Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа в 2003 году

Сценарные условия функционирования экономики Ханты-Мансийского автономного округа на 2003 год выполнены в двух вариантах. Первый вариант исходит из принципа реалистически-консервативного прогноза, учитывающего наиболее вероятные параметры социально-экономического развития округа. Второй вариант предполагает возможность восстановления благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики ХМАО в ближайшие годы. Прогноз на будущий год сформирован в соответствии со следующими основными факторами, оказывающими воздействие на социально-экономическую обстановку в округе за 2001 год и первое полугодие 2002 года: Положительные факторы: 1. Обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения округа, создание условий для активизации инвестиционной деятельности и укрепления рыночных начал, стимулирование деятельности организаций всех форм собственности, а также малого предпринимательства. 2. Относительно благоприятная ситуация на внешнеэкономических рынках. 3. Стабильные процессы развития экономики округа, позволившие увеличить объемы промышленного производства как в 2001 году, так и в I половине 2002 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Отличительной чертой современной экономической ситуации стало то, что экономическое развитие Югры постепенно переходит в условия замещения внешнеэкономических источников роста, зависящих от конъюнктуры мировых цен на нефть, внутренними, но в ближайшей перспективе этот фактор не сможет оказать существенного влияния на экономическую ситуацию в регионе. Негативные факторы: 1. Перераспределение налогооблагаемой базы в пользу федерального бюджета и последствия изменений второй части Налогового кодекса РФ. 2. Увеличение издержек предприятий реального сектора экономики как за счёт опережающей по сравнению с инфляцией динамики цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, так и из-за устойчивого роста заработной платы. Тенденции, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2002 году, показывают, что развитие экономики ХМАО по основным макроэкономическим параметрам проходит близким к первому варианту прогноза социально-экономического развития на текущий год и характеризуется положительной динамикой по сравнению с предшествующими годами. Следует отметить, что стабильной положительной динамикой характеризуется производство на предприятиях топливной, лесозаготовительной, пищевой, полиграфической отраслях промышленности. На предприятиях электроэнергетики, деревообработки, стройиндустрии, металлообработки темпы производства носят нестабильный характер в силу субъективных причин. Наметившаяся в предыдущие годы тенденция к стабилизации производства в агропромышленном комплексе на сегодняшний день сохранилась только в рыбодобывающей, рыбоперерабатывающей отраслях и растениеводстве. Положительная динамика рождаемости и миграции определяет рост численности населения округа. Предполагается, что в ближайшей перспективе население ХМАО будет расти. Величина реальных располагаемых доходов населения в 2001 году соответствовала докризисному уровню и составила 103 % по отношению к 1997 году. На протяжении 2003-2005 годов социально-экономическая политика в ХМАО будет реализовываться по следующим основным направлениям: Социальная политика 1. Обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения, снижение уровня бедности и сокращение дифференциации доходов населения за счет введения адресной социальной поддержки населения, стимулирования роста оплаты труда, обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения и улучшения пенсионного обеспечения. 2. Перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам, создание единого банка данных по учету льготных категорий граждан. 3. Безусловная приоритетность инвестиций в человека, и, прежде всего, в образование, здравоохранение и социальное обслуживание, в физическую культуру и спорт, создание широкой сети дворовых спортивных сооружений, становление здорового образа жизни, особенно среди детей и молодежи, профилактика наркомании. 4. Дальнейшее развитие науки и образования в округе. 5. Осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке. 6. Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте. 7. Cоздание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы. 8. Осуществление мероприятий по социальному развитию села. 9. Создание условий для реализации новой экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства, которая в полном объеме повысит адресность и эффективность расходования бюджетных средств, будет способствовать активизации инициатив граждан в жилищной сфере, стимулировать развитие конкурентных отношений, снижение неэффективных затрат в отрасли, обеспечит рациональное ресурсопотребление. 10. Осуществление пилотных проектов по созданию и апробированию в различных вариантах систем адресных социальных счетов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг. 11. Демонополизация управления и содержания жилищного фонда, обеспечение равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Экономическая политика 1. Построение динамично развивающейся рыночной экономики с более низкой степенью зависимости от мировой конъюнктуры, диверсификация производства, предусматривающая более активное использование избыточных энергоресурсов ХМАО, в том числе создание крупных промышленных энергопотребляющих производств - предприятия горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предприятия по глубокой переработке углеводородного сырья и лесохимии, производств, основанных на традиционных видах природопользования. 2. Разработка социально-экономической модели устойчивого развития и схемы размещения производительных сил. 3. Развитие частного сектора экономики, малого предпринимательства (сфера услуг, туризма, недропользования и т.д.). 4. Создание условий для развития экономически эффективных производств, расширение внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создание благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций. 5. Привлечение инвестиций в экономику округа путем создания благоприятных условий инвесторам, размещение облигационных займов ХМАО, предоставление государственной поддержки инвесторам, в том числе посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих банков и гарантий возврата инвестиций. Бюджетная политика 1. Совершенствование бюджетной политики в области расходов на основе социальных стандартов и нормативов, повышение качества управления бюджетными средствами. 2. Повышение степени прозрачности расходов бюджета и бюджетных процедур. 3. Создание системы управления государственными активами и пассивами округа, которая позволит повысить устойчивость бюджетной системы. 4. Развитие системы государственных и муниципальных закупок с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств и соблюдения принципов свободной конкуренции между предпринимателями. 5. Обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств в отдельные отрасли экономики: определение приоритетов и сроков предоставления государственной поддержки, а также тщательная оценка объектов поддержки. Первоочередными задачами органов государственной власти ХМАО по достижению устойчивой стабилизации деятельности хозяйственного комплекса округа и созданию условий для роста производственной, финансовой и инвестиционной активности на прогнозируемый период являются: 1. Формирование бюджета на основе оценки эффективности расходов в соответствии с его ресурсами, максимальный учет доходов от оказываемых платных услуг в учреждениях и организациях бюджетной сферы. 2. Сохранение высокого уровня собираемости налоговых доходов, наращивание и эффективное использование налогового потенциала. 3. Разработка комплекса мер по привлечению дополнительных финансовых ресурсов, обеспечивающих компенсацию потерь бюджета округа в результате проведения налоговой реформы. 4. Ужесточение системы контроля за целевым расходованием бюджетных средств за счет перехода на казначейское исполнение бюджета. 5. Разработка социально-экономической модели устойчивого развития и схемы размещения производительных сил. 6. Совершенствование системы закупок товаров и оплаты услуг для государственных и муниципальных нужд: формирование государственного заказа, обеспечение прозрачности и публичности в расходовании этих средств. 7. Проведение политики по формированию инвестиционной привлекательности округа: присвоение кредитных рейтингов, открытость в финансовой политике, выделение инвестиций в форме бюджетных кредитов на создание новых мощностей. 8. Разработка концепции развития сельского хозяйства в автономном округе до 2010 года, направленной на повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. 9. Обеспечение выполнения планов и программ развития, определенных в региональной Программе развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса автономного округа до 2010 года. 10. Совершенствование социальной защиты пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных граждан. 11. Повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью (реальные объекты и нематериальные активы). 12. Совершенствование механизма государственного управления на основе новейших информационных технологий и систем управления, используя научный потенциал кадров Югорского НИИ информационных технологий. Промышленность Накопленный потенциал позитивных тенденций, проявившихся в предыдущие годы, позволяет сохранить положительную динамику роста в 2002 году. По оценке в текущем году объем промышленной продукции составит в действующих ценах около 471 миллиарда рублей, а индекс физического объема производства увеличится на 6,9% в сравнении с уровнем 2001 года. Индекс-дефлятор в промышленном производстве ожидается на уровне I варианта прогноза на 2002 год, по оценке его рост составит 3,1% к уровню предыдущего года, что обусловлено снижением корпоративных цен на нефть на внутреннем рынке по сравнению с 2001 годом. По прогнозу на 2003 год объем промышленной продукции составит в действующих ценах по I варианту 540,8 миллиарда рублей (+4,6% в сопоставимых ценах к уровню 2002 года); по II варианту - 570,2 миллиарда рублей (+6,7%). Индекс-дефлятор (индекс инфляции) в целом по промышленности составит по I варианту 109,8%, по II варианту - 113,5% к предыдущему году. Объем промышленной продукции округа в основном определяется увеличением объема добычи нефти и газа. Рост производства югорских нефтегазодобывающих предприятий стал возможен благодаря увеличению объемов эксплуатационного бурения, а также увеличению объема капвложений, что позволило ввести новые месторождения и новые добывающие мощности. В 2001 году осуществлен ввод в разработку 9-ти новых месторождений, объем эксплуатационного бурения увеличился на 10,4% по отношению к предыдущему году, введено 2543 новых эксплуатационных скважин, что на 406 скважин больше, чем в 2000 году. Основная доля по вводу новых мощностей принадлежит нефтяным компаниям: ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "ЛУКойл-Западная Сибирь", НК "ЮКОС", ОАО "Тюменская нефтяная компания", ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз". Учитывая динамику производства в предыдущие годы, по оценке в 2002 году объем добычи нефти на территории Югры составит 206 миллиона тонн (в том числе по предприятиям округа - 199,8 миллиона тонн), газа - 19,6 миллиарда кубических метров, что к уровню 2001 года составит соответственно 106% и 95,3%. Снижение объема добываемого газа обусловлено не уменьшением ресурсного потенциала попутного нефтяного газа (ПНГ), а с тем, что газоперерабатывающие предприятия, входящие в состав АК "Сибур", в течение нескольких месяцев 2002 года не принимали ПНГ на переработку и недропользователи сжигали его на факелах. На 2003 год прогнозируется по I варианту уровень добычи нефти 213,4 миллиона тонн, по II варианту - 217,8 миллиона тонн. По прогнозу значительный рост добычи нефти ожидается на ОАО "Юганскнефтегаз" (+20% к уровню 2002 года), ОАО "Варьеганнефтегаз" (+9%), ОАО "Сургутнефтегаз" (+2%). Объем продукции по топливной отрасли на 2003 год прогнозируется по I варианту 484 миллиарда рублей (+4,9% в сопоставимых ценах в сравнении с уровнем 2002 года), по II варианту - 511,8 миллиарда рублей (+6,9%). При расчете объема принят индекс-дефлятор к предыдущему году по первому варианту - 109%, по второму - 113%. Вместе с тем, ежегодный прирост запасов углеводородов компенсирует не более половины их добычи, ухудшается структура запасов нефтяного сырья из-за истощения высокопродуктивных месторождений. Большую тревогу и озабоченность вызывает значительное снижение объемов геологоразведочных работ в связи с отменой отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что в свою очередь приведет к уменьшению запасов углеводородного сырья. Правительство округа предпринимало немало шагов для поддержки и развития геологической отрасли в округе, но все предложения окружных органов власти остаются без внимания на федеральном уровне. На крупных нефтяных месторождениях, определяющих динамику добычи нефти в целом, выработано более 60% запасов нефти. Обводненность добываемой нефти возросла до 80%. Техническое состояние оборудования для добычи и нефтепромысловые нефтепроводы физически и морально устарели, по-прежнему высок удельный вес бездействующих скважин. Выработка электроэнергии по оценке в 2002 году составит 52,1 миллиарда киловатт-часов (+1% в сравнении с уровнем предыдущего года). На 2003 год прогнозируется по I варианту выработка электроэнергии на уровне 2002 года или 52,1 миллиарда киловатт-часов, по 2-му варианту - 53,2 миллиарда киловатт-часов. Объем продукции предприятиями энергетики в стоимостном выражении прогнозируется на 2003 год по I варианту 31,6 миллиарда рублей (на уровне 2002 года), по II варианту - 32,4 миллиарда рублей (+2,5%). Индекс-дефлятор при расчете принят 119% к предыдущему году. Как и в предыдущие годы, в 2001 году увеличили объемы производства предприятия нефтеперерабатывающей отрасли. Объем первичной переработки нефти в 2001 году составил 4 миллиона