проекта закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2003 год". Раздел 1. Анализ ситуации в сфере бюджетной и налоговой политики, проводимой в Свердловской области в 2002 году 1. Цель и основные задачи бюджетной и налоговой политики, проводимой в 2002 году Бюджетная и налоговая политика является составной частью экономической политики Свердловской области. Ее основные направления определены в соответствии с параметрами социально-экономического развития на 2002 год. В ситуации стабильного подъема в социально-экономическом развитии Свердловской области целью бюджетной и налоговой политики в 2002 году является всемерное закрепление данных процессов, придание им необходимого ускорения и динамизма. Основными задачами бюджетной политики в 2002 году являются создание условий для дальнейшего развития положительных тенденций в социально-экономическом развитии области, оживление инвестиционной деятельности, повышение деловой активности, рациональное расходование бюджетных средств, решение проблем социального характера. В налоговой политике проводится работа по достижению оптимального сочетания между необходимыми поступлениями доходов в бюджет и уровнем налоговой нагрузки на товаропроизводителей с целью появления у товаропроизводителей собственных средств для инвестирования и создания благоприятного инвестиционного климата. 2. Факторы, влияющие на проведение бюджетной и налоговой политики в 2002 году Бюджетная и налоговая политика Свердловской области в 2002 году осуществляется в зависимости от воздействия на нее как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам воздействия в сфере бюджетной политики в первую очередь следует отнести принятую в 2001 году Программу развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Целью реализации данной Программы является разграничение расходных и доходных полномочий, позволяющих обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении общественными финансами, поддержку экономического развития территорий, проведение структурных реформ, обеспечение стабильности источников формирования региональных и местных бюджетов путем закрепления за ними на долгосрочной основе доходов от поступления налогов на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход, платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами, а также значительной части поступлений налога на прибыль. В сфере налоговой политики к факторам внешнего воздействия относится введение в действие с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций", в соответствии с которой снижена ставка этого вида налога с 35 процентов до 24 процентов, при этом ставка зачисления налога на прибыль в бюджеты субъектов феде-рации снижена с 19 процентов до 14,5 процента, в местные бюджеты - с 5 процентов до 2 процентов, значительно расширен круг расходов, используемых при расчете налоговой базы, практически отменены все льготы, ранее предоставляемые по данному налогу. Введение главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет снизить размер налогового бремени на товаропроизводителей в Свердловской области в 2002 году на сумму порядка 2 миллиарда рублей, которые должны быть направлены на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности. В то же время на эту сумму в 2002 году произойдет выпадение доходов консолидированного бюджета области. И это при том, что налог на прибыль в 2001 году являлся базовым доходным источником консолидированного бюджета области и составлял в бюджетных назначениях на 2001 год до трети всего объема доходов указанного бюджета. Значительное влияние на бюджетную политику, проводимую в Свердловской области в 2002 году, оказывает реализация федеральной Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с которой бюджетные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составляют 20 процентов от общей суммы стоимости данного вида услуг. К внутренним факторам воздействия, от которых напрямую зависит формирование бюджетной и налоговой политики, относятся вопросы соци-ально-экономического развития Свердловской области. Социально-экономическое положение Свердловской области по итогам 2001 года оставалось стабильным. Во-первых, в 2001 году сохранились положительные процессы в развитии экономики области с преобладанием положительной динамики по большинству макроэкономических показателей. Рост объемов промышленной продукции в сопоставимых ценах (индекс физического объема промышленного производства) составил 112,5 процента, оборота розничной торговли - 118,9 процента, внешнеторгового оборота - 115,5 процента, валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах превысила уровень 2000 года на 2,9 процента. Стабилизировались показатели инвестиционной деятельности, а ввод жилья на 2,7 процента превысил уровень 2000 года. Во-вторых, положение в социальной сфере также характеризовалось достаточным уровнем стабильности. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась в 2001 году в 1,4 раза и составила 3327,3 рубля, реальное ее содержание выросло за этот период на 13,5 процента, уровень реальной заработной платы в декабре 2001 года по отношению к декабрю 2000 года составил 116,6 процента. Задолженность по выплате заработной платы работникам учреждений, финансируемым из областного бюджета, отсутствует. Благодаря контролю со стороны Правительства Свердловской области за изменениями цен на основные продукты питания, повышение их в течение 2001 года составило 14 процентов, что не превышает рост среднедушевых доходов населения. В течение 2,5 лет остаются стабильными тарифы на платные медицинские услуги. Цены на большую часть жизненно важных лекарственных средств снижены или не менялись в течение года. Среднедушевые доходы населения и среднемесячная заработная плата в течение 2001 года росли опережающими темпами по сравнению с ростом бюджета прожиточного минимума. В результате исключения необоснованных затрат в процессе государственного регулирования цен экономия потребителей Свердловской области в 2001 году составила около 750 миллионов рублей. В-третьих, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, отслеживая изменения в экономике, инициировала почти двукратное понижение тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую энергоснабжающими организациями, использующими в качестве топлива мазут. Не происходило в течение года повышение тарифов на тепловую и электрическую энергию, по которым проводились расчеты с бюджетными потребителями и населением в 2001 году. Для того, чтобы организации области имели возможность планировать свою деятельность, а Правительство Свердловской области и органы местного самоуправления сформировать расходную часть бюджетов на 2002 год, изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2002 год было произведено в 2001 году. 3. Особенности консолидированного бюджета Свердловской области на 2002 год Консолидированный бюджет Свердловской области на 2002 год сформирован в рамках бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2002 год, закрепленной в прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на 2002 год. В абсолютном измерении как по доходам, так и по расходам бюджет области 2002 года превосходит бюджеты предыдущих лет, что является объективным отражением позитивных тенденций в экономике области. План по доходам консолидированного бюджета области на 2002 год установлен в сумме 31390,9 миллиона рублей, что превышает первоначальный план 2001 года на 39,9 процента, план этого же года с учетом внесенных в него изменений - на 22,7 процента, фактические поступления доходов в консолидированный бюджет на 2001 год - на 9,3 процента.Доходы консолидированного бюджета области на 2002 год несколько превосходят расходы, областной же бюджет является бездефицитным. Если в консолидированном бюджете области на 2001 год главным доходным источником являлся налог на прибыль, который составлял почти 28 процентов в структуре его доходной части, то в структуре прогнозных доходов 2002 года этот налог занимает чуть менее 17 процентов, что связано с уменьшением в федеральном законодательстве ставки налога с 35 процентов до 24 процентов, а также изменением порядка отнесения затрат на себестоимость. В результате указанных изменений консолидированный бюджет области потеряет в 2002 году более 2 миллиарда рублей. В доходной части бюджета области на 2002 год основная нагрузка падает на налог на доходы с физических лиц, доля которого с 23 процентов в 2001 году возросла до 34 процентов в структуре доходов консолидированного бюджета на 2002 год, что связано с увеличением с 1 января 2002 года норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации до 100 процентов, предполагаемым ростом фонда оплаты труда и ожидаемым увеличением собираемости налога по единой ставке 13 процентов. Соотношение доходов местных и областного бюджетов в 1999 году было запланировано в размере 63,7 процента и 36,3 процента, фактически составило 68,5 процента и 31,5 процента; в 2000 году запланировано - 62,9 процента и 37,1 процента, фактически составило - 67,9 процента и 32,1 процента; в 2001 году запланировано - 54,4 процента и 45,6 процента, фактически составило - 59,7 процента и 40,3 процента соответственно. В 2002 году данное соотношение планируется в размерах 56,5 процента и 43,5 процента. Таким образом, доходы местных бюджетов муниципальных образований Свердловской области в 1999 - 2001 годах не опускались ниже 55 процентов в составе доходов консолидированного бюджета Свердловской области. Удельный вес фонда финансовой поддержки в составе консолидированного бюджета Свердловской области в 1999 - 2001 годах колебался в пределах от 5,4 до 7,7 процента. В плане 2002 года его величина составила 7,0 процента. Особенности формирования расходной части консолидированного бюджета Свердловской области состоят в следующем. Расходы консолидированного бюджета составили 31170 миллиона рублей, что на 35,2 процента больше первоначально принятого плана 2001 