Послание губернатора Тюменской области Сергея Собянина "О социально-экономическом положении Тюменской области"

Уважаемые депутаты областной думы! Учитывая то, что сегодняшнее послание является первым для депутатов этого созыва, позвольте мне более объемно представить картину происходящих явлений в области, проблемы и перспективы развития экономики и социальной сферы. Показать ситуацию в динамике развития - что было, что есть, и что мы прогнозируем с учетом принятия бюджета, который вам предложен на рассмотрение. Мне кажется правильным и то, что послание о социально-экономическом положении в Тюменской области предваряет начало рассмотрения бюджета следующего года, это делает его более предметным и необходимым. Несколько общих позиций, определяющих положение в целом в экономике и социальной сфере. Ситуация характеризуется значительным ростом заработной платы, доходов населения, объемов потребления. Величина данных показателей наиболее высокая среди регионов Уральского федерального округа (кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Оборот розничной торговли в расчете на одного жителя, например, в 2 раза больше, чем в Курганской области, но одновременно мы по этому показателю значительно опередили и такие промышленно развитые регионы, как Свердловская и Челябинская области. Уровень безработицы является значительно более низким, чем по УрФО и стране в целом. Принципиальным является то, что за последние годы резко снизилось количество жителей области, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. В то же время динамика роста валового продукта несколько ниже, чем в некоторых других регионах. Это объясняется рядом объективных проблем у ведущих предприятий области - таких, как Запсибгазпром, Тобольский нефтехимкомбинат, заводы медицинского оборудования, аккумуляторный, нефтяного машиностроения - с одной стороны. С другой - отмечается стабильный рост инвестиций и высокий уровень бюджетной поддержки и бюджетных капитальных вложений, оказывающий положительное влияние на развитие ситуации. Для создания условий устойчивого роста промышленности разработаны и утверждены областные целевые программы развития машиностроения, лесной и деревообрабатывающей, легкой и алкогольной отраслей. В текущем году принят закон "О региональной государственной промышленной политике в Тюменской области". Определены в областном бюджете налоговые льготы, создающие стимулы для развития ряда видов деятельности. Принято решение о введении нового механизма поддержки промышленности области за счет субсидирования 2/3 процентной ставки по инвестиционным кредитам, получаемым предприятиями области в банках на общую сумму около 1 миллиарда рублей. Организуются выставки и ярмарки, что способствует продвижению продукции предприятий региона. В конце прошлого - начале этого года промышленность столкнулась с серьезными проблемами. Это снижение заказов нефтяников, связанное с падением цен на нефть; рост конкуренции среди российских и зарубежных предприятий; увеличение импорта различных товаров. Уменьшились инвестиционные программы потребителей машиностроительной продукции, значительно укрепились конкурентные позиции уральских заводов. Тем не менее, ситуацию удалось стабилизировать. Об этом говорит тот факт, что растут налоговые платежи от промышленных предприятий, составившие 126% к уровню прошлого года. Одновременно в 1,4 раза увеличилась средняя зарплата в промышленности. Добыча нефти в текущем году увеличится на 22%. Продолжается работа над подготовкой проекта соглашения о разделе продукции по группе месторождений и участков недр Уватского района. Выходит из кризиса Тобольский нефтехимический комбинат, уровень его загрузки по объемам перерабатываемого сырья за последние месяцы повысился на 40%. Около месяца назад подписано соглашение с компанией "СИБУР", предусматривающее увеличение почти в два раза налоговых отчислений и продвижение инвестиционных проектов на Тобольской площадке. Позитивные сдвиги происходят в лесопромышленном комплексе. Предприятиям оказывается финансовая поддержка, направленная на реализацию наиболее эффективных проектов, повышение обеспеченности деревообработки сырьем, техническое перевооружение производств. Тем не менее, требуется наведение жесткого порядка в лесопользовании - сегодняшняя ситуация не может нас устраивать. Необходимо усиление контроля государства за использованием лесных ресурсов. Планируется совместно с правоохранительными органами навести порядок в работе лесхозов и лесопромышленных предприятий, что в конечном итоге должно привести к увеличению объемов производства в лесном комплексе, росту зарплаты и поступления налогов. Выпуск водки и ликероводочных изделий в 2002 