Должны будем ...
Власти Свердловской области готовятся увеличить внешний долг.
В начала 2014 года на сайте госзакупок появилась информация о том, что региону требуется банк, способный открыть кредитные линии на общую сумму 10 миллиардов рублей. Это как кредитная карта с овердрафтом: лимит можно в любой момент выбирать, и в любой же момент можно погашать задолженность.
До октября минувшего года государственный долг Свердловской области составлял около 18 миллиардов рублей, а в IV квартале область заняла еще около 16 миллиардов рублей. Таким образом, на 1 января 2014 года госдолг составил 33,9 миллиарда рублей.
Экономисты подчеркивают, что при оценке ситуации с долгами важна не сама цифра, а ее соотношение с "чистыми" доходами региона (дотации из федерального бюджета в расчет не берутся). Согласно Бюджетного кодекса регион имеет право занимать до тех пор, пока объем долговых обязательств не сравняется с ежегодным доходом. В Свердловской области лимит выбран лишь на четверть (можно занять еще трижды по 33,9 миллиарда.)
Вместе с тем, любой долг нужно обслуживать: платить проценты и постепенно с ним рассчитываться. Власти дают понять, что займы региону вполне по карману. Есть мнения, что долг необходимо наращивать с умом, и что настораживает не сам его размер, а темпы с которыми Свердловская область берет на себя очередные обязательства. Корреспонденты "Уралинформбюро" собрали мнения экспертов по поводу долговых перспектив Среднего Урала.
Антон Глумов, директор экспертно-аналитического департамента Администрации губернатора Свердловской области
Расходы на обслуживание госдолга в 2013 году составили 1 051,4 миллиона рублей при плановом значении 1 375,7 миллионов рублей. Это примерно 0,6% в общих расходах без учета объема субвенций (Бюджетный кодекс ограничивает такие траты потолком в 15%).
В настоящее время Министерством финансов Свердловской области ведется работа по открытию кредитной линии на сумму 10 миллиардов рублей для обслуживания дефицита и госдолга. Кредитная линия подразумевает возможность оперативного привлечения кредитных ресурсов в случае необходимости. Это запланированная работа по реализации закона "О бюджете Свердловской области на 2014 год". Использование данного инструмента позволяет более эффективно управлять государственным долгом, привлекая кредитные ресурсы только тогда, когда это действительно необходимо.
Александр Татаркин, директор Института экономики УрО РАН
Для покрытия дефицита, а также для обслуживания имеющегося долга использовать такие займы достаточно опасно, потому что любой сбой в этой цепочке может затянуть бюджет области и ее руководство в большие неприятности. Тут следует, как это принято говорить, семь раз отмерять и лишь один отрезать.
Если говорить о величине долга, то ничего опасного в том, что эти 25%, например, были бы использованы для инвестиций в реальный сектор экономики нет. Сегодня, по крайней мере опираясь на публикации в открытых источниках, я не могу с уверенностью сказать, куда точно были направлен данные средства. Но, судя по тому, как верстался бюджет области на 2014 год, займы используются не так эффективно как того хотелось бы.
Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области.
Я считаю, что при формировании бюджета на 2014 год губернатор должен был честно признаться, что ситуация тяжелая и исходить из реального положения вещей. А так – денег может не хватить, и тогда мы вынуждены будем брать кредит. На начало прошлого года область уже была должна около 22 миллиардов. В конце года сказали, что нужно открыть кредитную линию на 13 миллиардов, на всякий случай. В декабре провели конкурс, а в январе уже взяли деньги. Теперь будет объявлен очередной конкурс уже на 10 миллиардов рублей - опять говорят, что открывают про запас.
Изначально доходная часть бюджета 2014 года планируется в размере 164 миллиардов рублей. Реально доходов где-то на 15 миллиардов меньше. И уже в мае нам предстоит корректировать бюджет, доходную и расходную части. Только образование, здравоохранение и социальная сфера – обязательная часть - составляют 132 миллиарда рублей. Но есть еще ЖКХ, экология и много другое. Есть вероятность, что придется закрывать дыру очередным кредитом.
В некоторых регионах ситуация с долгами хуже, чем в Свердловской области, однако мы движемся к долговой яме семимильными шагами.
Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор
Долг большой, но не катастрофически большой. Самое плохое, что с долгом мы входим в тяжелые с точки зрения экономики времена. В 2013 году экономика замедлялась, в 2014 году она будет падать. Сейчас будут нужны деньги, а у нас нет "подушки безопасности", и есть долг, который, помимо прочего, нужно обслуживать. При этом доходы бюджета будут снижаться, и долг, как ни крути, придется продолжать наращивать дальше. Получается, что в непростой для региона период не только сокращаются доходные источники, но и увеличиваются расходы, что крайне нежелательно.
Евгений Зяблицев, экономист, депутат Законодательного Собрания Свердловской области
Жить нужно по средствам: если уровень доходов снижается, то нужно оптимизировать расходы. И в первую очередь нужно урезать траты на "мегапроекты" - такие, как, например, "Титановая долина". В прошлом году вложили 300 миллионов рублей, в этом готовимся вложить еще 500. Итого 800 миллионов рублей. Первая новость про то, как там идут работы - территорию огородили новым забором. И так, если "поскрести", то можно если не совсем избавиться от необходимости занимать деньги, то, по крайней мере, не влезать в долги.
В самом долге ничего совсем уж страшного нет, когда понятно из каких средств его потом отдавать. Просто долгое время бюджет Свердловской области оставался бездефицитным, и кредиты мы не брали.
Александр Косинцев, экономист, депутат гордумы Екатеринбурга
Конечно, предпочтительнее иметь бездефицитный бюджет. Но в условиях финансовой неопределенности сложно не залезть в долги. Область берет на себя определенные финансовые обязательства, одна из установок губернатора - продолжать их исполнять. Однако долг придется отдавать, и этот процесс займет не один год, это процесс всегда болезненный.
Мы оказались заложниками экономической ситуации. Займы - это возможность, прописанная в Бюджетном кодексе, все делается в соответствии с законодательством. В целом же нам остается надеяться, что кризис не настолько серьезно заденет экономику Свердловской области. У нас по итогам 2013 года рост ВВП зафиксирован на уровне 3% - ниже, чем в 2012, но это все-таки позитивный момент.
Задолженность по кредитам некоторых субъектов РФ (информация предоставлена министерством финансов России):
Александр РЕБЕКО, Александра ГАЗИЗОВА