года, на 21,8 процента больше плана 2001 года с внесенными изменениями и на 10,7 процента больше фактического исполнения консолидированного бюджета Свердловской области на 2001 год. При расчетах расходной части бюджета в первую очередь был предусмотрен рост заработной платы бюджетной сферы, который в соответствии с нормативными актами Российской Федерации составил 1,89 раза в сравнении с 2001 годом. В целях формирования расходной части консолидированного бюджета области на 2002 год в 2001 году было произведено изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2002 год. При этом тарифы на оплату за предоставление тепловой и электрической энергии были увеличены в 1,2 раза. Также при расчетах расходов бюджета были учтены прогнозируемые инфляционные процессы на 2002 год, и в этой связи проведена индексация материальных затрат в 1,14 раза. Предусмотрено обеспечение государственной поддержки экономического роста путем создания благоприятных условий для инвестиций в развитие производства через обеспечение финансовой поддержки из бюджета. В Законе Свердловской области от 28 декабря 2001 года 79-03 "Об областном бюджете на 2002 год" ("Областная газета" от 29.12.2001 г. 262-263) запланированы средства на финансирование областных целевых программ, субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, предоставление отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет, предоставление налоговых и инвестиционных налоговых кредитов, а также предоставление гарантий. Предусмотрено оказание финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований в целях погашения кредиторской задолженности по жилищно-коммунальному хозяйству в размере 536,1 миллиона рублей. Выделена сумма в размере 3378,9 миллиона рублей на финансирование государственных областных целевых программ, что составило 18,5 процента в структуре расходов областного бюджета на 2002 год, в том числе на финансирование программ за счет средств целевых областных бюджетных фондов предусмотрена сумма в размере 2899,1 миллиона рублей. В рамках целевой федеральной программы "Жилище", направленной на реформирование жилищно-коммунальной сферы, изменена схема финансирования бюджетных расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства путем сокращения прямого бюджетного финансирования на оплату расходов по жилищно-коммунальному хозяйству с установлением средств, предназначенных для адресной компенсации (жилищных субсидий) семьям с низким уровнем доходов. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований в составе областного бюджета установлен в размере 2190,8 миллиона рублей или в 1,43 раза больше размера аналогичного фонда в 2001 году. В структуре расходов консолидированного бюджета области доля расходов социальной направленности (на образование, культуру и искусство, здравоохранение и физическую культуру, социальную защиту) возросла с 47 процентов в 2001 году до 53 процентов в 2002 году. Таким образом, консолидированный бюджет области не только сохранил свою социальную ориентированность, но и нарастил ее. 4. Задачи по реализации бюджета Свердловской области на 2002 год В целом поступления в 1 квартале текущего года в консолидированный бюджет области составили 5536,0 миллиона рублей, темп роста поступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 130,2 процента при запланированном в целом по 2002 году темпе роста в 122,7 процента. При этом фактический темп роста поступлений по налогу на прибыль организаций к поступлениям 1 квартала прошлого года составил 138,6 процента, что значительно превосходит запланированный в целом по году темп роста в размере 73,9 процента. По налогу на доходы физических лиц фактический темп роста поступлений составил 141,8 процента, что ниже запланированного по году в размере 180,5 процента. Снизились поступления по налогу с продаж и составили 93,2 процента к аналогичному периоду прошлого года, по налогам на совокупный доход темп роста поступлений составил 113,2 процента при плане в 197,7 процента, по налогам на имущество -161,4 процента при плане в 125,5 процента. Несмотря на позитивную ситуацию с поступлениями доходов в 1 квартале бюджет Свердловской области на 2002 год является напряженным в части исполнения бюджетных назначений по доходам, от чего напрямую зависит финансирование его расходов. Исходя из этого задачи Правительства Свердловской области по исполнению бюджета области на 2002 год состоят в следующем: 1) обеспечить максимальную активизацию деятельности исполнительных органов власти Свердловской области, направленную на исполнение областного бюджета на 2002 год, с обязательным привлечением хозяйственных руководителей, самой широкой общественности, в том числе и профсоюзной; 2) обеспечить выполнение постановления по утверждению конкретных мероприятий, направленных на безусловное исполнение бюджетных назначений областного бюджета по доходам на 2002 год; 3) сконцентрировать дополнительные усилия рабочей группы на повышении прибыльности предприятий и организаций реального сектора экономики, направленные на повышение налога на прибыль, продолжающего оставаться одним из базовых бюджетных доходных источников; 4) обратить пристальное внимание на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и неукоснительно обеспечить своевременное и полное финансирование данного вида расходов как на областном уровне, так и на муниципальном; 5) обеспечить внедрение в Свердловской области казначейского исполнения бюджета в качестве инструментария, направленного на повыше-ние эффективности использования бюджетных средств. Раздел II. Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики в 2003 году Главными целями, определенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года, являются: сделать Россию процветающей и зажиточной страной, чтобы жить в ней было комфортно и безопасно; создать условия, при которых граждане России могут зарабатывать деньги и - с выгодой для себя - вкладывать в экономику России. Сопутствующими данным целям задачами являются: недопущение правовой небрежности и недооценки последствий принимаемых решений при доработке Налогового кодекса Российской Федерации; проведение работы по разграничению сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти; установление в рамках федерального законодательства четкой структуры местного самоуправления в целях повышения его эффективности; дальнейшее проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленное на улучшение качества его услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление; создание благоприятного налогового климата для развития малого предпринимательства. Исходя из этого основными целями бюджетной и налоговой политики, проводимой в Свердловской области в 2003 году, являются поддержание устойчивых темпов дальнейшего подъема экономики Свердловской области, снижение социального неравенства, достижение высокой эффективности использования бюджетных средств. Отношения между органами государственной власти Свердловской области и руководителями организаций Свердловской области, функционирующих в негосударственных сферах экономики, как и в предыдущие годы должны развиваться в рамках открытости и равноправного партнерства, строгой ответственности за принятые обязательства, в условиях обязательного соблюдения федерального и областного законодательства. Основные задачи в области бюджетной и налоговой политики, исходя из намеченных целей, состоят в следующем: 1) недопущение роста государственных расходов темпами, опережающими рост экономики; 2) завершение налоговой реформы с целью уменьшения налогового бремени и создания экономически обоснованной эффективной налоговой системы; 3) завершение процесса разграничения доходных и расходных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской федерации и обеспечение на этой основе сбалансированности бюджетов всех уровней; 4) недопущение конъюнктурного спада и отрицательной динамики в развитии экономики Свердловской области через разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение платежеспособности потребителей; 5) улучшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, повышение активности в сфере инвестиционной деятельности; снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и решение на базе развития экономики области проблем социального характера; 6) увеличение доли налоговых поступлений в составе валового регионального продукта, проведение в этих целях борьбы с неэффективными собственниками, скрывающими реальную налоговую базу в целях ухода от налогообложения, активизация работы с хозяйствующими субъектами в целях максимально возможного расширения налоговой базы, в том числе обеспечение: упорядочение деятельности торговых домов с целью недопущения снижения налоговых поступлений в бюджет Свердловской области вплоть до их ликвидации; инициирования процедуры по смене собственников предприятий при их отказе работать по смете как базовому финансово-учетному документу; повышения размера средней заработной платы работников предприятий до уровня не ниже среднеобластного, сближение заработной платы основных и вспомогательных рабочих; 7) проведение главами муниципальных образований детального анализа производственно-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях выявления причин роста их кредиторской задолженности, выработка мероприятий по сокращению затрат вплоть до обеспечения баланса их доходов и расходов, обеспечение разработки планов организационных мероприятий по оздоровлению в шестимесячный срок жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований; 8) усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста; 9) формирование и обеспечение исполнения бездефицитного бюджета с объемом доходов не менее 40 миллиардов рублей; 10) переход на систему среднесрочного планирования бюджета; 11) расширение поля внедрения системы казначейского исполнения областного бюджета; 12) продолжение работы по погашению накопившейся задолженности предприятий, в том числе путем списания безнадежной дебиторской задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет; 13) создание рациональной системы по управлению областным государственным имуществом, обеспечивающей оптимизацию расходов на управ-ление государственным имуществом и рост объемов поступлений неналоговых доходов в областной бюджет; 14) совершенствование методологии формирования областного бюджета на 2003 год в рамках требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Раздел III. Первоочередные задачи в области налоговой политики в 2003 году 1. Особенности формирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2003 год На формировании доходной части областного бюджета на 2003 год в первую очередь скажутся планируемые изменения в федеральном налоговом законодательстве, к которым относятся: 1) принятие и введение в действие с 1 января 2003 года глав Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок уплаты:государственной пошлины; налога на имущество организаций; транспортного налога; налогов, связанных с использованием природных ресурсов; таможенных пошлин и сборов; 2) принятие и введение в действие с 1 января 2003 года изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на установление порядка применения специальных режимов налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства и при выполнении соглашений о разделе продукции и предусматривающих отмену неэффективных налогов. 