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 1,8 раза, вина в 14 раз. После длительного простоя вышел на проектную мощность Заводоуковский спиртоводочный завод. Ожидаемый объем производства спирта в текущем году - 300 тысяч декалитров при 24 тысячах в 2001 году. За счет этого поступление акцизов от предприятий алкогольной промышленности в бюджет области возросло в 1,5 раза к уровню прошлого года и в 2,4 раза к уровню 2000 года. Принятые меры по оздоровлению предприятий винно-водочной и спиртовой промышленности позволили практически заново восстановить эту отрасль. Рост объемов производства произошел за счет вытеснения с рынка некачественной и нелегальной продукции. Тем не менее, проблемы в области торговли спиртным остаются: за 8 месяцев число выявленных правонарушений в этой сфере составило почти 5 тысяч. За последние два года в связи с повышением инвестиционной активности наметился рост объемов производства строительных материалов: кирпича, железобетона, конструкций для строительства домов. Благодаря финансовой поддержке крупные изменения произошли в стекольной промышленности, выпуск стеклянной бутылки увеличен в текущем году на 76%. Программа модернизации этой отрасли будет продолжена. По-прежнему серьезным остается положение в машиностроении, медицинской и легкой промышленности. Надеюсь, что целевые программы поддержки данных отраслей окажут положительное влияние. Ввод в действие нового завода лекарственных средств и препаратов увеличит объемы производства медицинской промышленности. Сегодня этот завод принадлежит Ханты-Мансийскому автономному округу и на нем идет достаточно интенсивная подготовка к запуску предприятия. Что касается предприятий легкой промышленности, то ввиду большого роста поставок импортной продукции легкой жизни не ожидается, несмотря на серьезную бюджетную поддержку. За два года объем финансовой поддержки сельского хозяйства составил почти 3,5 миллиарда рублей, из них около 500 миллионов рублей безвозмездных субсидий. За этот период создано около десяти программ развития различных направлений агропромышленного комплекса. Это, конечно, беспрецедентный рост финансовой поддержки, беспрецедентные финансовые вливания, которых нет ни в одном субъекте Федерации. За этот период сельскохозяйственным производителям поставлено свыше 1 тысячи единиц различной техники. Объемы среднегодовых поставок минеральных удобрений в 2001-2002 годах возросли к уровню 2000 года на 30%. Оказано содействие аграриям в приобретении горюче-смазочных материалов и гербицидов. Более чем в два раза увеличены поставки племенного молочного скота, что позволило увеличить надои молока. Начато создание новой отрасли - мясного скотоводства. Я считаю, что это одно из самых серьезных и перспективных направлений не только в Тюменской области, но и в России. Сегодня 50% всей говядины поставляется из-за рубежа. Увеличился валовой сбор и урожайность основных сельскохозяйственных культур. И в прошедшем году и в этом идет положительная динамика реализации основных видов продукции. Достаточно часто спрашивают, почему у Тюменской области и валовой сбор и урожайность сельхозкультур гораздо выше, чем в других регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Среди них область занимает первое место. Более того, она опережает большинство регионов и средней полосы России. Это связано, конечно, с финансовыми вливаниями и изменением технологий обработки почв, количеством вносимых удобрений и т.д. По валовой продукции сельского хозяйства на душу населения область занимает первое место в УрФО. Если в 1999 году этот показатель был ниже, чем в Курганской области, то сегодня мы значительно опережаем наших соседей. Тем не менее, ситуация на селе может характеризоваться как тяжелая. Сельское хозяйство впервые за свою историю столкнулось с кризисом перепроизводства зерна. Значительно возрос импорт продовольствия. Результатом стало резкое падение цен и ухудшение финансового состояния значительного числа сельхозпредприятий. Закупки в региональный фонд впервые принесли невосполнимые потери бюджета. По сути, произошло субсидирование зернового производства за счет более высоких, чем рыночные, закупочных цен. Под серьезным вопросом стал возврат бюджетных кредитов и осуществление лизинговых платежей. Администрация вынуждена была пойти на ряд дополнительных мер, чтобы как-то спасти ситуацию. В частности, приняты решения по компенсации потерь в связи с затоплением посевных площадей, увеличению авансирования уборочной, компенсации расценок на просушку зерна, частичному приему в региональный фонд фуражного зерна вместо продовольственного, дополнительному субсидированию и продлению сроков лизинга и т.