тонн (+13,4% к уровню 2000 года). За 2001 год произведено дизельного топлива 1345 тысячи тонн (+23%), автомобильного бензина - 282 тысячи тонн (+3,4%). С учетом имеющихся возможностей нефтепереработка будет и далее активно развиваться в 2002-2003 годах. По оценке в 2002 году производство автобензина будет увеличено по сравнению с прошлым годом в 2,6 раза. Высокие темпы роста производства автобензина будут обеспечены за счет пуска в эксплуатацию комбинированной установки по облагораживанию моторных топлив на заводе стабилизации газового конденсата (поселок Солнечный Сургутского района) общей мощностью производства светлых нефтепродуктов 1 миллион тонн в год. Однако, в связи с пуском установки на этом заводе происходит сдвиг в ассортименте продукции в сторону увеличения производства автобензина и снижения производства дизельного топлива (-24,5% к уровню 2001 года). По прогнозной оценке объем производства в нефтеперерабатывающей отрасли промышленности в 2003 году по оптимистическому варианту прогноза составит около 1,2 миллиарда рублей (+7% к уровню 2002 года). В нефтеперерабатывающей отрасли будет наблюдаться устойчивый рост объемов производимой продукции: в 2003 году ожидается производство около 2 миллиона тонн светлых нефтепродуктов. Основную долю (около 75%) в объеме продукции химической отрасли промышленности производил Когалымский завод химреагентов, который с 2002 года вошел в состав ТПП "Когалымнефтегаз" с соответствующим отражением показателей деятельности по нефтедобывающей отрасли, чем объясняется уменьшение объема производства на предприятиях химической промышленности. В лесопромышленном комплексе ХМАО в 2001 году объем продукции лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей составил 1 миллиард 884,7 миллиона рублей (+1,7%). В 2002 году сохраняется тенденция предыдущих лет на выпуск более качественной, конкурентоспособной продукции за счет реорганизации производства, замены изношенного оборудования новым на базе прогрессивных технологий. По оценке в 2002 году ожидается увеличение объема производства на 14,1%. Производство деловой древесины вырастет на 22,6%, пиломатериалов - на 17,9%. Значительный рост по сравнению с предыдущем годом предполагается на ООО "Советсклеспром", ОАО "ХантыМансийсклес", ОАО "Кода Лес". За счет кредитных средств, направленных из бюджета развития автономного округа в 2002 году планируется ввести: цех по производству технического углерода в ОАО ЛПК "Балыклес"; две линии оцилиндровки бревен в филиалах ООО "Советсклеспром" и ОАО "Хантымансийсклес"; три котельных на древесных отходах в филиалах ООО "Советсклеспром"; сушильные камеры в филиалах ООО "Советсклеспром" и ОАО "Хантымансийсклес"; четыре цеха лесопиления (в Малиновском, Торском, Зеленоборском и Самзасском леспромхозах). На 2003 год прогнозируется наращивание объемов производства: по I варианту рост составит 9,2% к уровню 2002 года, по II варианту - 16%. Рост объемов производства лесной отрасли возможен с увеличением поставок продукции в районы Европейско-Уральской зоны, на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья, с созданием новых производств по глубокой переработке древесины и выпуску новых видов продукции. В 2003 году планируется ввод завода по производству клееного бруса в Нягани, завода по производству плит МДФ в поселке Мортка Кондинского района. На предприятиях по производству строительных материалов в 2001 году по сравнению с предыдущим годом возросли объемы производства продукции на 27,7%. Увеличение выпуска продукции стройиндустрии на югорских предприятиях объясняется значительными объемами строительства жилья, социальных и производственных объектов, автомобильных дорог на территории округа, а также внедрением новых технологических линий. По прогнозу на 2002 год также предполагалось увеличение объемов производства строительных материалов на 7%, но по оценке объем производства строительных материалов в 2002 году останется практически на уровне 2001 года. Растущие издержки производства нефтедобывающих предприятий, изменение налогового законодательства, в частности отмена льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения производственного назначения, послужили причиной, сдерживающей инвестиционную активность. Это вызвало снижение спроса на продукцию предприятий стройиндустрии. На 2003 год прогнозируется наращивание объемов производства: в сопоставимых ценах по I варианту рост составит 5%, по 2-му варианту - 9%. Для эффективного использования производственных мощностей предприятиями проводится значительная работа по улучшении технологий по производству стройматериалов, расширению ассортимента комплектующих изделий собственного изготовления и повышению качества выпускаемой продукции. В пищевой отрасли в 2001 году объем производства увеличился на 21%. За счет обновления технологических линий, ввода цехов по переработке расфасовке продукции на высоком технологическом уровне в 2002 году увеличился выпуск по сравнению с предыдущим годом товарной пищевой продукции на 23%, мясной продукции - на 30%, водки и ликероводочных изделий - в 4 раза. Объем продукции пищевой промышленности в 2003 году в действующих ценах прогнозируется по I варианту 1,9 миллиарда рублей (+3% к уровню 2002 года), по II варианту - около 2 миллиардов рублей (+10%). Медицинская отрасль в промышленности автономного округа в предыдущие годы была представлена ОУП "Протезно-ортопедический комбинат" (Нижневартовск), выпускающим ортопедическую обувь. Со второго полугодия 2002 года предприятие перерегистрировалось и является предприятием легкой отрасли промышленности с соответствующим отражением объемов производства по данной отрасли. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В сельскохозяйственном производстве автономного округа за 2001 год наметились некоторые положительные сдвиги: своевременное и полное финансирование из бюджета округа предприятий АПК позволило увеличить число рентабельных хозяйств, укрепить экономику и финансы предприятий агропромышленного комплекса Югры. Частную форму собственности имеют 96% сельскохозяйственных предприятий округа. В предыдущие годы укрепилось значение индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств, которыми в 2001 году произведен практически весь объем продукции растениеводства и 50% животноводства. В 2001 году произведено продукции сельского хозяйства в объеме 1,4 миллиарда рублей (+1,2% к уровню предыдущего года). Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий остался на уровне 2000 года и составил 97,4 тысячи тонн. На 2,5% увеличился объем валового сбора овощей открытого и закрытого грунта в хозяйствах всех категорий, который составил 24,8 тысячи тонн в результате повышения урожайности в общественном секторе, в подсобных и крестьянских хозяйствах - на 30%. В 2002 году объем сельскохозяйственного производства по оценке ожидается на уровне 2001 года и составит 1,6 миллиарда рублей. Сокращаются объемы производства сельскохозяйственных продуктов в общественном секторе и фермерских хозяйствах. В 2002 году по оценке ожидается сокращение поголовья скота (крупный рогатый скот - на 800 голов и общее количество составит 94% к уровню предыдущего года, в том числе коров - на 300 голов и составит 92%, свиньи - на 3 520 голов и составит 85,6%). В текущем году по оценке прогнозируется небольшой рост в производстве куриных яиц (+5% к уровню 2001 года). Производство валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств на 2003 год по I варианту прогнозируется в объеме 1,85 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах составит 100% к уровню 2002 года, по II варианту в объеме 1,87 миллиарда рублей (+2%). При расчете объема принят индекс-дефлятор 114% по I варианту, 113% по II к предыдущему году. Главной целью развития аграрного сектора экономики автономного округа является максимально возможное удовлетворение потребностей региона в продуктах питания и естественном сырье для переработки на основе создания конкурентоспособного производства. Управлением агропромышленного комплекса округа разрабатывается концепция развития сельского хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе до 2010 года. Концепция развития сельского хозяйства и продовольственной базы будет ориентирована на решение важных в социальном плане задач, учитывающих местную специфику: -сохранение и дальнейшее развитие отрасли на базе технического и технологического перевооружения предприятий АПК; -повышение занятости сельского населения; -сохранение и укрепление традиционных для округа видов сельскохозяйственного производства (оленеводство, рыболовство, клеточное звероводство, охотничий промысел) и развитие на этой основе перерабатывающих производств; -рациональное и экономически обоснованное укрепление собственной продовольственной базы за счет развития картофелеводства и овощеводства, отдельных отраслей животноводства. ИНВЕСТИЦИИ По оценке результатов инвестиционной деятельности в ХМАО за 2002 год объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий, за счет всех источников финансирования составит 164,5 миллиарда рублей (-10,7% в сопоставимых ценах к 2001 году). Снижение инвестиционной активности в автономном округе связано с уменьшением инвестиций в нефтедобывающую отрасль, являющуюся ведущей в Ханты-Мансийском автономном округе. Основными факторами, оказавшими негативное влияние на инвестиционную деятельность нефтедобывающих предприятий в 2002 году, можно назвать следующие: -отмена инвестиционных льгот в связи с внесением изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ; -перераспределение финансовых ресурсов, полученных дочерними компаниями от нефтедобычи в округе в головные, расположенные за пределами Югры; -вложение средств в другие нефтедобывающие регионы России и за рубеж; -приостановление приобретения новых лицензионных участков (связанного с большими инвестиционными вложениями), эксплуатация ранее закупленных, где можно наращивать добычу только за счет бурения новых скважин, не требующих от компаний больших капвложений. В 2002 году объем инвестиций крупных нефтедобывающих компаний в среднем снизился на 15-40%. Основной объем инвестиций за счет средств нефтедобывающих предприятий в 2003 году будет направлен, главным образом, на строительство эксплуатационных скважин, приобретение технологического оборудования, выполнение работ по обустройству месторождений. На фоне общего снижения инвестиционной активности в округе наблюдается увеличение инвестиционных вложений в ряд других отраслей. В 2002 году продолжалась реализация окружной программы по развитию и реструктуризации лесопромышленного комплекса, повлиявшая на рост инвестиций в лесную и деревообрабатывающую промышленность, направленных из бюджета развития округа и средств Фонда поколений. Проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа вызвало приток инвестиций в данную отрасль. Правительством автономного округа и органами местного самоуправления важная роль отводится развитию физкультуры и спорта, в результате чего опережающими темпами по сравнению с другими отраслями социальной сферы будут расти инвестиции в развитие материально-технической базы спортивных сооружений. При этом приоритетным направлением будет строительство спортзалов, дворовых клубов и других объектов, не требующих больших инвестиционных вложений. Рост инвестиционной активности в других отраслях экономики в 2002-2003 годах не прогнозируется. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольший вес по-прежнему составляют собственные средства предприятий, формирование которых в 2002 году на 65% осуществляется за счет амортизационных отчислений по причине сокращения сроков полезного использования основных средств и увеличения первоначальной стоимости фондов в связи с переоценкой (изменения произошли со вступлением в силу части второй Налогового кодекса РФ). Несмотря на снижение ставки налога на прибыль до 24% и открытия списка затрат, относимых на себестоимость, происходит значительное уменьшение объема инвестиций, произведенных за счет прибыли. Это вызвано отменой инвестиционных льгот, позволявших предприятиям выводить из-под налогообложения часть прибыли, направляемой на капитальные вложения. В 2002 году продолжало развиваться индивидуальное жилищное строительство: объем средств населения, направляемых на эти цели, вырос в 3,8 раз по отношению к уровню прошлого года. По прогнозу в 2003 году объем инвестиций в действующих ценах по I варианту составит 177,9 миллиарда рублей (-3,4% к уровню 2002 года в сопоставимых ценах), по II варианту -189,7 миллиарда рублей (+2,7%). На территории Ханты-Мансийского автономного округа в прогнозируемом периоде до 2003 года будет продолжена реализация Губернаторской программы развития жилищного строительства, которая предусматривает использование, наряду с бюджетными средствами, средств граждан, кредитных учреждений и инвестиционных фондов. Система ипотечного кредитования, как одна из форм жилищного финансирования, является новым дополнительным инструментом по активизации жилищного строительства. Все это и приведет к увеличению ввода жилья за счет всех источников финансирования по оценке 2002 года. При этом ввод жилья за счет всех источников финансирования составит 722,1 тысячи квадратных метров (+5%), в том числе индивидуальными застройщиками 72,5 тысячи квадратных метров. В общем объеме вводимого жилья в Ханты-Мансийском автономном округе ожидается 16,3% за счет средств бюджета округа, 29,2% - за счет средств предприятий, 44,4% - за счет средств муниципальных образований и 10,1% - за счет средств населения. Наибольший ввод ожидается в Сургуте (171 тысяча квадратных метров), Ханты-Мансийске (100 тысяч квадратных метров), Сургутском районе (80 тысяча квадратных метров). Прогнозом на 2003 год предусматривается ввод жилья за счет всех источников финансирования по первому варианту 737,7 тысячи тысяча квадратных метров, по второму варианту - 805,2 тысяча квадратных метров. В 2002 году была продолжена реализация программ развития материально-технической базы объектов социальной сферы автономного округа. По