3) принятие и введение в действие с 1 января 2003 года изменений в первую часть Налогового кодекса, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. Территориальный дорожный фонд Одним из самых острых вопросов, волнующих органы власти Свердловской области, является вопрос о территориальных дорожных фондах. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 1 июля 2002 года приняла в третьем чтении законопроект, направленный на компенса-цию выпадающих доходов территориальных дорожных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог. Законопроект сохранил статус территориальных дорожных фондов, источниками образования которых являются: 50 процентов доходов от акцизов на нефтепродукты, новый транспортный налог на владельцев автотранспортных и водно-воздушных транспортных средств, поступлений от погашения задолженности по отменяемому налогу на пользователей автомобильных дорог, субвенции из федераль-ного бюджета на ведение дорожного хозяйства. Кроме того, источником формирования фонда будет являться земельный налог в размере 100 процентов доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. (Доходы от увеличения региональной ставки налога на прибыль с 14,5 до 16 процентов не имеют целевой направленности и будут направляться на финансирование расходов областного бюджета). По предварительным расчетам доходы территориального дорожного фонда Свердловской области в 2003 году должны составить сумму размером в 3,6 миллиарда рублей, в то время как в текущем году доходы названного фонда запланированы в размере 3915 миллиона рублей, а в 2003 году в условиях законодательства 2002 года составили 4389 миллиона рублей, т.е. доходы фонда в 2003 году снизятся почти на 800 миллионов рублей. При этом необходимо отметить, что областной бюджет теряет источники финансирования текущих расходов в размере 470 миллионов рублей, а с учетом индексации земельного налога в 1,8 раза - 1,2 миллиарда рублей.Также необходимо отметить, что акцизы на нефтепродукты, которые должны быть источником формирования фонда - это новое направление в налоговой системе, и опыта и механизмов по их привлечению в бюджет субъекта Российской Федерации пока нет. В связи с изложенным необходимо обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой обеспечить компенсацию выпадающих доходов территориального дорожного фонда Свердловской области. Налогообложение малого предпринимательства Одной из актуальных тем является налогообложение малого предпринимательства. Правительство Российской Федерации в целях упроще-ния системы налогообложения малого предпринимательства и снижения налогового бремени на малое предпринимательство, являющегося главным сдерживающим фактором его развития, в настоящее время Государственная Дума в третьем чтении приняла проект федерального закона, который содержит значительные изменения по отношению к действующей системе. Суть изменений - в упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства состоит в следующем: изменены критерии отнесения налогоплательщиков - годовой доход от реализации не должен превышать 15 миллионов рублей; численность работающих не должна превышать 100 человек; применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога, при этом производится уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд России в порядке, предусмотренном законодательством об обязательном пенсионном страховании; для индивидуальных предпринимателей - замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество физических лиц в части, используемой доля осуществления предпринимательской деятельности, единого социального налога с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством; выбор объекта налогообложения (доход или доход за вычетом расходов) определяется самим налогоплательщиком; снижена ставка налога; предусмотрена уплата минимального налога; уточняется порядок определения доходов и расходов. Правительство области выразило свое мнение, направив заключение авторам законопроекта. Вызывает сомнение целесообразность предоставления налогоплательщику права выбора объекта налогообложения, так как выбор объектом налогообложения доходов за вычетом расходов позволяет налого-плательщику скрывать свои доходы. Необходимо определить в качестве на-логооблагаемой базы доход организации и индивидуального предпринимателя. Представляется достаточным в применении этой системы добровольное право перехода на упрощенную систему. Также следует дать название этому налогу (возможно по аналогии с единым сельскохозяйственным налогом). Необходимо в целях упрощения контроля предусмотреть процедуру выдачи налоговым органом свидетельства о переходе на упрощенную систему налогообложения. Предложенные изменения в налогообложении единым налогом на вмененный доход кардинальны и вызывают много вопросов. Предлагаемый режим налогообложения заключается в замене ряда налогов (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество) единым налогом на вмененный доход, то есть налогом на потенциально возможный доход плательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов. Законопроект освобождает плательщиков единого налога на вмененный доход от уплаты единого социального налога. В то же время в целях га-рантированного пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных предпринимателей плательщики единого налога сохранят обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. Сужается перечень видов деятельности, подпадающих под действие законодательства о едином налоге на вмененный доход. Предлагается распространить эту систему на следующие виды деятельности - оказание бытовых услуг, оказание ветеринарных услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, розничная торговля и общественное питание, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Величина базовой доходности установлена в самом кодексе. Регулирование налогообложения будет осуществляться тремя коэффициентами (К1 - коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли, К2 - коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ассортимента товаров, работ, услуг, сезонности, иные особенности, КЗ - коэффициент инфляции). Субъекты Российской Федерации решают вопрос о введении у себя на территории указанной системы налогообложения, определяют виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, а также устанавливают значение коэффициента К2 в пределах от 1,0 до 0,5. Правительство области отметило следующие недостатки: 1) сокращение перечня видов деятельности, подпадающих под перевод на уплату единого налога на вмененный доход; 2) сохранение разночтений законопроекта и общероссийского классификатора услуг населению. 3) сокращение прав органов власти субъектов Российской Федерации по переводу субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; 4) недостаточное для гибкого налогообложения наличие практически двух коэффициентов, учитывающих все особенности предпринимательской деятельности в различных точках страны. Отсутствие методологии определения кадастровой стоимости земли и максимальной кадастровой стоимости земли для данного вида деятельности, а также значений этой стоимости не дает возможность "примерить" законопроект для Свердловской области, которая уже четвертый год успешно работает в этом направлении; 5) необоснованные размеры базовой доходности для сфер предпринимательской деятельности. Необходимо разослать субъектам Российской Федерации полный комплект документов для того, чтобы на местах провести работу по расчету изменений налоговой нагрузки на налогоплательщиков во избежание негативных последствий принятия поспешных решений. В рамках областного налогового законодательства в текущем году предстоит провести следующие изменения, реализация которых также начнется с 1 января 2003 года: - введение специального налогового режима для сельскохозяйственных предприятий, что обеспечит расширение налогооблагаемой базы. Этот режим предлагает установление единого сельскохозяйственного налога для организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных пред-принимателей при условии, что доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в общей выручке составила за прошедший год не менее 70 процентов. Объектом налогообложения являются сельскохозяйственные угодья. Налоговая ставка устанавливается законодательными органами власти субъекта Российской Федерации в зависимости от объема уплаченных налогов и сборов, а также кадастровой стоимости площадей сельскохозяйственных угодий. - введение уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в связи с предполагаемым внесением во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации главы 26.3. "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", что обеспечит упрощение налогообложения и снижение налогового бремени в сфере малого предпринимательства и повлечет его развитие, с одной стороны, и, с другой стороны, также обеспечит расширение налогооблагаемой базы; -установление и введение на территории Свердловской области транспортного налога. Региональный транспортный налог вводится взамен действующих в настоящее время налога с владельцев транспортных средств и налога на водно-воздушные транспортные средства. В качестве объекта налогообложения этим налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы, самолеты, вертолеты, яхты и т.