д. В целях увеличения закупочных цен на молоко и модернизации молокоперерабатывающей промышленности введен новый порядок субсидирования производства молока. С будущего года предполагается выдача трехгодового субсидированного, практически беспроцентного банковского кредита, который будет одной из основных мер поддержки сельхозпредприятий. Общий объем финансовой поддержки в проекте бюджета увеличен по сравнению с уровнем нынешнего года почти на 300 миллионов рублей. В целом ситуация в сельском хозяйстве становится более конкурентной, по сути идет война за рынки сбыта между крупными российскими и зарубежными корпорациями. Поддержка неконкурентного производства в такой ситуации может обернуться большими потерями. От администрации области, от муниципальных образований и сельскохозяйственных предприятий требуются жесткие адекватные решения. Деньги должны идти в первую очередь тем, кто умеет трудиться, рачительно расходовать ресурсы и создавать первоклассные производства, а не тем, кто их проедает и по сути дела ничего не развивает. В социальной сфере обеспечена работа учреждений, своевременно выплачиваются заработная плата, пенсии и пособия, укрепляется материальная база. В проекте бюджета 2003 года общие расходы на социальные нужды увеличиваются по сравнению с текущим годом на 16%. В результате проектные расходы на капитальное строительство вынужденно уменьшены почти вдвое. В бюджете Тюменской области расходы на образование ежегодно увеличиваются. В 2001 году они составляли 16%, в 2003 году их доля возрастет до 20% общих расходов. В текущем году рост средней заработной платы работников образования составил 53% к уровню 2001 года. В целях социальной защиты работников образования в 2001 и 2002 годах производятся единовременные выплаты. С 1 октября 2003 года будет произведена индексация заработной платы работников образования в 1,33 раза. Приоритетное направление политики администрации области по капитальному строительству объектов образования - обеспечение финансированием вводных объектов, продолжение строительства переходящих социально-значимых объектов, сокращение доли незавершенного строительства. За 2000-2001 годы введены в эксплуатацию 19 школ на 3499 ученических мест, в том числе в 2001 году - 8 школ на 2044 ученических места. В 2002 году планируется ввод 8 школ на 3213 ученических мест, по состоянию на 1 ноября введено 4 школы на 2301 ученических места. В 2003 году планируется ввод 3 школ на 685 ученических мест. Бюджетом области 2002 года на капитальный ремонт учреждений образования было предусмотрено 139,3 миллионов рублей. В целях своевременной подготовки учреждений к началу учебного года администрацией области дополнительно было выделено 45 миллионов рублей. Средства направлены на капитальный ремонт аварийных строительных конструкций, инженерных сетей и кровель. В сфере образования продолжают действовать целевые программы "Развитие высшего и среднего профессионального образования и поддержка науки 2001-2005гг.", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие единой информационной образовательной среды", "Школьный автобус", "Школьный учебник". Одним из главных направлений нашей работы в сфере образования остается создание условий для занятий учащихся физкультурой и спортом. В 2002 году на приобретение спортивного инвентаря целевым назначением выделено 50 миллионов рублей. Мы активно занимаемся оснащением спортивных залов необходимым оборудованием и, конечно, хотим, чтобы они работали минимум до 22 часов, были максимально загружены физкультурно - оздоровительной работой, в том числе с населением по месту жительства. В течение последних 15 лет не обновлялось технологическое оборудование пищеблоков учреждений образования. В 2002 году целевым образом приобретено и поставлено оборудование на сумму 14 миллионов рублей. В 2003 году будет продолжена комплектация столовых технологическим оборудованием. Кроме того планируется оснащение оборудованием и инвентарем пришкольных интернатов, комплектация кабинетов физики и химии, установка охранно-пожарной сигнализации. За 2000 - 2002 годы по программе "Школьный автобус" было получено 179 автобусов для подвоза учащихся в сельские школы. На следующий год мы планируем практически на 100% решить проблему доставки сельских школьников. За 2001-2002 годы в школах области оборудовано 372 компьютерных класса в целях создания и развития единой образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества обучения. В текущем году обеспеченность школ компьютерной техникой достигла 71%, на следующий год мы планируем завершить эту программу. В 2001 году при Тюменском госуниверситете создан "Интернет-центр". За 2001-2002 годы в нем прошли обучение более 2 тысяч учителей. В 2003 году мы не снижаем объемы средств на компьютеризацию