оценке 2002 года предусматривается ввод 7 школ (1090 ученических мест). Прогнозом на 2003 год предусматривается по первому варианту ввод в эксплуатацию 1400 ученических мест, по второму варианту - 3010 ученических мест. С целью обеспечения сельской местности объектами социальной сферы проектом программы "Развития материально-технической базы отраслей социальной сферы до 2005 года" предусматривается строительство образовательно-культурно-спортивных комплексов в сельской местности. Создание данных комплексов позволит снизить финансовые затраты на проектирование, строительство и содержание объектов социальной инфраструктуры на селе. Снижение объема инвестиций в основной капитал приведет соответственно к уменьшению объемов выполненных работ по договорам строительного подряда. По оценке объем подрядных работ в 2002 году составит 77,9 миллиарда рублей (-6% к уровню 2001 года в сопоставимых ценах). По прогнозу в 2003 году объем подрядных работ по I варианту составит 85,4 миллиарда рублей (-3% к уровню 2002 года), по II варианту - 90 миллиарда рублей (+2%). ФИНАНСЫ Объем валовой прибыли крупных и средних предприятий Ханты-Мансийского автономного округа в 2002 году по оценке составит 188,1 миллиарда рублей(+3% в сравнении с уровнем прошлого года). Формирование финансового потока на территории региона в 2002 году обеспечат следующие доходные статьи: балансовая прибыль - 21,6%, налоговые доходы - 49,6%, средства единого социального налога - 12,5%, амортизационные отчисления - 15,5% и неналоговые доходы - 1%. С учетом отчислений доходная часть округа сложится в размере 74 миллиарда рублей (37% от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ, сформированных на территории региона). Прогноз основных показателей доходов баланса финансовых ресурсов рассчитан в условиях: налогового законодательства, действующего в 2002 году и налогового законодательства, с учетом изменений, вносимых в него в рамках принятия последующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и изменений, вносимых в законодательство, действующее в 2002 году; введения регионального транспортного налога; совершенствования системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства; отмены налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. В 2003 году (при менее благоприятных условиях - низких темпах объема производства, высоком уровне инфляции, росте издержек обращения и снижении рентабельности производства), прибыль прибыльных предприятий составит 104,5 миллиарда рублей, а по II варианту 105,5 миллиарда рублей. Амортизационные отчисления в 2003 году прогнозируются на уровне 58,7 миллиарда рублей (I вариант) и 61,1 миллиарда рублей (II вариант) против 32,6 миллиарда рублей в 2001 году. На размер налога на прибыль в 2002 году оказали влияние: отмена инвестиционной льготы, в результате чего некоторые организации в конце 2001 года активно закупали основные средства, для того чтобы успеть воспользоваться этой льготой; существенными изменениями в налоговом законодательстве, в частности, снижение ставки налога на прибыль и расширение перечня расходов, относимых на полученные доходы. Налог на добычу полезных ископаемых в 2003 году прогнозируется в сумме 101,3 миллиарда рублей (I вариант) и 126,1 миллиарда рублей (II вариант). Для расчета налога принят курс доллара в размере 33,5 рублей по первому варианту и 33 рубля по второму варианту, цены на нефть марки "Юралс" 18,5 и 21 долларов за баррель соответственно вариантам. Рост фонда оплаты труда приведет к увеличению поступления налога на доходы физических лиц. В 2003 году по первому варианту его рост составит 11 %, по второму варианту - 13% к 2002 году. При прогнозировании средств единого социального налога учитывался рост фонда оплаты труда и возможное снижение предела, по достижении которого налогоплательщики могут платить по пониженным ставкам. В результате по I варианту сумма единого социального налога составит 51,8 миллиарда рублей, по II варианту - 52,7 миллиарда рублей. Доходы целевых бюджетных фондов (средства территориального дорожного фонда) в 2003 году прогнозируются по I варианту в сумме 3,8 миллиарда рублей, по II - 3,9 миллиарда рублей. Расходная часть финансового баланса Ханты-Мансийского автономного округа рассчитана в соответствии с объемами прогнозируемых доходных статей баланса. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ Исходя из ситуации, сложившейся в I полугодии 2002 года уточненная оценка и прогноз показателей жизненного уровня населения на 2002-2003 годы будет характеризоваться более умеренными темпами роста относительно 2001 года по всем статьям баланса денежных доходов и расходов. Первое полугодие 2002 года показывает, что развитие основных параметров в сфере жизненного уровня населения проходит в соответствии с консервативным вариантом прогноза социально-экономического развития автономного округа. По оценке в 2002 году денежные доходы населения составят 174,7 миллиарда рублей (+11% в сравнении с 2001 годом), в то время как рост расходов составит 19%. Превышение темпов роста расходов над доходами объясняется быстрорастущим потребительским спросом, особенно в части услуг. Основным и стабильным источником доходов населения являются доходы, получаемые по месту работы, то есть заработная плата и выплаты социального характера. Фонд заработной платы на 2002 год оценивается в размере 131 миллиарда рублей (+16%). С принятием нового Трудового кодекса, который ввел систему ограничений в части льготного проезда для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, сумма выплат социального характера в 2002 году ожидается в размере 4,1 миллиарда рублей (- 5%). Начисленная среднемесячная заработная плата, по оценке, в 2002 году увеличится на 15% по отношению к 2001 году и составит 14 тысяч 550 рублей, реальная снизится на 2%. Увеличению размеров пенсии пенсионеров будет способствовать реформа пенсионного обеспечения (в 2002 году проведена индексация базовой и страховой частей трудовой пенсии с 1 февраля в размере 1,065 и с 1 августа в размере 1,09). На конец 2002 года ожидаемый размер пенсии с учетом окружных доплат оценивается в размере 2 тысяч 750 рублей. Рост пенсий и пособий в 2002 году составит 16% к 2001 году. В структуре денежных расходов населения в оценочном году ожидаются некоторые изменения. В общем объеме расходов удельный вес потребительских расходов в 2002 году составит - 64,5% (в 2001 году 61,5%), обязательных платежей и добровольных взносов - 19% (в 2001 году 20,5%), расходов на приобретение недвижимости, иностранной валюты, ценных бумаг, вкладов населения в банках - 16,5% (в 2001 году-18%). Увеличение доли потребительских расходов предполагается за счет наращивания оборотов торговли и расширения перечня платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Тенденция превышения темпов роста расходов над доходами населения сохранится в 2003 году. Денежные доходы населения в следующем году прогнозируются в объеме 194,3 миллиарда рублей (I вариант) и 197,6 миллиарда рублей (II вариант). Соответственно