д. Для всех транспортных средств предлагается установить единую налоговую базу в виде мощности двигателя. Законодатели области должны принять закон об установлении, введении транспортного налога на территории области, установить конкретные ставки налога, определить порядок и сроки уплаты, форму отчетности. Возможно предоставление налоговых льгот. Стимулирование народного хозяйства путем льготного налогообложения В этом направлении необходимо сохранить действующее по областному законодательству льготное налогообложение организаций и физических лиц. По налогу на имущество предприятий будут действовать пониженные ставки налога для организаций ЖКХ, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров, в том числе метро. Не будет облагаться имущество (в части, зачисляемой в областной бюджет) предприятий потребительской кооперации, машинно-технологических станций, редакций средств массовой информации и телерадиовещательных компаний, специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты. Освобождаются от уплаты земельного налога в части, зачисляемой в областной бюджет, земли строящихся объектов предприятий горнодобывающей отрасли, протезно-ортопедические организации, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, пенсионеры, имеющие звание ветерана в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", другие категории. По плате за пользование водными объектами будут действовать пониженные ставки для плательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения. На предстоящий год необходимо предусмотреть в областном законодательстве предоставление льгот по налогу на прибыль организаций, стимулирующих свою инвестиционную деятельность. Необходимо обратиться в федеральные органы власти с просьбой о восстановлении такой льготы в 25 главе Налогового кодекса Российской Федерации. Представляется необходимым путем предоставления налоговых льгот стимулировать деятельность по сбору и переработке дикорастущих трав, древесных смол, ягод и грибов, малое предпринимательство. Неналоговые доходы В отношении доходов от использования и продажи земель проекты федерального законодательства предусматривают индексацию ставок арендной платы за землю с коэффициентом 1,8. Кроме того, централизуемая в федеральном бюджете часть налога направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. В 2003 году продолжится процесс приватизации земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности юридических и физических лиц. Одновременно с процессом передачи земельных участков в частную собственность должен складываться механизм эффективного управления земельными ресурсами. В отношении доходов от использования и продажи недвижимости Здесь главным направлением деятельности остается максимальное вовлечение в хозяйственный оборот незавершенных строительных объектов, являющихся собственностью Свердловской области. Реализация этого направления возможна в следующих формах: передача объекта в доверительное управление с правом его последующего выкупа, оплата данным имуществом обязательств Свердловской области, закрепление объекта на праве оперативного управления за учреждением или на праве хозяйственного ведения за предприятием для более эффективной реализации ими уставных целей, внесение объекта в качестве вклада области в уставный капитал хозяйствующих субъектов и др. В отношении доходов в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности Свердловской области, и от приватизации этих акций. Увеличение доходов областного бюджета по акциям, принадлежащим Свердловской области, должно достигаться за счет активизации деятельности представителей государства в акционерных обществах, направленной на повышение экономической эффективности деятельности обществ и увеличе-ние поступлений в областной бюджет в виде дивидендов. В отношении доходов от использования и продажи объектов интеллектуальной собственности. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собст-венности, созданных за счет средств государства, расширит его присутствие в экономике. Активизации этого процесса должен способствовать предлагаемый к реализации в Налоговом кодексе принцип капитализации ряда расходов, в частности, начисление амортизации на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, связанные с созданием новой или усо-вершенствованием производимой продукции, которые не могут быть едино-временно отнесены на затраты организации в соответствующем налоговом периоде. 2. Основные направления налоговой политики В области налоговой политики в 2003 году в обстановке продолжающейся налоговой реформы, направленной на снижение налогового бремени в сфере материального производства, главной задачей будет тщательное выявление всей ресурсной налоговой базы Свердловской области и обеспечение максимально возможной собираемости доходов, закрепленных в соответствии с законодательством за областным бюджетом. В этой связи Правительству Свердловской области необходимо обеспечить реализацию следующих основных направлений: 1) обеспечение максимальной активизации исполнительных органов государственной власти Свердловской области по повышению собираемости бюджетных доходов совместно с органами местного самоуправления му-ниципальных образований, хозяйственными руководителями, с обяза-тельным привлечением к этой работе широкой общественности, в том числе и профсоюзной; 2) проведение постоянной работы по координации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области с налоговыми органами и органами налоговой полиции по сбору бюджетных доходов; 3) закрепление налогов и сборов за бюджетами муниципальных образований на долговременной основе в качестве одного из элементов системы регулирования межбюджетных отношений; 4) разработка проекта закона Свердловской области "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" в связи с проектируемым внесением во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации главы 26.3. "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", которая должна вступить в действие с 1 января 2003 года; 5) проведение доработки областного налогового законодательства в связи с изменениями федерального налогового законодательства; 6) рост объемов поступлений неналоговых доходов в областной бюджет за счет создания рациональной системы по управлению областным государственным имуществом, включающей в себя: развитие и совершенствование системы контрактных отношений в сфере управления государственной собственностью; инвентаризацию государственной собственности Свердловской области, в том числе бесхозного имущества, с целью выявления нерационально используемых объектов, объектов интеллектуальной собственности, а также объектов незавершенного строительства с последующим вовлечением их в хозяйственный оборот, совершенствование контроля за использованием объектов государственной собственности Свердловской области; реформирование управления земельными ресурсами с использованием резервов роста их доходности; повышение эффективности использования государственного казенного имущества в составе казны Свердловской области; оптимизация расходов на управление государственной собственностью при активизации процессов ее приватизации. Раздел IV. Первоочередные задачи в области бюджетной политики в 2003 году 1. Основные направления бюджетной политики в 2003 году В сфере бюджетной политики на 2003 год Правительство Свердловской области должно обеспечить реализацию следующих основных направлений: 1) обеспечение государственной поддержки экономического роста путем создания благоприятных условий для инвестиций в развитие произ-водства через обеспечение финансовой поддержки из бюджета. В проекте закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2003 год" должны быть запланированы средства на финансирование областных целевых про-грамм, в числе которых особое внимание должно быть уделено поддержке программ жилищного строительства, а также предоставление субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, предоставление отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет, предоставление налоговых и инвестиционных налоговых кредитов, а также предоставление гарантий; 2) проведение согласованных действий со стороны исполнительных органов государственной власти Свердловской области и хозяйствующих субъектов при проведении тарифной политики в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг и за предоставление тепло- и электроэнергии; 3) повышение ответственности органов исполнительной власти Свердловской области за исполнение бюджета как в части доходов, так и в части расходов, за целевое расходование бюджетных средств; 4) повышение уровня сбалансированности бюджета путем дальнейшей оптимизации бюджетных расходов за счет снижения уровня непроизводительных затрат, усиления контроля за собираемостью налогов, совершенствования налогового законодательства, а также ликвидации нерациональных бюджетных расходов, оптимизации сети бюджетных учреждений, уменьшения расходов на государственное управление; 5) оказание финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований в целях обеспечения частичного погашения кредиторской задолженности с их стороны перед хозяйствующими субъектами; 6) проведение дальнейшей работы по минимизации внутреннего долга области; 7) оказание всесторонней финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям Свердловской области; 8) составление смет доходов и расходов исполнительных органов власти и областных бюджетных учреждений, исходя из возможностей бюджета и обоснованности планируемых затрат; 9) проведение тщательного отбора государственных областных целевых программ, подлежащих финансированию из областного бюджета в 2003 году, с точки зрения их обоснованности и реалистичности, а также достаточности средств для обеспечения их финансирования; 10) дальнейшее реформирование жилищно-коммунальной сферы в целях сокращения бюджетных расходов с установлением в проекте бюджета на 2003 год средств, предназначенных для адресной компенсации (жилищных субсидий) семьям с низким уровнем доходов; 11 ) обеспечение формирования цен и тарифов в рамках компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Фе-дерации с учетом интересов производителей и потребителей товаров и услуг; 12) оптимизация системы расчетов за энергетические ресурсы, обеспе-чивающая исключение необоснованных затрат и своевременное поступление средств за вырабатываемую энергию. 