учреждений образования. Необходимо завершить обеспечение компьютерной техникой учреждений системы общего образования и приступить к решению этого вопроса для начального и средне-специального профессионального образования. В целом за последнее время удалось существенно поправить ситуацию в образовании и с точки зрения укрепления материальной базы и повышения заработной платы. Тем не менее, приходится констатировать факт, что возможности по дальнейшему росту затрат на образование за счет других статей бюджета исчерпаны. Не беспредельным является и увеличение бюджетных поступлений. Единственным источником дальнейшего роста качества образования и роста благосостояния учителей является более эффективное расходование значительных средств, направляемых в эту сферу - для сравнения могу сказать, что это примерно 60% консолидированного бюджета Курганской области. Резервы для такой работы имеются. Анализируя эффективность функционирования учреждений образования, мы вынуждены были признать необходимость оптимизации сети сельских малокомплектных, укрупнения основных и средних школ, предоставления качественной образовательной услуги. В последние годы росло количество малокомплектных школ с численностью учащихся до 10 человек. Затраты на одного ученика в школах составляют от 3 до 45 тысяч рублей в год, т.е. чем меньше школа, тем дороже ученик. Все это влияет на политику администрации области в сфере укрепления и развития материально-технической базы учреждений образования. Длительное время шел процесс наращивания содержания школьного образования. Безграничное увеличение числа учебных предметов привело к нарастающей перегрузке детей. Только за последние 10 лет нагрузка школьников возросла в полтора раза, а число учебных предметов увеличилось на треть. Диспансеризация детей до 18 лет, проведенная в 2002 году, выявила у 70% детей отклонения в состоянии здоровья: ухудшение зрения, патологию опорно-двигательного аппарата, заболевание нервной и сердечнососудистой системы. С целью снижения информационной нагрузки и увеличения двигательной активности учащихся в текущем году в базисный учебный план введены дополнительно 1 час физической культуры в 1-9 классах, 2 часа - в 10 - 11 классах за счет часов регионального компонента. За последние годы произошло необоснованное уменьшение норматива класс -комплекта, вы знаете, он уменьшился с 40 до 25 человек, соответственно также почти в 1,5 раза увеличились и затраты на образование. Имеются факты несоразмерных затрат на коммунальные услуги, порой за счет школьной котельной отапливается весь поселок, и здесь большой простор деятельности для глав муниципальных образований. В образовании сложилась абсолютно неадекватная, косная система оплаты труда, которая стимулирует увеличение затрат, числа класс - комплектов, нагрузки на учителей и на школьников. В результате мы не можем платить достойную зарплату, мучаем учеников и накладываем дополнительную нагрузку на учителей. Подобные проблемы, которые необходимо решать, имеются и в других отраслях бюджетной сферы. Администрацией области определены приоритеты в развитии образования: уменьшение затрат на одного ученика путем оптимизации сети малокомплектных и укрупнения основных и средних школ, высвобождение неэффективно используемых финансовых ресурсов и направление их на укрепление материально-технической базы учреждений образования; организация многоканального финансирования путем реализации целевых областных и федеральных программ; создание единого информационного образовательного пространства в регионе, с целью обеспечения школьникам условий для персонального доступа к информационным технологиям; введение дифференцированной системы оплаты труда педагогических работников. Достигнутое увеличение объемов средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на финансирование здравоохранения, позволило выйти на более качественный уровень оказания медицинской помощи. Стали доступными широким слоям населения самые современные передовые диагностические и лечебные технологии. Решены вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений мягким инвентарем, в том числе постельными принадлежностями. Я думаю, что у нас закончилась позорная практика, когда люди приходили со своими простынями и лекарствами. Если это где-то есть, то надо наказывать врачей. Основные расходы бюджета связаны с материально-техническим обеспечением деятельности лечебных учреждений и оплатой высокотехнологичных, а также специализированных видов помощи. В 2003 году считаем целесообразным направление средств на вновь вводимые объекты здравоохранения. Соответственно, ежегодно растут расходы на выплату заработной платы. Впервые в 2002 году для улучшения финансирования