Прогноз пике уральской столицы

Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий отправил в городскую думу Прогноз социально-экономического развития уральской столицы на три ближайших года. Проведенный анализ этого документа, определяющего ближайшую перспективу города-миллионника, вызывает массу вопросов. Прогноз сильно отличается и от идеологии перспективного стратегического плана развития Екатеринбурга, который в последнее время так лелеет городская администрация, и от представления, по крайней мере, публичного, самого мэра о развитии уральской столицы. Разумеется, хорошо, что комитет по экономике городской администрации разработал вполне реалистичный проект, тогда возникает закономерный вопрос: а зачем нам морочат голову с более перспективными документами? Вариантов ответов может быть три, и все они, на наш взгляд, нелицеприятны для нынешнего городского руководства. Первый: Аркадий Чернецкий плохо представляет ситуацию в Екатеринбурге (может быть, теперь он несколько изменит собственные взгляды на городское хозяйство). Второй: мэр утопичен в своих взглядах, что говорит о полной бесперспективности его как главы города. Третий: А.Чернецкий намеренно рисует пасторальную картинку на более отдаленную перспективу, чтобы иметь хоть какие-то шансы на продолжение собственной политической карьеры, причем, необязательно в качестве градоначальника. Истинный ответ, скорее всего, в симбиозе предложенных вариантов: градоначальник действительно озабочен собственной карьерой, поэтому он обсуждает не столько план развития города, сколько привычно приукрашенную - и сильно приукрашенную! - свою предвыборную программу, в которой заметны и искажения истинного положения Екатеринбурга, и потеря ориентации в городском хозяйстве. Все это печально, так как уже сейчас можно ожидать потерю минимум года, а, может быть, и больше для развития города. Это особенно печально, так как другие российские города, сопоставимые с Екатеринбургом, гораздо ответственнее относятся к собственному будущему, зачастую обладая значительно меньшим потенциалом для роста. Главное отличие двух документов в отношении к промышленности города. Нет смысла подробно останавливаться на истории Екатеринбурга, на роли металлургических и машиностроительных предприятий в становлении столицы Урала. Тем более странным выглядит пропагандируемое отношение нынешних городских чиновников и к истории, и к экономическому значению тяжелой промышленности. Супер-идея А.Чернецкого - создать несколько обособленное Сити, в котором будут милые сердцу, желудку и карману мэра банки, ресторации, прогулочные зоны и здание мэрии. Все, что создает проблемы, при этом реально создавая ценности города, должны быть отнесено "за 101 километр". Стратегический городской план составлен до 2015 года, но уже сегодня видно, что он объективно неосуществим, хотя бы потому, что нереально создать по сути новые города-спутники Екатеринбурга, в которых будут размещены промышленные зоны, а также провести всю необходимую инфраструктуру, в первую очередь, дороги к новым промышленным зонам. В свою очередь в Прогнозе основными факторами, определяющими развитие экономики Екатеринбурга на среднесрочный период, признаются динамика развития российской и мировой экономики, определяющая состояние внутреннего и внешнего спроса на продукцию екатеринбургских промышленных предприятий. Авторы документа подчеркивают "среднесрочный период" доминирующего положения промышленности, вполне реалистично доказывая полную зависимость экономики Екатеринбурга от экономической ситуации на российском и мировом ранках машиностроения и металлургии, и, соответственно, зависимость города от собственных машиностроительных и металлургических заводов. Прогноз содержит два варианта развития уральской столицы на ближайшие годы: базовый и благоприятный. Наиболее важные позиции Прогноза - уровень жизни горожан, состояние жилищно-коммунальной сферы, работа городского транспорта. В документе оптимистично отмечается рост уровня жизни в Екатеринбурге, что стало возможно в первую очередь благодаря успешной работе промышленных предприятий. В середине этого года средняя зарплата в городе составила 5029 рублей, увеличившись с середины 2001 года на 43%. Вырос и прожиточный минимум - с 1703 до 2010 рублей. Реакция администрации Екатеринбурга на эти позитивные процессы оказалась незамедлительной: резко подорожали жилищно-коммунальные