2. Состав областного закона об областном бюджете на 2003 год, подходы к его формированию В проекте разрабатываемого на 2003 год проекта бюджета должны содержаться его основные характеристики, к которым относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета; нормативы отчислений от собственных доходов, передаваемых бюджетам муниципальных образований; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств; лимиты предоставления инвестиционных налоговых и бюджетных кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года; характеристики государственного долга. В составе областного бюджета должны быть сформированы следующие целевые бюджетные фонды: - целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Свердловской области; -целевой бюджетный фонд Свердловской области "Восстановление и охрана водных объектов". Должно быть предусмотрено сохранение соотношения текущих и капитальных расходов на уровне 2002 года. Проектные бюджетные показатели на 2003 год должны быть сформированы с учетом следующих условий: - расчеты доходов ведутся в условиях действующего налогового законодательства; - Свердловская область является регионом-донором; - доля оплаты населением услуг жилищно-коммунального хозяйства составляет 80 процентов; - предоставляются жилищные субсидии малообеспеченным слоям на-селения; -прогнозируется увеличение в 1,3 раза цен и тарифов (в том числе на электроэнергию и теплоснабжение) для населения и бюджетных организаций; - прогнозируется рост заработной платы работников бюджетной сферы в 1,33 раза с 1 октября 2003 года. Основные подходы к расчетам доходов и расходов областного бюджета заключаются в следующем. Доходы областного бюджета на 2003 год и фонд финансовой поддержки муниципальных образований формируются исходя из начисленных платежей по доходам в 2001 году с последующей оценкой ожидаемых поступлений в 2002 году (кроме налога на прибыль) и прогнозом поступлений доходов на 2003 год с учетом коэффициентов ожидаемого роста поступлений, определяемых на основе прогнозируемых макроэкономических показателей социально-экономического развития области на 2003 год. Расходы областного бюджета на 2003 год рассчитываются на базе бюджетных назначений по расходам областного бюджета на 2002 год с учетом индексов-дефляторов, предусматривающих изменения тарифов на тепло- и электроэнергию для бюджетных организаций, индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы и рост цен, связанный с инфляционными ожиданиями в сфере материальных затрат. Основные направления формирования финансовых обязательств Свердловской области на 2003 год Финансовые обязательства Свердловской области, закрепленные законом Свердловской области "Об областном бюджете на 2003 год", как и в предыдущие годы, должны носить социально ориентированный характер, быть направлены на создание условий для повышения прибыльности организаций области и закрепление положительных тенденций, обеспечивающих экономический рост в хозяйственном комплексе. Будут финансироваться расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику и жилищно-бытовое обслуживание, населения, физическую культуру и спорт, развитие малого предпринимательства, расходы на бесплатные медикаменты по перечню, утвержденному Правительством области, расходы на бесплатное детское питание, обязательное медицинское страхование неработающего населения, реализацию федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О погребении и похоронном деле" и областных законов социальной направленности, таких как "Об адресной социальной помощи", "О защите прав ребенка". Источником финансирования расходов социальной направленности в 2003 году в основной своей части будут доходы бюджета области. В обязательном порядке будет оказываться государственная поддержка инвестиционно-инновационной деятельности, а также сельским товаропроизводителям в форме селективной поддержки агропромышленного комплекса для закупки современной техники, элитных семян и прогрессивных технологий. Особое внимание будет уделяться стимулированию введения в хозяйственный оборот неиспользованных земель, вопросам агрохимического оздоровления, вопросам повышения плодородия почв. Образование На современном этапе развития России образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, выделение необходимых для этого ресурсов, создание механизмов их эффективного использования. В 2003 году к наиболее приоритетным направлениям, финансируемым из областного бюджета, относятся: 1) дальнейшее развитие содержания общего и профессионального образования: обеспечение образовательных учреждений бесплатной учебной и методической литературой, информационное обеспечение образовательных учреждений; 2) реализация принципа общедоступности образования: укрепление парка школьных автобусов для организации подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов к местам обучения, обеспечение одеждой и обувью учащихся из малообеспеченных семей: 3) повышение квалификации педагогических и руководящих работников, приведение численности и направлений подготовки студентов в соответствие с требованиями региона; 4) совершенствование структуры системы профессионального образования с привлечением инвестиций в систему образования; 5) реализация социальных гарантий педагогическим работникам, принятие мер по закреплению педагогических кадров в системе образования, усиление социальной защиты молодых педагогов; 6) развитие системы дополнительного образования и осуществление мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 7) укрепление здоровья обучающихся: приобретение спортивного обо-рудования и инвентаря для обеспечения образовательного процесса в образовательной области "Физическая культура", приобретение учебной мебели, соответствующей техническим и гигиеническим нормативам. Культура и искусство В сфере культуры и искусства по-прежнему приоритетными направлениями, финансируемыми из областного бюджета, будут: 1) обеспечение жизнедеятельности театров, концертных организаций, клубов, библиотек, средних профессиональных учебных заведений, цирков, музеев, парков культуры и отдыха; 2) проведение крупных культурных акций, таких как международные, всероссийские и региональные фестивали деятелей культуры и искусства, организация выставок и концертов; 3) сохранение и развитие профессионального художественного творчества; 4) сохранение системы подготовки кадров, обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры; 5) обеспечение модернизации деятельности библиотек и музеев Свердловской области, использование новых информационных технологий в учет-но-хранительской и популяризаторской деятельности; 6) развитие культурно-досуговой деятельности и системы кинообслуживания населения Свердловской области; 7) эффективная государственная охрана и использование недвижимых памятников истории и культуры; 8) укрепление материально-технической базы отрасли; 9) разработка государственной целевой областной программы "Восстановление и охрана памятников истории и культуры" исходя из наличия доходного источника областного бюджета от использования указанных памятников истории и культуры Свердловской области. Здравоохранение и физическая культура Важнейшей целью работы здравоохранения в Свердловской области является улучшение состояния здоровья жителей Свердловской области, повышение качества и доступности медицинской помощи, создание условий для здорового образа жизни населения. Для осуществления ее в 2003 году будут проводиться: 1) реализация Территориальной программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан Российской Феде-рации, проживающих на территории Свердловской области, контроль за выполнением государственного и муниципальных заказов по оказанию бесплатной медицинской помощи населению; 2) обеспечение доступной и качественной лекарственной помощи населению Свердловской области на основе внедрения в практику формулярной системы, контроля качества и безопасности лекарственных средств; 3) внедрение и развитие целевых программ Губернатора Свердловской области "Мать и дитя", "Интенсивная помощь"; 4) реализация программ по поддержке дорогостоящих и высокотехнологичных видов помощи (кардиохирургия, онкогематология, гемодиализ); 5) дальнейшее реформирование амбулаторно-поликлинической помощи с усилением профилактической, направленности и развитием института врача общей практики; 6) организация мероприятий по профилактике и снижению инфекционных и социально опасных заболеваний; 7) снижение общей, материнской и младенческой смертности; 8) повышение эффективности распределения ресурсов здравоохранения, усиление системы учета и контроля их целевого. и рационального ис-пользования. Основной задачей в сфере физической