лечебно-профилактических учреждений взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения в Территориальный фонд ОМС централизованы в полном объеме в средствах областного бюджета. Учитывая, что доля средств ОМС в общих расходах на здравоохранение составляет 43%, указанное мероприятие стабилизировало выплаты заработной платы, финансирование лекарственного обеспечения и лечебного процесса. Увеличение в 2002 году финансирования амбулаторно-поликлинической помощи в среднем на 28% позволило ее сделать более доступной. Речь идет о том, что у нас был серьезный перекос между финансированием больниц и поликлиник. Поликлиники несли основную нагрузку, там была меньше заработная плата и стимулы были выстроены таким образом, что медицина была заинтересована в содержании больничных учреждений, а не в эффективном лечении. Объемы финансирования целевых программ здравоохранения выросли за период с 2000 по 2002 год в 2,6 раза, что позволило значительно улучшить многие качественные показатели состояния здоровья населения. Произошло снижение материнской смертности. Показатели младенческой и перинатальной смертности стали ниже средних показателей по России. Увеличение финансирования мероприятий по вакцинации населения в период с 2000 по 2002 год в 2,7 раза позволило значительно снизить заболеваемость детей управляемыми инфекциями. Заболеваемость детей коклюшем уменьшилась в 8 раз, а такими инфекциями как корь, туберкулез, гепатит В, краснуха - в 1,4 - 2,4 раза, паротитом - в 24 раза. По-прежнему сохраняет свою актуальность проблема заболеваемости туберкулезом. Регулярное финансирование целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" позволило совершенствовать систему активного своевременного выявления больных, повысить эффективность профилактических мероприятий и частично решить проблемы материально - технической базы учреждений здравоохранения. Одним из факторов прогнозируемого роста выявления заболеваемости туберкулезом в 2002-2003 годах является увеличение профилактических осмотров населения области, неохваченного флюорографией более пяти лет. Эти мероприятия способствуют обнаружению болезни на ранних стадиях и приведут в дальнейшем к снижению заболеваемости. Благодаря своевременному выявлению больных туберкулезом снижается количество запущенных форм. Стабилизировалась ситуация по заболеваемости сифилисом. Тенденция к снижению заболеваемости наркоманиями связана с профилактической работой, улучшением взаимодействия с заинтересованными ведомствами. Это серьезный показатель. Успокаиваться там не на чем, но тем не менее, динамика очевидна. В течение трех лет эпидемиологическая ситуация по ВИЧ - инфекции приобрела признаки стабилизации. Объемы средств, затраченных на льготное лекарственное обеспечение, возросли за 3 года почти в 2,5 раза и составят 178,3 миллиона рублей в 2002 году. При высоком удельном весе расходов на медикаменты в общих затратах на здравоохранение (22%), дальнейшей задачей является оптимизация всей системы медикаментозного обеспечения здравоохранения от момента заказа лекарств до использования их в лечебном процессе. По-прежнему негативно влияющим фактором на качество и доступность медицинской помощи в течение всех последних лет является недостаточная укомплектованность лечебно-профилактических учреждений участковыми врачами (при нормативной потребности должностей участковых - терапевтов в 2002 году 356 и участковых педиатров -276, фактически работает терапевтов - 233, педиатров -200). Кроме того, имеет место высокая текучесть кадров данного профиля, главным образом, из-за низкой заработной платы. Мы планируем в 2003 году коренным образом изменить ситуацию в участковой службе - путем повышения оплаты труда за счет преобразований в системе предоставления медицинской помощи. Месячная заработная плата участковых врачей повысится с 1800 рублей до 5000 рублей, участковых медицинских сестер с 1200 рублей до 3900 рублей. Повышение заработной платы повлияет на решение кадровой проблемы. Первоочередной задачей реформирования здравоохранения является проведение структурных преобразований в системе предоставления первичной медицинской помощи, сокращение и эффективное использование коечного фонда, уменьшение объемов стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг в дневных стационарах и в амбулаторно-поликлиническом звене. Восстановление звеньев оказания медицинской помощи от ФАПа до специализированного областного учреждения, работа в условиях обязательного медицинского страхования предполагают наличие единой системы оказания медицинских услуг населению. Одним из приоритетных направлений нашей работы остается социальная защита населения. В сравнении с 2000 годом в 2003 году финансирование