услуги. Да, уровень бедности в Екатеринбурге в два раза ниже, чем в целом по России, но складывается впечатление, что мэрия пытается "скушать" денежные излишки населения - в уральской столице один из самых дорогих проезд в общественном транспорте, одна из самых высоких плата за ЖКХ, установились практически московские цены на недвижимость, при этом гораздо выше московских цены на продукты питания и товары народного потребления. Все это вкупе нивелирует наши относительно высокие доходы. Многие услуги, оказываемые муниципалитетом, не имеют под собой экономического обоснования, а услуги подконтрольных мэрии частных предприятий имеют своеобразную "екатеринбургскую наценку". Проще говоря, мэрия занимается определенным "муниципальным рэкетом", собирая дань с населения. В результате при существенном росте заработной платы в Екатеринбурге резко выросло количество семей, обратившихся за получением льготам в органы социальной защиты. Если еще год назад льготами пользовались меньше половины семей, имеющих право на них, то сейчас эта цифра выросла до 86%. Увеличилось и число получателей детских пособий. Рост цен на ЖКХ, между тем, не отражается на повышении качества коммунальных услуг. Подорожание произошло по двум причинам: областное правительство повысило тарифы на тепло и электроэнергию, а городская администрация резко взвинтила нормы потребления горячей воды и почти что в двадцать раз (!) увеличила плату за вывоз мусора, уборку улиц, пользование лифтом и т.д. В результате вместо подорожания на 40-50 рублей, квартплата выросла на 300-400 рублей. Более того, были растворены льготы на квартплату для ряда социальных групп, то есть, льгота предоставлялась не на все услуги. Те, кто это заметил эту "игру ума", добились перерасчета, но большинство продолжает платить по завышенным счетам. Все эти меры были предприняты, чтобы рассчитаться с энергетиками: екатеринбуржцам явочным порядком предложено оплатить 600 миллионов рублей искусственного долга, который нарастила мэрия. Но резкое и необоснованное подорожание привело к тому, что долг населения за коммунальные услуги вырос до 341 миллионов рублей и продолжает расти. Следовательно, в будущем году Екатеринбургу нужно будет не столько думать о перспективных планах развития города, сколько заботиться о физическом выживании. Кстати, несмотря на то, что "коммунальный" долг населения по сравнению с 2001 годом вырос в 2,5 раза, екатеринбургские предприятия ЖКХ впервые получили прибыль! Но, как любит говорить сатирик Михаил Задорнов, вы рано смеетесь, это еще не все! В уральской столице близится "трубная катастрофа". Ее предвестие - постоянный прорыв труб при опрессовке, фекальная авария Верх-Исетском пруду. Суровая зима может стать последней для Орджоникидзевского и Чкаловского районов - сорокаградусный мороз уничтожит системы отопления. Энергетики уже заявили, что в 2003 году никаких споров вокруг долга города перед ОАО "Свердловэнерго" может и не быть: если лопнут трубы, а это уже практически неизбежно, то и топить будет не надо. Вопрос отпадет сам собой, а Екатеринбург будет превращаться в мертвый город. Даже в целом реалистично-жизнерадостный Прогноз констатирует, что коммунальщики ничего не вкладывают в замену изношенного оборудования, но куда в таком случае ушла их прибыль? Согласно Прогнозу, уровень изношенности трубного хозяйства - 60%, а это значит, что в наиболее неблагополучных районах города он достигает и 90%. Между тем, в текущем году было заменено лишь 6% труб, да и то не от общего числа, а от жизненно необходимого. Зато по благоустройству мэрия наметила грандиозные планы, да и то потому, что на носу юбилей. Состояние Екатеринбурга за четыре последних года - со времен празднования 275-летия изрядно ухудшилось. Грязь, обветшалость домов, разбитые дороги никак не скрыть. И если трубы закопаны в земле, где благополучно догнивают, то вся эта городская серость выпирает наружу. А. Чернецкий всегда отличался "фасадной политикой", проще говоря, он предпочитает покрасить дом вместо того, чтобы сделать в нем капитальный ремонт. Будущий год оригинальностью не отличается. В честь предвыборного юбилея за два года планируется на 15% увеличить освещенность улиц, в 10 раз по сравнению с прошлым годом и минимум в 3 раза с текущим увеличить объем капитального ремонта дорог, в 5 раз увеличить ремонт тротуаров и в 2 раза площадь газонов. Слов нет, хочется жить в красивом