культуры и спорта в 2003 году является реализация мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни населения и физическое развитие детей, подростков и молодежи. Социальная защита К приоритетным направлениям деятельности в сфере социальной защиты на 2003 год, финансируемым из областного бюджета, относятся следующие: 1) исполнение в полном объеме федеральных и областных законов и программ социальной направленности; 2) реализация эффективной демографической и государственной семейной политики в рамках концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года"; 3) оптимизация инфраструктуры, укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты; 4) активизация работы по организации эффективной системы самообеспечения населения, использованию возможностей негосударственных общественных и спонсорских организаций, повышению имиджа благотворительной деятельности; 5) совершенствование деятельности службы медико-социальной экспертизы и развитие системы реабилитационных учреждений для инвалидов, реализация Концепции реабилитации инвалидов Свердловской области; 6) нормотворческая деятельность по совершенствованию механизмов реализации социальных законов и программ; 7) дальнейшее совершенствование организации социальной защиты населения области на основе передовых технологии и социальных стандартов; 8) погашение части имеющейся задолженности по выплатам ежемесячного пособия на ребенка и адресной социальной помощи за прошлые годы; 9) создание двух областных государственных учреждений - Центра социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий и социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних в городе Екатеринбурге, а также социального стационарного учреждения нового типа для молодых инвалидов с психическими отклонениями с сохранным интеллектом; 10) оснащение всем необходимым специализированным оборудованием социально-реабилитационных центров инвалидов "Мирный", "Полянка", а также отделений при Каменско-Уральском и Орджоникидзевском домах-интернатах для престарелых и инвалидов; 11) повышение уровня профессиональной квалификации кадрового состава органов социальной защиты населения. Жилищно-коммунальное хозяйство Жилищно-коммунальное хозяйство по-прежнему остается одной из самых затратных отраслей экономики области. При этом ни население, ни бюджет не покрывают полностью расходы по предоставленным жилищно-коммунальным услугам, что систематически усугубляет положение отрасли. В целях решения данной проблемы на федеральном уровне принята целевая программа "Жилище", в соответствии с которой перед жилищно-коммунальным хозяйством области и консолидированным бюджетом облас-ти стоят следующие задачи на 2003 год: 1) проведение инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса; 2) прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги; 3) ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса; 4) установка в жилых домах приборов учета и регулирования потребления населением всех видов коммунальных услуг и переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе; 5) совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Стабильное и достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг должно быть достигнуто: обеспечением своевременной оплаты потребителем (в том числе 80 процентов населением) жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт, с учетом роста потребности на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы; мерами по снижению издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг, повышению тарифов на жилищно-коммунальные услу-ги с учетом роста доходов населения, проведению экспертизы обоснованности затрат и норм потребления; упорядочением механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг; переориентацией нерациональных расходов предприятий, выявленных в ходе аудита и экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры; созданием прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и целевого использования составляющих тарифа на модернизацию и развитие (амортизационные отчисления, прибыль) и на установку приборов учета и регулирования потребляемых населением коммунальных услуг на уровне жилого дома. Сельское хозяйство Выделяемые в 2003 году средства из областного бюджета на финансирование сельского хозяйства области будут иметь целевой характер и будут использованы по следующим направлениям: 1) поддержка племенной работы в животноводстве и элитного семеноводства в растениеводстве; 2) техническое перевооружение производственной базы животноводства и птицеводства, внедрение современных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве; 3) проведение мероприятий по стимулированию введения в оборот пустующих земель и работ по улучшению землеустройства и землепользования; 4) приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота на условиях лизинга; 5) адресная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, способных увеличить производство продуктов питания, на условиях долгосрочного и краткосрочного кредитования; 6) выделение предприятиям агропромышленного комплекса субсидий для погашения процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях области, в том числе по инвестиционным кредитам сроком до трех лет; 7) выделение государственных инвестиций на исполнение мероприятий областных целевых программ; 8) выделение субвенций на животноводческую продукцию, стимулирующих стабилизацию и наращивание объемов производства в животноводстве; 9) создание областного фонда продовольствия для обеспечения снабжения продуктами питания социальных бюджетных учреждений области; 10) подготовка и переподготовка кадров агропромышленного комплекса, строительство жилья для привлечения и закрепления кадров руководителей и специалистов сельского хозяйства, научно-исследовательские работы, мероприятия по эпизоотическому благополучию. При этом в структуре расходов по указанным направлениям удельный вес расходов на финансирование программ и мероприятий по развитию животноводства должен быть доведен до 20,0 процентов, мероприятий по повышению плодородия почв - до 20,0 процентов, на инвестиционные вложения на возвратной основе- до 45 процентов. Управление государственной собственностью Свердловской области В сфере управления государственной собственностью Свердловской области средства областного бюджета будут расходоваться по следующим направлениям: 1) разработка и реализация программ инвентаризации объектов интеллектуальной собственности Свердловской области; 2) информационное обеспечение процессов управления земельными ресурсами; 3) создание информационной системы, интегрирующей базы данных органов государственной власти в сфере управления государственным имуществом; 4) финансирование расходов капитального характера на реконструкцию и восстановление объектов недвижимости с предварительной оценкой эффективности от их альтернативного использования; 5) направление бюджетных инвестиций на развитие инженерной и дорожной инфраструктуры с целью вовлечения в хозяйственный оборот новых земельных участков; 6) направление бюджетных инвестиций на развитие областных государственных унитарных предприятий за счет средств, полученных в виде доходов от их деятельности и продажи их имущества; 7) финансирование содержания объектов жилья и социально-культурного назначения, находящихся в собственности Свердловской области, направление бюджетных инвестиций на их капитальный ремонт. Целевые бюджетные фонды Свердловской области В рамках целевого бюджетного территориального дорожного фонда Свердловской области должно быть обеспечено: приоритетное финансирование совершенствования, модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог; повышение качества дорожных работ на основе внедрения научно-технического прогресса и новой дорожно-строительной техники; совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов; снижение риска потерь бюджетных средств за счет взимания недоимки; повышение технологичности работ и снижение их стоимости. В составе целевого бюджетного фонда Свердловской области "Восстановление и охрана водных объектов" в качестве приоритетных на 2003 год будут установлены следующие направления расходов: поддержание системы пользования водными объектами; охрана и восстановление качественного состояния водных объектов; обеспечение устойчивого функционирования гидротехнических соору-жений водохранилищ, прудов, накопителей сточных вод; защита паводкоопасных территорий от вредного воздействия вод; разработка нормативных-правовых актов, регулирующих отношения в сфере использования и охраны водных ресурсов, разработка и внедрение программных продуктов. В связи с отсутствием в настоящее время на федеральном уровне законодательной базы по системе экологических платежкей целевой бюджетный экологический фонд Свердловской области в составе областного бюджета на 2003 год представляется целесообразным заменить на соответствующую областную целевую программу. В отношении формирования в составе областного бюджета целевых бюджетных фондов Правительству Свердловской области необходимо: следовать положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и не создавать новых целевых бюджетных фондов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации; рассмотреть необходимость формирования целевых бюджетных фондов с малым объемом целевых источников. В связи с этим Правительству Свердловской области целесообразно не формировать целевой бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Свердловской области в составе областного бюджета, а заменить его соответствующей государственной целевой программой Свердловской области. Государственные целевые программы Свердловской области В составе бюджета Свердловской области на 2003 год должно быть предусмотрено финансирование расходов по линии государственных целевых программ Свердловской области, принимаемых в целях комплексного решения важнейших социальных и экономических задач, связанных