отрасли увеличивается почти в 2 раза. Средства направляются на улучшение материальной базы, повышение качества предоставляемых услуг пожилым гражданам и инвалидам, расширение видов услуг, увеличение количества получателей льгот. Стабильно идет рост заработной платы работников системы социальной защиты. В целом с 2000 года фонд заработной платы в отрасли вырастет в 2,7 раза. Введены в строй новые жилые корпуса, банно-прачечные отделения в домах - интернатах для ветеранов и инвалидов - в специализированном пансионате "Пышма", стационарных учреждениях социального обслуживания населения в объединенных муниципальных образованиях Исетский и Ярковский районы, г. Ялуторовск. Решена проблема с ремонтом кровли, теплотрасс, водопроводов, очистных сооружений в большинстве учреждений социального обслуживания населения. В 2003 году данная работа будет продолжена в плановом режиме. В 2002 году в сравнении с 2000 годом расходы на приобретение оборудования и инвентаря для учреждений социального обслуживания выросли в 2,1 раза. Приобретено медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование. В 2003 году по муниципальным бюджетам, в результате оптимизации сети учреждений социального обслуживания населения, планируется высвободить 16 миллионов рублей. Перераспределение средств внутри отрасли стало возможным благодаря созданию на базе нескольких профильных одного комплексного центра социального обслуживания населения, закрытию социальных приютов с незаполняемым коечным фондом, сокращению штатной численности сотрудников. Так, в Викуловском, Голышмановском, Казанском районах в среднем высвободилось 2,5 миллиона рублей по каждому муниципальному образованию. Главам муниципальных образований рекомендовано использовать эти средства на улучшение материальной базы учреждений социального обслуживания населения (приобретение необходимого инвентаря и оборудования), на оказание адресной и материальной помощи. Из областного бюджета финансируются областные социальные программы "Дети - инвалиды", "Социальная защита граждан, уволенных с военной службы и членов их семей", "Профилактика безнадзорности", "Развитие социального обслуживания семьи и детей". В рамках данных программ средства расходуются на приобретение оборудования, автотранспорта, капитальный ремонт реабилитационных центров, центров по работе с семьей и детьми, детских приютов. В 2002 году затраты на финансирование различных льгот для населения составят 593 миллиона рублей. Численность граждан, пользующихся теми или иными льготами, несмотря на естественную убыль населения, не уменьшается, а увеличивается в среднем в год на 12 тысяч человек. Необходимо уже в следующем году ввести персонифицированный учет льгот для перехода на их адресное финансирование. За два года приобретено 1659 автомобилей для ветеранов и инвалидов, в т.ч. 957 - для инвалидов труда и инвалидов с детства за счет средств областного бюджета и 702 автомобиля для инвалидов войны и приравненных к ним лиц - из федерального бюджета. В 2002 спецавтотранспортом обеспечено 233 инвалида войны и приравненных к ним лиц. В настоящее время в области проживает более 8,6 тысяч граждан указанной категории. Ежегодно в очередь на получение спецавтотранспорта встает свыше 100 человек. За 9 месяцев 2002 года количество вновь поступивших документов на выделение машин составило 247. В связи с тем, что действующее законодательство предусматривает замену спецавтотранспорта через каждые 7 лет, уменьшение очередности на данном этапе невозможно. Стратегической задачей отрасли "Социальная защита населения" является повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Для этого необходимо оптимизировать имеющуюся в области сеть учреждений социального обслуживания населения, реализовать законы по предоставлению льгот через введение персонифицированного учета и перехода на адресное финансирование. Администрация области будет продолжать осуществлять поддержку малоимущих слоев населения и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации за счет оказания единовременной материальной помощи, выплаты адресных социальных пособий. За последнее время усилено внимание администрации области к решению молодежных проблем, что проявляется в увеличении объемов финансирования в 2002 году по сравнению с 2000 годом более, чем в 2 раза. Количество детей, охваченных организованным отдыхом, за 2000 - 2002 годы увеличилось на 11,4 тысяч человек, на 64% возросли объемы финансирования летней оздоровительной кампании. Проблемы трудозанятости молодежи, повышение ее конкурентоспособности на рынке труда решаются общими усилиями служб занятости и молодежных структур, работающих на территории области. На сегодняшний день в области нет ни одной