темпы роста номинальных денежных доходов в 2003 году составят 11% и 13% , темпы роста расходов 15% и 19% по отношению к 2002 году. В 2003 году фонд оплаты труда принят по вариантам прогноза в размере 145,5 миллиарда рублей и 148,2 миллиарда рублей, что на 11% и 13% выше, чем в 2002 году соответственно. Данный темп роста обеспечат предприятия, занятые в материальном производстве, финансово-кредитной сфере. При прогнозировании объемов социальных трансфертов было учтено: проведение индексаций базовой и страховой частей трудовой пенсии, увеличение численности пенсионеров. Размер пенсий и пособий в 2003 году составит 9,8 миллиарда рублей (I вариант) и 10 миллиардов рублей (II вариант), что на 12% и 14% выше, чем в 2002 году. Доля социальных трансфертов в доходах населения округа сохранится на уровне 6%. В 2003 году прогнозируется сохранение интенсивного роста потребительских расходов. В основном рост произойдет за счет реформирования естественных монополий, ЖКХ и сферы услуг. По первому варианту прогноза размер потребительских расходов составит 82,3 миллиарда рублей и по второму варианту - 84,3 миллиарда рублей, что на 18% и 21% выше, чем в 2002 году. Расходы населения в 2003 году по I варианту составят 124,7 миллиарда рублей (+15%), по II варианту - 128,6 миллиарда рублей (+19%). Превышение темпов роста потребительских цен над темпами роста основных параметров, отражающих благосостояние населения, приведет к снижению реальных располагаемых доходов населения в 2002 году, которые составят 92,5% по отношению к 2001 году, в 2003 году по первому варианту - 96%, по второму варианту - 99% к 2002 году. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК Торговля За 2001 год населению округа продано товаров на 41,6 миллиарда рублей, в том числе продовольственных на 19,6 миллиарда рублей и непродовольственных на 22 миллиарда рублей. Доля непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота составила 53 %, продовольственных 47 %, в том числе алкогольной продукции - 32 %. Рост товарооборота составил 19,1% к уровню 2000 года в сопоставимых ценах. Сохранившаяся тенденция роста товарооборота в 2002 году (по оценке на 3,4% к уровню 2001 года в сопоставимых ценах), благоприятная экономическая обстановка в ХМАО, рост денежных доходов населения позволили спрогнозировать рост товарооборота в 2003 году. В фактических ценах продажа товаров в 2003 году возрастет в 1,3 раза к 2001 году и составит 55,5 миллиарда рублей (I вариант) и 56,6 миллиарда рублей (II вариант). Темпы роста цен на товары несколько снизятся по сравнению с 2001 годом. По прогнозу в 2003 году достаточно высокими темпами будет развиваться общественное питание, оборот в котором увеличится до 3,9 миллиардарублей (+ 5 %). В структуре формирования товарооборота в 2003 году предполагается доля продажи товаров торгующими организациями в пределах 85%, на вещевых смешанных и продовольственных рынках - 15% . На развитие сферы торговли значительное влияние будет оказывать укрупнение предприятий розничной торговли, совершенствование форм торгового обслуживания. Сеть стационарных специализированных магазинов будет расширяться. Товарная насыщенность потребительского рынка в 2002 году носит устойчивый характер и в полной мере соответствует платежеспособному спросу населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения. Такое положение сохранится в 2003 году. Темпы инфляции несколько снизятся и составят в 2003 году 114,5 %. По оценке итогов 2002 года инфляция составит 121 %. Величина прожиточного минимума возрастет в 2003 году и достигнет 3100 рублей в среднем на душу населения, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составит в 2003 году 5,5% ко всему населению. Положение в государственном секторе торговли в 2003 году постепенно будет изменяться. Количество предприятий государственной собственности будет сокращаться на фоне роста численности предприятий частной и смешанной форм торговли. Основной причиной сокращения сети государственной торговли и уменьшения ее оборота является то, что эти предприятия не смогли перестроить свою работу в условиях рынка. По-прежнему в этих предприятиях сохраняется высокий уровень цен и узкий ассортимент предлагаемых товаров. Доля государственного сектора в общем объеме розничного оборота останется в пределах 3-4%. Платные услуги Итоги завершившегося 2001 года демонстрируют уверенное развитие рынка платных услуг на территории ХМАО, что позволит и в 2002-2003 годах сохранить рост физического объема, наполнение рынка платными услугами, предлагая широкий ассортимент и возможность выбора населению. По оценке объем платных услуг населению в 2002 году составит 17,5 миллиарда рублей (+8%). В 2003 году прогнозируемый объем платных услуг населению в действующих ценах по II варианту возрастет до 23,8 миллиарда рублей (+8%), при I варианте - 22,9 миллиарда рублей (5%). Тенденция роста платных услуг в 2002-2003 годах сохранится за счет следующих видов платных услуг: жилищно-коммунального хозяйства, связи, физической культуры и спорта, учреждений здравоохранения и образования. В жилищно-коммунальном комплексе рост платных услуг в 2002-2003 годы произойдет в связи с увеличением объемов ввода в эксплуатацию жилья, доли платежей населения на покрытие затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг, ростом тарифов на эти услуги. Ожидаемый ежегодный рост объема жилищно-коммунальных услуг составит 6-10 % к уровню 2001 года. Успешная реализация выбранной стратегии предприятий связи, ориентированной на качественное удовлетворение спроса потребителей на традиционные услуги связи (местная, междугородняя и международная телефонная связь), а также развитие и постоянное совершенствование перспективных, новых и дополнительных сервисных услуг (интернет и электронная почта, сотовая и пейджинговая связь, интеллектуальная сеть, видеотелефонная связь и другое), гарантируют в отрасли в 2002-2003 годах стабильные финансовые показатели и создают хорошие предпосылки в будущем для осуществления инвестиций в основные фонды. Прогнозируемый объем услуг связи в 2002 году составит 2,9 миллиарда рублей, по II варианту 2003 года прогнозируется увеличение данного вида услуг на 9 % ежегодно. В действующих ценах объем услуг связи составит около 4 миллиардов рублей. Объем оказываемых медицинских услуг по второму варианту 2003 года превысит уровень 2001 года в сопоставимых ценах на 13 % и составит 1,3 миллиарда рублей. Появление современных методов лечения, не требующих полостных хирургических операций, длительного пребывания в стационаре, а, следовательно, снижение стоимости медицинских услуг обусловили рост спроса на данный вид услуг профилактического, косметологического характера. Растет спрос на препараты для самостоятельного лечения, профилактические процедуры. На сегодняшний день в округе действует 1836 спортивных сооружений, 37 детско-юношеских спортивных школ, развивается 44 вида спорта, проводятся всероссийские и международные соревнования, ведется пропаганда здорового образа жизни, что способствует устойчивому интересу населения к услугам учреждений физической культуры и спорта, развитию дополнительных форм предоставления данного вида услуг. Объем услуг физической культуры и спорта в 2002 году оценивается в 76 миллионов рублей, в 2003 году - 105 миллионов рублей (+22 % к уровню 2001 года в сопоставимых ценах). Объем платных услуг населению в действующих ценах в среднем на одного жителя округа в 2003 году составит 16 554 рублей в год. В структуре услуг 2003 года сохранится преобладающая доля услуг жилищно-коммунального хозяйства (36%), услуг транспорта (20%), связи (17%), бытовых услуг (9%), медицинских услуг (5%). Сокращается доля государственного сектора в общем объеме платных услуг и в 2003 году она составит около 20 %. Определяющими факторами в прогнозном периоде, которые будут оказывать влияние на развитие рынка потребительских услуг по-прежнему останутся платежеспособный спрос населения Ханты-Мансийского автономного округа, ценовая политика предприятий и учреждений, оказывающих услуги. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Образование. В связи со стабильной демографической ситуацией в ХМАО, численность обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях до 2003 года незначительно увеличится по сравнению с уровнем 2001 года. Численность детей в детских дошкольных учреждениях в 2003 году останется на уровне 2001 года и составит 61 тысяч человек. Несмотря на значительные меры, принимаемые окружными властями по развитию материально-технической базы отраслей социальной сферы, обеспеченность детскими дошкольными и общеобразовательными учреждениями составит соответственно 65% и 74 % к нормативу. Здравоохранение. Среднеокружная обеспеченность больничными койками в 2003 году составит 76,3% к нормативу, что выше показателя 2001 года на 1%. В связи с вводом в действие поликлинических учреждений незначительно увеличится количество посещений в смену с 270 в 2001 году до 272 в 2003 году. Обеспеченность останется на прежнем уровне и составит 148%. Вместе с тем, свыше 20% учреждений расположены в зданиях с износом свыше 60%, а значительная часть в приспособленных помещениях. Обеспеченность врачами к 2003 году увеличится незначительно и составит 100% к нормативу, средним медицинским персоналом 107%. Возрастет количество врачей общей практики (семейных врачей) и к концу 2003 года составит 116 человек. К сожалению, с каждым годом растет заболеваемость населения округа туберкулезом. В этой связи актуальным сохраняется дальнейшее развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы округа. Не менее тревожной является проблема ежегодного роста распространенности злоупотребления наркотиками. В связи с этим будет проводится укрепление наркологической службы округа, доведение обеспеченности врачебными кадрами и материально-технической базы до среднего уровня в России. Для снижения напряженной эпидемиологической ситуации в округе по ВИЧ-инфекции, успешной реализации целевой программы "Анти-СПИД" в ближайшем будущем необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий: -улучшить материально-техническую базу "Окружного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционным заболеваниям"; -разработать и утвердить территориальные программы "Анти-СПИД" во всех муниципальных образованиях; -обеспечить безопасность донорской крови и т.д. В целях уменьшения распространения различных заболеваний, снижения медицинских и социальных последствий и экономического ущерба будут продолжены разработки научных тем по следующим направлениям: -неотложные меры борьбы с туберкулезом; -мониторинг состояния систем жизнеобеспечения человека в условиях Приобья вследствие воздействия основополагающих факторов внешней среды; -лекарственные средства и лечебно-столовые воды на основе минерального сырья Ханты-Мансийского автономного округа; -изучение патологии гепато-ьилиарной системы и поджелудочной железы у коренного и пришлого населения Приобья. Культура. Среди основных задач политики в области культуры следует выделить следующие: -содействие возрождению и развитию народного творчества, национального и межнационального культурного сотрудничества; -развитие библиотечного дела через активную работу по информатизации библиотечных процессов, разработка новых технологий обслуживания и создание электронных каталогов. Библиотечных учреждений в округе в 2001 году насчитывалось 254 единицы, из них 93% расположены в приспособленных зданиях. Обеспеченность книжным фондом на этот период составляла по округу 45%. В предстоящем периоде продолжится работа по созданию системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, по инвентаризации и мониторингу земель историко-культурного наследия. Получат дальнейшее развитие ставшие традиционными: театральный фестиваль "Чайка", международный фестиваль "Югра", международный фестиваль ремесел финоугорских народов. Физкультура и спорт. Первоочередной задачей в области физической культуры и спорта в Югре является массовое привлечение населения округа (учащихся, молодежи допризывного и призывного возраста, студентов, лиц с ограниченными возможностями, ветеранов спорта и др.) к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организации активного досуга детей и подростков по месту жительства, предупреждение правонарушений, наркомании и пьянства среди несовершеннолетних, а также укрепление материально-технической базы спортивных сооружений в дворовых территориях городов и районов округа. Спортивных сооружений в округе в 2001 году насчитывалось около 1700 единиц, с пропускной способностью 43 тысяч человек в день, что составляет 17% от нормативов. Социальная защита населения. Основные действия Правительства ХМАО на краткосрочную перспективу в сфере социальной поддержки населения будут направлены на: -содействие развитию негосударственного пенсионного обеспечения; -государственную поддержку семьи и детства посредством разработки доступной и реально обеспеченной системы гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей; -обеспечение всеобще доступными базовыми социальными услугами; -стимулирование производств, обеспечивающих социальную адаптацию инвалидов; -существенное снижение уровня бедности за счет адресного обеспечения социальной помощи социально уязвимым слоям населения, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ В 2001 году среднегодовая численность постоянного населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа составила 1 миллион 412,9 тысячи человек, в том числе городское население - 91,3%, сельское - 8,7%. Увеличение по сравнению с 2000 годом произошло на 21,1 тысячи человек или на 1,5%. Положительные экономические и политические тенденции в округе обусловили миграционный прирост населения в 2001 году. Так число прибывших по округу составило 46 тысяч 439 человек, число выбывших - 31 тысяча 844 человек, против 49 тысяч 066 и 35 тысячи 168 человек за 2000 год. За счет механического прироста население округа в 2001 году увеличилось на 14 тысяч 595 человек, что больше уровня 2000 года на 697 человек. Ханты-Мансийский