с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области по предмету ведения Свердловской области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области. С принятием Закона Свердловской области от 28 декабря 2001 года 92-03 "О государственных целевых программах Свердловской области" ("Областная газета" от 29.12.2001 г. 262-263) деятельность по программно-целевому планированию становится более формализованной, базируется на четко определенных критериях, увязанных с ресурсным обеспечением, повышается ответственность заказчиков областных государственных целевых программ за реалистичность предусматриваемых в них мероприятий, а также за результаты их осуществления. Долгосрочные целевые программы Свердловской области будут иметь статус закона Свердловской области. Приоритетными задачами для программно-целевого планирования в 2003 году в целях реализации Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" являются: 1) расширение строительства жилья, развитие газификации и сети автомобильных дорог, материальной базы учреждений социальной сферы, опережающее инженерное и транспортное обустройство территорий массовой жилой застройки; 2) развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, патриотическое воспитание граждан; 3) осуществление адресной социальной поддержки населения, решение проблем молодежи, материнства и детства; 4) поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов в агро-промышленном комплексе; 5) поддержка малого предпринимательства; 6) энергосбережение, рациональное использование природных ресурсов и достижение экологического равновесия; 7) обеспечение реализации комплекса программ, направленных на опережающее развитие наукоемких экспортно-ориентированных отраслей хозяйственного комплекса Свердловской области; 8) укрепление правопорядка и пожарной безопасности. Одной из ведущих в составе областных целевых программ на 2003 год является программа "Строительство жилья, развитие газификации и социальной инфраструктуры Свердловской области", в которой в качестве приоритетов определены строительство школьных зданий взамен ветхих и аварийных, развитие жилищного строительства и наращивание объемов строительства газовых сетей. Особое внимание будет уделено сельской школе: львиная доля инвестиций обеспечит в селах и небольших рабочих поселках современные условия обучения детей. Приоритетным направлением областных инвестиций будет жилищное строительство, значительные объемы капитальных вложений будут направлены на реализацию мероприятий областной целевой программы "Переселение граждан в Свердловской области из ветхого и аварийного жилищного фонда". Предусматривается также строительство домов на основе долгосрочного кредитования жилищного строительства. Будет продолжено строительство жилья на возвратной основе в сельской местности, строительство жилья для молодых специалистов, прибывших на работу в бюджетные учреждения, расположенные в сельской местности. С целью государственной поддержки реального сектора экономики Свердловской области будут реализовываться областные инвестиционные программы. Обеспечению условий для развития экономически эффективных, наукоемких производств, созданию благоприятного инвестиционного климата, увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью должна способствовать реализация мероприятий, заложенных в областных инвестиционных программах "Развитие фармацевтической промышленности Свердловской области на 2002 - 2005 годы", "Развитие легкой промышленности Свердловской области на 2001- 2003 годы", "О стабилизации и развитии лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2002 - 2005 годы", "Структурная перестройка производственной базы строительной индустрии Свердловской области на 2001 - 2005 годы". Необходимо обратить особое внимание на обеспечение приоритетного развития стратегически важных отраслей промышленного комплекса Свердловской области и скорейшего принятия и реализации в этих целях областных инвестиционных программ, направленных на рост объемов наукоемкой продукции гражданской продукции на предприятиях военно-промышленного комплекса на период до 2005 года и на увеличение производства новых видов продукции на основе технического перевооружения предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области на период до 2005 года, а также на обеспечение поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Раздел V. Межбюджетные отношения 1. Межбюджетные отношения Свердловской области с федеральным центром Межбюджетные отношения Свердловской области с федеральным бюджетом строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о бюджете на соответствующий год. Ставки отчислений в бюджет области по регулирующим налогам устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и требованиями федерального бюджета на соответствующий год. Дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений будет осуществляться в рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Правительством Российской Федерации. Данная программа предполагает разграничение расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти; разграничение на договорной основе налоговых полномочий и доходных источников, преобразование "регулирующих" до-ходов с ежегодно устанавливаемыми нормативами в "закрепленные" на долгосрочной основе доходные источники соответствующих бюджетов; законодательное установление уровней муниципальных образований (территориальных - непосредственно входящих в состав субъекта федерации, поселенческих - входящих в состав муниципальных образований, данное рас-пределение населенных пунктов по уровням внутри муниципальных образований необходимо осуществить в целях обеспечения бюджетного регулирования на местном уровне; создания новых механизмов предоставления финансовой помощи, обеспечивающих наиболее рациональное выделение и оптимальные размеры помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим в целях обеспечения выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности; по-вышения ответственности регионов за проводимую бюджетную политику, усиления контроля при формировании и исполнении территориальных бюджетов, в значительной степени зависящих от финансовой помощи из феде-рального бюджета). Тем не менее при наличии Программы по развитию бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года в настоящее время существует целый ряд вопросов, не решенных на федеральном уровне и препятствующих формированию реальных бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе и бюджета Свердловской области. Одной из основных задач Правительства Свердловской области является самое активное участие в обеспечении реализации на федеральном уровне в рамках Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года следующих предложений Губернатора Свердловской области: 1) совершенствование методики бюджетного регулирования, выравнивание доходов и расходов каждого субъекта Российской Федерации. При этом налоговый потенциал территории следует рассчитывать, опираясь на налоговые поступления и величину недоимки по налоговым платежам в бюджеты. Расчет бюджетных расходов необходимо проводить в соответствии с федеральным законом о минимальных государственных социальных стандартах; 2) незамедлительное осуществление законодательного разграничения расходных полномочий по уровням бюджетной системы; 3) выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации путем расчета минимально необходимых бюджетных расходов на основе минимальных государственных социальных стандартов и финансовых нормативов, дифференцированных по субъектам Российской Федера-ции в зависимости от региональных особенностей; 4) оценка всех расходных статей бюджетов трех уровней и закрепление под требуемый объем расходов на постоянной (долговременной) основе равноценных по собираемости налоговых источников, соблюдая принцип бездефицитности минимальных бюджетов субъектов Российской Федерации и оптимизации самодостаточности регионов; 5) соблюдение юридической чистоты, недопущение случаев нарушения действующего законодательства при разработке проектных бюджетных показателей; 6) проведение процедуры согласования расходной и доходной частей региональных бюджетов с каждым субъектом Российской Федерации; 7) выделение в рамках реализации Программы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства при выстраивании межбюджетных от ношений достаточных сумм, распределяемых по бюджетам субъектов Российской Федерации, на погашение просроченной кредиторской задолженности, как это делается регионами; 8) увеличение нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации, либо создание Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства и Фонда жилищных субсидий для малообеспеченных категорий населения. В настоящее время федеральный центр проводит бюджетно-налоговую политику, направленную на централизацию доходов в федераль-ном бюджете, практически сохраняя неизменными в субъектах федерации объемы расходов социальной направленности, что приводит к резкому их обнищанию. Заложенный в методике формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в качестве базового принцип определения налогового потенциала субъекта в прямой зави-симости от объема валового регионального продукта является неприемлемым, так как отсутствует прямая пропорциональная зависимость между двумя этими показателями, а для нашей области характерны опережающие темпы роста валового регионального продукта в сравнении с темпами роста налогового потенциала в силу структурных влияний экономического сектора области на данные показатели. При этом федеральный центр зачастую проводит политику увеличения расходов в рамках бюджетов субъектов Россий-ской Федерации, не сообразуясь с их возможностями по обеспечению доходами, что приводит к наращиванию кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации. В этой связи Правительству Свердловской области необходимо обеспечить реализацию следующих мероприятий: 1) направить в федеральный