территории, которая бы не занималась решением этого вопроса. Ежегодно в областной программе "Временная занятость несовершеннолетних" принимает участие до 20 тысяч подростков и молодежи. Как правило, это подростки из малообеспеченных, многодетных и неполных семей. На территории 23 муниципальных образований действует единая система добровольной подготовки молодежи к военной службе посредством организации специализированных классов на базе образовательных учреждений, в которых обучается около 1,7 тысяч курсантов. Основная часть ребят, походящих подготовку - подростки группы "риска". Результатом проводимой работы является первоочередная востребованность выпускников спецклассов во время призыва на военную службу, в т.ч. при формировании Президентского полка, воздушно-десантных войск и высокий уровень подготовки при поступлении в военные ВУЗы. Организация физкультурно-оздоровительной работы сегодня одно из главных направлений деятельности администрации области. Тюменская область первая из регионов России заключила договор в июне 2002г ода с Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту о совместной деятельности и была определена как экспериментальная площадка по оздоровлению населения и проведению работы по месту жительства. В бюджете 2002 года впервые за последние годы предусмотрено финансирование капитального строительства объектов физической культуры на сумму 170 миллионов рублей, это в 10 раз больше, чем в 2001 году. Проводится реконструкция стадионов "Центральный" и футбольного клуба "Тюмень", Ледового Дворца спорта. В 2002 году сдан в эксплуатацию спортивный комплекс в Омутинском районе и 12 комплексных площадок в других муниципальных образованиях. В 2003 году вступит в строй спорткомплекс в Ишимском пединституте, футбольный манеж на стадионе "Центральный" в Тюмени, физкультурно-оздоровительный центр в Тобольске и спортивно-оздоровительный комплекс в Абатском районе. Муниципальным образованиям на физкультурно-оздоровительную работу было выделено 8,9 миллионов рублей. В 2003 году начнут работу более 20 Центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства во всех городах и районах области, главная цель которых - проведение работы оздоровительной направленности и пропаганда здорового образа жизни среди всех категорий населения. Организация этих Центров позволит увеличить количество ставок инструкторов-методистов по физкультурно-оздоровительной работе почти в 2 раза. На создание и работу этих Центров администрация области выделяет 64 миллиона рублей. С целью привлечения жителей области к активным занятиям физической культурой и спортом администрацией области совместно с муниципальными образованиями приобретается спортивный инвентарь и оборудование. Это позволяет увеличить количество занимающихся в спортивных секциях и группах здоровья, учитывая и расширяя интерес граждан к различным видам спорта. С 2001 года наметилась устойчивая тенденция к стабильному росту финансирования культуры в Тюменской области. Произведено профилирование областных учреждений культуры, формирование вертикали управления в отрасли, оптимизация сети учреждений культуры области, разработаны основные направления деятельности отрасли "Культура", реализуются творческие программы областных и муниципальных учреждений культуры, внедряются системы целевого планирования. В текущем году областным бюджетом предусмотрены 29,5 миллиона рублей на целевые программы возрождения Тобольска и Ялуторовска. В 2003 году предполагается направить на эти же цели 38,5 миллиона рублей, в том числе 20 миллионов рублей - на реализацию долевого финансирования Федеральной целевой программы "Культура России". Нам нужно очень внимательно посмотреть, что мы финансируем и как. У нас по некоторым районам объемы финансирования культуры больше, чем собственные доходы районов. Я понимаю, что хочется жить весело, но считаю, что надо жить и по средствам. Область не устранилась от финансирования жилищно-коммунального хозяйства, как это порой преподносится, наоборот затраты бюджета области на данный комплекс увеличились более чем в 2 раза. Целевое финансирование программ ЖКХ увеличилось в 4 раза. Почти в 6 раз возросли объемы замены ветхих тепловых и водопроводных сетей, что позволило остановить рост аварийности систем тепло- водоснабжения. Если бы мы этого не сделали, то сегодня жили бы в сплошной аварийной ситуации. Значительно увеличено количество газифицированных объектов, в том числе домов и квартир. Газификация позволила уменьшить расходы бюджета на приобретение топлива для муниципальных предприятий. К сожалению, сегодня приходиться говорить о спасении коммунального хозяйства, а не о повышении качества услуг. Мы были на грани экономической и инженерной