В.Маслаков: "Мингосимущество Свердловской области устало от земельного конфликта с мэрией Екатеринбурга"
b>1 октября 2002 года комитет по промышленной политике и хозяйственной деятельности Свердловской областной думы принял решение вынести на заседание облдумы законопроект "Об областной государственной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости Свердловской области на 2003-2002 год". О перспективах землеустройства на Среднем Урале корреспонденту "Уралинформбюро" рассказал заместитель министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Виктор Маслаков. "Уралинформбюро": Виктор Викторович, общий объем финансирования данной программы 1 миллиард рублей. На какие цели будут израсходованы такие громадные средства? В.Маслаков: В первую очередь, они будут направлены на формирование опорно-межевой сети, подготовку инструментария для работы с землей как с объектом недвижимости и работу по описанию земельных участков и всех объектов, которые на них находятся. Под этим подразумеваютя не только собственно объекты недвижимости, но также инженерные и транспортные коммуникации, зеленые насаждения. Первоначально пройдет сбор и анализ информации, в том числе с использованием данных аэрофотосъемки, затем - постановка земельного участка на учет и, наконец, регистрация собранных сведений в органах юстиции. Только после этого будет решаться вопрос о проведении какой- либо сделки с конкретным участком земли. Областная программа является частью вертикально интегрированной федеральной программы, на реализацию которой выделяется 20 миллиардов рублей. При этом обязательным условием получения федеральных средств, является финансирование части программы из областного бюджета. На осуществление нашей программы с 2003 по 2007 год предполагается выделить 1 миллиард рублей. При этом 500 миллионов должно быть затрачено муниципальными образованиями, 350 миллионов выделено из областного бюджета и лишь 150 миллионов из федерального центра. В 2003 году из бюджета Свердловской области на мероприятия, предусмотренные данной программой, должно быть затрачено 57 миллионов рублей. - Каково практическое применение сведений, содержащихся в земельном кадастре? В.Маслаков: Собранные данные, в первую очередь, могут использоваться для ускорения процедуры приватизации земли под предприятиями Свердловской области. Для принятие решения по каждой конкретной заявке необходимо 8 блоков информации. В первую очередь, требуется информация по сервитуту, то есть по ограничению права пользования землей. Такую информацию с учетом огромной территории Свердловской области получить достаточно сложно. Во-вторых, необходима информация о коммуникациях, расположенных на данной земле, причем к ним относятся и объекты МЧС. Сложность состоит в том, что большая часть из них уже много лет не используется и фактически заброшена. И, наконец, надо описать все объекты недвижимости, которые находятся на данной территории. Здесь основная сложность в том, что за последнее время было возведено много новых объектов. Например, земельный участок выделен в 1940 году, приватизирован в1992 году. Потом он кому-то был сдан в аренду, и на нем был построен имущественный комплекс. Получается, что это уже чужая земля. Необходимо все это обследовать. Если бы вся эта информация уже была в Земельном кадастре, мы могли бы принять решение по земельному участку в течение двух недель. А сейчас для того, чтобы не сделать ошибки, нам приходится специально посылать людей для сбора всех необходимых сведений. В среднем, на это уходит 3-4 месяца. Хотя, например, при приватизации земли под ОАО "Синарский трубный завод" процесс затянулся почти на полгода. Но, конечно, это ,скорее, исключение. Нам приходится запрашивать учреждения юстиции, муниципальные образования, областной земельный комитет и на согласование всех документов также необходимо время. Само же решение о приватизации земли может быть принято за одну неделю. - Свои земельные участки уже выкупили такие крупнейшие предприятия Свердловской области как ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" и ОАО "Уральская трубная компания". Какие предприятия готовы последовать их примеру? В.Маслаков: К нам вскоре начнут поступать заявки от предприятий, входящих в ОАО "СУАЛ-Холдинг", от ряда предприятия ОАО "Уральская горно-металлургическая компания", в том числе от ОАО "Богословское рудоуправление" и ОАО "Святогор". Намерено подать заявку на приватизацию своего земельного участка и ОАО "Конфи". Все земли под этими предприятиями находятся в компетенции министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. Из предприятий, находящихся в федеральной компетенции, заявку на приватизацию земельных участков уже подготовило ОАО "Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение", а также ряд заводов в Екатеринбурге, в частности, ЗАО "Машиностроительный завод имени В.В.Воровского". - Не секрет, что в последние годы правительство во Свердловской области и администрация Екатеринбурга никак не могут выработать единый механизм выделения земель на территории уральской столицы. Сдвинулось ли дело с "мертвой точки"? В.Маслаков: Ситуация очень простая. На сегодня все решения о выделении землеотводов принимает Мингсоимущество Свердловской области. Кроме того, на территории Екатеринбурга более 60% земель являются федеральными или областными. По федеральному закону и постановлению российского правительства 576 от 7 августа 2002 года, любой договор аренды земельного участка, где есть доля Федерации, или который приносит доходы федеральному бюджету, согласовывается через федеральные органы власти или через уполномоченный орган Минимущества РФ, то есть через Мингсоимущество Свердловской области. В данном случае нет никакой разницы, мы ли принимаем решение о выделении земельного участка, или это делает Москва. По затрате времени и средств для заявителя в этом нет никакой разницы. В конце сентября под руководством заместителя полномочного представителя Президента РФ в УрФО Сергей Вахрукова состоялось совещание представителей администрации Екатеринбурга и правительства области. Мы договорились заключить с мэрией уральской столицы соглашение о сотрудничестве в вопросе выделения земель на территории города. Сейчас идет выработка конкретного текста соглашения. Вся подготовительная работа должна завершиться через месяц, то есть до конца октября 2002 года. С.Вахруков занял в нашем споре очень конструктивную позицию: он не собирается решать его в чью-то пользу, а пытается помочь прежде всего заявителям, уставшим от затянувшегося земельного противостояния. Наша позиция аналогична, потому что мы тоже стоим на страже интересов заявителя. Нам не нужны эти межвластные разборки. Нам нужно, чтобы любой человек или представитель какого- либо юридического лица как можно быстрее оформил документы на получение земельного участка, а областной бюджет получил бы от этого свой доход. К концу октября станет ясно, удалось ли нашему министерству и представителям администрации Екатеринбурга в конце концов выработать по данному вопросу единую позицию. Если соглашение все-таки будет заключено, в городе, наконец-то, будет назначен представитель областного Мингосимущества, занимающийся вопросами согласования необходимой для выдачи землеотводов документации. Интервью подготовил Андрей РЯБОВ