центр обращение с просьбой предусмот-реть в рамках федерального бюджета на 2003 год средства, распределяемые по бюджетам субъектов федерации и направляемые на реализацию Программы по реформированию ЖКХ в части погашения просроченной кредиторской задолженности; 2) подготовить совместно с депутатами Законодательного Собрания Свердловской области и направить в адрес Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации обращения с просьбой принять меры, направленные на реализацию одного из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьями 28 и 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа сбалансированности бюджетов любого уровня, для чего: пересмотреть принципы формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, заложив в качестве ба-зового принципа реальное состояние налоговой базы субъектов Российской Федерации; внести изменения в федеральное налоговое законодательство, направ-ленные на увеличение налоговой базы субъектов Российской Федерации; предусмотреть в федеральном бюджете на 2003 год восстановление норматива перечисления налога на добавленную стоимость в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере не менее 25 процентов; 3) обратиться в Правительство Российской Федерации с двумя альтернативными предложениями: либо в законодательном порядке принять меры, позволяющие полно-стью компенсировать отмену налога на пользователей автомобильных дорог; либо сохранить на 2003 год действующие источники поступления доходов в территориальные дорожные фонды. 2. Межбюджетные отношения в Свердловской области Система межбюджетных отношений в Свердловской области должна базироваться на принципах равноправия, согласования интересов и взаимной ответственности ее участников. Она не должна допускать применения для отдельных муниципальных образований особого порядка формирования доходов, финансирования на их территории расходов из областного бюджета, особых условий предоставления финансовой помощи. Исходя из этого условия построения межбюджетных отношений в Свердловской области должны состоять в следующем: четком разграничении расходных полномочий областного бюджета и бюджетов муниципальных образований; четком и стабильном разграничении и закреплении доходных источников за бюджетами; равенстве бюджетных прав муниципальных образований; создании объективного и прозрачного механизма финансовой помощи местным бюджетам; равенстве всех местных бюджетов во взаимоотношениях с областным бюджетом; создании системы качественного управления общественными финансами на областном и местном уровнях; взаимной ответственности органов государственной власти Свердлов-ской области и органов местного самоуправления за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям; введении мягких критериев основных бюджетных параметров, а именно: 1) отношение доходов местных бюджетов к доходам областного бюджета в составе бюджета Свердловской области на очередной финансовый год (без учета доходов целевых фондов и средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований) должно быть не менее 55 процентов; 2) нормативы отчислений передаваемых бюджетам муниципальных образований-реципиентов областных доходов должны быть установлены по налогу на прибыль организаций в размере 100 процентов, по налогу на доходы физических лиц - не менее 85 процентов; 3) к нормируемым прочим расходам муниципальных образований-доноров должен применяться коэффициент индексации в размере не менее 1,3. Стабильное разграничение и закрепление доходных источников на основе единых принципов и подходов, введение коэффициента индексации в размере не менее 1,3 к нормируемым прочим расходам муниципальных образований-доноров должно обеспечить заинтересованность как органов государственной власти области, так и местного самоуправления в формировании благоприятных условий для экономического развития и наращивания налогового потенциала соответствующих территорий. Исходя из этого величина нормативов отчислений по регулирующим налогам для муниципальных образований в 2003 году должна быть не менее установленных в 2002 году при условии сохранения индивидуального подхода к их установлению и закрепления нормативов отчислений передаваемых бюджетам муниципальных образований-реципиентов областных до-ходов, которые должны быть установлены по налогу на прибыль организаций в размере 100 процентов, по налогу на доходы физических лиц - не менее 85 процентов. Финансовая помощь местным бюджетам должна быть направлена на финансирование текущих расходов, ответственность за которые возложена на органы местного самоуправления с целью обеспечения доступа граждан к основным бюджетным услугам вне зависимости от места их проживания, прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру и социальное обеспечение. Распределение финансовой помощи должно производиться по единой методике на основе формул с проверяемыми расчетами и объективных критериев бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований при одновременном создании стимулов для проведения рациональной бюджетной политики в муниципальных образованиях. Межбюджетные отношения в Свердловской области строятся в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, указанными в начале данного раздела, а также в соответствии с нормами, установленными областными законами "О бюджетном процессе в Свердловской области", об областном бюджете на очередной финансовый год. Нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований области по регулирующим налогам устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, требованиями федерального и областного бюджетов на соответствующий год. В целях оказания финансовой поддержки в составе областного бюджета на 2003 год должен быть сформирован фонд финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований. Объем фонда финансовой поддержки представляет собой сумму дотаций муниципальным образованиям, в основе определения которых лежит принцип сбалансированности. Объем доходов определяется по закрепленным за местными бюджета-ми в соответствии с налоговым законодательством налогам и сборам, а также по налогам, передаваемым местным бюджетам по установленным на 2003 год нормативам. В целях определения размеров финансовой поддержки оценка текущих расходов местных бюджетов осуществляется на основе финансовых показателей, отнесенных на соответствующий натуральный показатель (1 житель муниципального образования, 1 учащийся и т.д.), с корректировкой на инфляционные ожидания. Порядок формирования Фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Свердловской области. В составе областного бюджета на 2003 год должны быть предусмотрены субвенции и субсидии, предоставляемые муниципальным образованиям и имеющие целевое назначение. Предусматривается заключение Правительством Свердловской области соглашения с органами местного самоуправления муниципальных образований об оздоровлении местных финансов, на основании которых будет производится выделение из областного бюджета бюджетных ссуд бюджетам муниципальных образований для покрытия кассовых разрывов на финансирование текущих расходов местных бюджетов. Будет обеспечено бюджетное финансирование в рамках областных целевых программ по поддержке депрессивных территорий, а также капитальных расходов в сферах здравоохранения и физической культуры, образования, культуры и искусства, социальной защиты, находящихся в ведении муниципальных образований. Раздел VI. Политика управления государственным внутренним долгом Свердловской области в 2003 году Основной целью, стоящей перед Правительством Свердловской области в сфере управления государственным внутренним долгом, является сокращение объема долга и расходов на его обслуживание на основе формирования и исполнения бездефицитного бюджета. Для повышения эффективности управления государственным долгом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации создается единая система учета и регистрации государственных внутренних заимствований Свердловской области и муниципальных заимствований. Политика Правительства Свердловской области в 2003 году в сфере внутреннего долга осуществляется с учетом позитивных тенденций в экономике области, преодоления последствий долгового кризиса на федеральном и местных уровнях и будет направлена на реализацию следующих целей: реструктуризацию заимствований, направленную на оптимизацию их сроков и доходности; сокращение объема задолженности. Основной составляющей государственного внутреннего долга Свердловской области являются в настоящее время государственные гарантии. В 2003 году предполагается в первую очередь продолжить работу по обеспечению условий погашения заемщиками кредитов, предоставленных под гарантии Свердловской области. Планируется также отказаться от предоставления новых крупных гарантий до существенного снижения объема данного вида долга. Учитывая потребность предприятий области в финансовой поддержке, необходимость создания благоприятных условий для инвестиций, гарантии предполагается предоставлять в рамках финансового года. В части кредитных соглашений и договоров основной задачей по управлению и обслуживанию данного вида долга будет работа, направленная на реструктуризацию кредитов с целью снижения стоимости заимствований и оптимизации их сроков, погашение кредитов. Этому способствует работа по поддержанию долгосрочного кредитного рейтинга Свердловской области в международном агентстве "Standart & Poor`s" и повышение агентством в августе 2001 года долгосрочного кредитного рейтинга Свердловской области до уровня "ССС+". Выпуск государственных ценных бумаг продолжает оставаться наиболее привлекательным для инвесторов и удобным для бюджета источником заимствований. В этой сфере будет продолжен тщательный анализ эффективности рынка государственных ценных бумаг в части их доходности, сроков заимствований, ликвидности с целью осуществления выпуска государственных облигаций при создании благоприятных для бюджета условий.