и чистом городе, в уюте, комфорте и порядке. Вот только снова и снова приходится констатировать, что все это - предвыборная показуха, а "внутренностями" города заниматься никто не хочет. Да, и чтобы не было особых иллюзий: основную часть ремонта дорог будут вести предприятия по указке мэрии, то есть, еще одна форма "муниципального рэкета". Что же касается грязи на улицах города, то увеличение объема уборочных работ не предполагается. Прогноз признает очевидное, пусть и в смягчающей формулировке, - "сложившаяся система городского пассажирского транспорта по скорости, затратам времени, доступности, удобству пользования не в полной мере отвечает запросам населения". Идет сокращение маршрутов, километража линий общественного транспорта, из-за состояния дорог и увеличения пробок стремительно падает скорость передвижения городского транспорта. В Екатеринбурге появились, так называемые, коммерческие автобусы, которые фактически выдавливают муниципальный транспорт, только неплохо бы учесть, что их появление было санкционировано мэрией. В коммерческом транспорте выше цены, там не действуют никакие льготы, что уже вызвало волну протеста пенсионеров. Количество пассажиров муниципального транспорта снизилось на 12,8%, соответственно, упали и доходы муниципальных транспортных предприятий. Ничего лучшего, как предложить увеличить плату за проезд, авторы Прогноза не придумали. Таким образом, коммерческий транспорт сыграет свою "выдающуюся роль" в скором повышении платы за проезд: сначала коммерсанты оттянут приличную долю пассажиров, потом притянут к своему уровню цены в муниципальном транспорте, а в результате мы получим искомые 7 рублей за проезд, если не все 8 рублей. Интересно, что сама мэрия почти на 30% снизила финансирование муниципальных транспортных предприятий, как всегда, видя два источника покрытия убытков: областное правительство и само население. Как известно, Аркадий Чернецкий уже объявил о планах привезти в Екатеринбург зимнюю Олимпиаду. Очередной прожект мэра звучит так же заманчиво, как рассуждения Остапа Бендера о Нью-Васюках. По счастью, екатеринбуржцы вовсе не напоминают шахматистов из описанного маленького городка в известном романе, а потому усомнились в грандиозных планах мэра. Действительность оказалась еще плачевнее нашего о ней представления. "Состояние физкультурно-спортивного комплекса города остается тяжелым. В первом полугодии 2002 года продолжилось сокращение организованно занимающихся физической культурой и спортом, в том числе, в детско-юношеских спортивных школах, сократилась численность физкультурных работников. Крайне недостаточной остается численность спортивных сооружений (1,04 сооружения на 1000 жителей). Этот показатель ниже, чем в целом по Свердловской области (3,1 сооружения на 1000 жителей)". Прогноз, который мы процитировали, предполагает увеличить в следующем году количество сооружений на 12, из которых по-настоящему спортивным является Дворец игровых видов спорта, да и тот строит губернатор области Эдуард Россель. Впрочем, и остальные 11 сооружений тоже никакого отношения к властям Екатеринбурга не имеют: количество муниципальных спортивных сооружений в 2003 году не изменится. С таким отношением к спорту говорить об Олимпиаде в Екатеринбурге, увы, не приходится. Чтобы оценить истинность намерений А.Чернецкого, мэрии для начала можно было бы отремонтировать трибуны на стадионе "Динамо", где играет лучшая команда России по хоккею на траве, помочь футбольному клубу "Уралмаш" реконструировать стадион с учетом требований к футбольным клубам, выступающим в высшем и первом дивизионах чемпионата России, обеспечить необходимые условия для создающихся спортивных школ. Конечно, далеко не все в этом вопросе зависит от властей Екатеринбурга, но откровенно наплевательское отношение при показушном настрое выглядит совсем уж цинично. Словом, Прогноз один - проблем у Екатеринбурга становится все больше и больше. Оплачивать их решение в большей степени предстоит горожанам, и это никто не скрывает. Оплатить, конечно, трудно, но можно, да вот только гарантий того, что собранные деньги пойдут на дело, ни у кого нет. Денег из наших карманов вытягивают все больше, а город так и не преодолевает кризисное состояние, только усугубляя его. Хочется все же закончить на оптимистичной ноте и призвать: надо жить, екатеринбуржцы! Вот только не пора ли задуматься, а во главе с кем?

Актуальное