катастрофы этой отрасли. В результате 10 лет популистской политики мы едва не остались без тепла, воды и света. Ситуация продолжает оставаться чрезвычайной, но по крайней мере наметились положительные тенденции. Отрасль остается неэффективной, непрозрачной - попросту говоря "черной дырой". Попытки наведения порядка в тарифной политике - создание единой областной тарифной комиссии - дали свои результаты, ситуацию удалось стабилизировать, но проблема радикально не решена. С целью устранения посредников между энергетиками и конечными потребителями идет процесс передачи всех тепловых и электрических сетей акционерному обществу "Тюменьэнерго". Доходит до абсурда - когда стоимость услуг городских сетей почти равна стоимости поставляемых тепла и электроэнергии. В случае, если один из потребителей не расплатился за электроэнергию и тепло, отключают весь населенный пункт. После того, как посредники будут устранены, решится и эта проблема. Отпадет необходимость в громадной управленческой надстройке ЖКХ. Станет реально возможной самоорганизация граждан по эксплуатации жилья, созданию механизмов и стимулов по снижению затрат в отрасли. В цепочке производства услуг ЖКХ должен стать главным потребитель-человек, предприятие, только тогда можно рассчитывать на серьезные сдвиги. До тех пор пока главный - это чиновник - толку не будет. За последние два года интенсивное строительство гидротехнических сооружений позволило значительно сократить ущерб от паводковых вод. При этом затраты на мероприятия предупреждающего характера значительно меньше возникающего ущерба. Создана программа строительства гидротехнических сооружений, то, чего не было сделано до сих пор. Несмотря на уменьшение в два раза дорожного налога удалось сохранить объемы финансирования дорожного строительства. Начата реконструкция дорог населенных пунктов. Общий объем средств, выделяемых на развитие дорожного хозяйства по областным автомобильным дорогам в текущем году из всех источников составит более 2,5 миллиарда рублей. В области осуществляется активное жилищное строительство. Ввод жилья на душу населения остается одним из самых высоких в Российской Федерации. Общий объем ввода жилых домов устойчиво составляет 450-470 тысяч квадратных метров в год. Рост инвестиций в телекоммуникации позволил увеличить количество телефонных номеров. Ожидается, что в 2003 г. количество телефонных номеров проводной и сотовой связи на юге области достигнет 430 тыс. Значительно повысился охват населения региональным вещанием радио и телевидения. В настоящее время разработана программа развития сети мощных передатчиков и телевышек. С целью обеспечения качественного и устойчивого приема телерадиовещания и развития связи предусматривается строительство сельских и районных АТС совместно с Тюменским филиалом компании "Уралсвязьинформ". В текущем году значительно обновлен парк автобусов и троллейбусов, закуплено триста единиц данной техники. В Ялуторовске восстанавливается ремонтно-механический завод по ремонту автобусов. Значительно увеличины объемы финансирования перевозки льготных категорий пассажиров. Проведена масштабная реконструкция аэропорта, обеих взлетно-посадочных полос, перрона, привокзальной площади. По сути, заново построен аэродромный комплекс. Я не останавливаюсь подробно на вопросах совершенствования административного аппарата, но думаю, что нам всем здесь есть над чем подумать. Потому что расходы на управление, несмотря на все попытки их ограничить, пытаются все-таки выйти вперед, увеличивается в динамике и количество работающих, и расходы на управление. Я приветствую шаги администрации г. Тюмени, которые предусматривают в 2 раза уменьшить расходы на управление. Нами создана вневедомственная комиссия по анализу ситуации в управлении и сокращению численности работающих, оптимизации расходов. Я думаю, что такой же шаг будет сделан и областной Думой, расходы на управление которой значительны. Перед органами государственной власти Тюменской области стоит задача дальнейшей поддержки экономики, развития интеграции с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, тесная работа с Уральским федеральным округом, полномочным представителем Президента РФ, оптимизация бюджетных расходов социальной сети. Каждый рубль налогоплательщиков должен расходоваться максимально эффективно, должен приносить максимальный эффект. Бюджетная сфера области представляет из себя аналог громадного предприятия, в нем трудится более 100 тыс. человек. Это предприятие существует не для себя самого, а для того, чтобы оказывать услуги населению на их же деньги, деньги налогоплательщиков, и наша задача состоит в том, что бы это предприятие работало с наименьшими затратами и с большей отдачей.