автономный округ входит в число немногих регионов страны, где отмечается превышение числа родившихся над числом умерших. За январь-декабрь 2001 года в округе родилось 16 тысяч 957 человек, умерло 9 тысяч 918 человек, в том числе детей до года - 160 человек. Естественный прирост населения за 2001 год составил 7 тысяч 39 человек. По сравнению с соответствующим периодом 2000 года число родившихся увеличилось на 9,6%, а число умерших на 6,6%. Несмотря на превышение рождаемости над смертностью, уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Изменение состава населения по основным возрастным группам свидетельствует о его старении, так как доля детей сокращается, а доля населения пенсионного возраста возрастает. Однако соотношение этих групп в Ханты-Мансийском автономном округе благоприятнее, чем в среднем по России. Первые три места среди причин смертности устойчиво занимают болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, а также онкологические заболевания. Предполагается, что в 2002-2003 годах в показателе рождаемости и миграции по-прежнему будет отмечаться положительная динамика. В 2002 году по оценке среднегодовая численность постоянного населения составит 1 миллион 431,4 тысячи человек, а к 2003 году по второму варианту среднегодовая численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа увеличится против 2001 года на 2,6% и составит 1 миллион 449,6 тысячи человек. Прирост городского населения составит 1,5%, а сельского 5,7%. Позитивные тенденции в реальном секторе экономики, которые оказывают значительное влияние на ситуацию, складывающуюся в области занятости населения, сохранятся до 2003 года. Будет прослеживаться тенденция роста численности работников, занятых на югорских предприятиях. Так в 2002 году численность занятых в экономике увеличится по сравнению с показателем 2001 года на 0,7% и составит 790,9 тысячи человек, к 2003 году в сравнении с 2001 годом численность занятых в экономике увеличится с 785,3 тысячи человек до 793,5 тысячи человек (II вариант прогноза). Рост численности занятых в материальном производстве составит 6,5 тысячи человек (или 1,2%) и показатель достигнет 571,1 тысячи человек, а ее доля в общей численности занятых в экономике в 2003 году составит около 72%. Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы, где занята 1/3 от общего числа работающих округа, по II варианту прогноза возрастет с 220,7 в 2001 году на 0,8%. На увеличение трудового потенциала в округе окажет влияние прирост численности населения в трудоспособном возрасте. Число работающих в организациях государственной и муниципальной форм собственности за период с 2001 по 2003 год увеличится с 236,4 до 238 тысячи человек. На предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности за этот же период численность занятых увеличится по сравнению с 2001 на 1,2%. К 2003 году ожидается увеличение числа работающих и в частном секторе на 3,8 тысячи человек за счет роста занятых в зарегистрированных частных предприятиях и лиц, занятых индивидуальным трудом, а так же по найму у отдельных граждан. В 2001 году позитивные изменения социально-экономической ситуации в округе, начавшиеся в конце 1999 года, приобрели устойчивый характер и были обусловлены ростом объемов продукции во всех отраслях промышленности, увеличением объема инвестиций в основной капитал предприятий за счет всех источников финансирования, что способствовало наиболее полному обеспечению занятости трудоспособного населения округа. Так, среднегодовая численность безработных, состоящих на учете в окружной службе занятости, снизилась за 2001 год на 2,8 тысячи человек и составила 15,7 тысячи человек. В 2002 году среднегодовая численность официально зарегистрированных безработных по оценке несколько возрастет и составит 17,3 тысячи человек, уровень регистрируемой безработицы составит 1,8 % от экономически активного населения. Основной причиной складывающейся ситуации на рынке труда округа является поздний срок начала финансирования активной политики занятости за счет средств федерального бюджета, что затрудняло работу окружной службы занятости населения в первом полугодии 2002 года. Учитывая существующую тенденцию роста числа безработных в 2003 году по сравнению с 2001 годом, следует также ожидать увеличение среднегодовой численности регистрируемых безработных граждан с 15,7 тысячи человек до 19,5 тысячи человек. По I варианту прогноза численность занятых в экономике в 2003 году по сравнению с 2001 годом увеличится на 5,6 тысячи человек и составит 790,9 тысячи человек, а среднегодовая численность зарегистрированных безработных составит 21,3 тысячи человек, или 2,2% от экономически активного населения. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО На основании анализа статистических данных за ряд лет, учитывая тенденции развития малого предпринимательства в нашем регионе и в целом по стране, прогнозируется увеличение количества предприятий в промышленности, строительстве, торговле в 2003 году до 4,4 тысячи единиц. В связи с ростом количества малых предприятий увеличится и численность занятых в малом бизнесе в будущем году до 43 тысяч человек (2001 год - 42,7 тысячи человек). Следует отметить, что число работающих в уже действующих предприятиях увеличивается и они переходят в разряд более "крупных", стабильных, устойчиво наращивающих объемы. Выпуск товаров и услуг в сопоставимых ценах в 2003 года возрастет по сравнению с 2001 годом на 7,1%. Увеличение прогнозируется пропорционально во всех отраслях экономики. Общий объем выпуска товаров и услуг в малом бизнесе по прогнозным оценкам в 2003 году составит 50,4 млрмиллиарда рублей. Возможным это станет и за счет вложения инвестиций в основной капитал малых предприятий. Этот показатель в сопоставимых ценах в 2003 году возрастет по сравнению с 2001 годом на 8 %. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предприятия округа ведут деловое сотрудничество с предприятиями-партнерами и с организациями 67 стран мира. Основными партнерами являются: США, Австрия, Германия, Финляндия, Канада, Чехия, Польша, Франция, Швейцария; из стран СНГ - Украина, Казахстан, Беларусь, Литва. Перспективы развития международных связей Ханты-Мансийского автономного округа нацелены на расширение деловых контактов с международными организациями, правительствами и общественными организациями иностранных государств. Туристическая деятельность, ожидающая своего развития на территории округа, еще одно из направлений международных связей, которое может стать источником валютных доходов. Перспективной формой стимулирования внешнеэкономического сотрудничества в настоящее время является выставочная деятельность в целях распространения информации среди деловых кругов зарубежных стран о жизнедеятельности округа, расширения сотрудничества и привлечения инвестиций. На 1 января 2002 года на территории Югры было зарегистрировано 13 представительств иностранных фирм и 197 предприятий с иностранными инвестициями. За 2001 год поступило иностранных инвестиций на предприятия ХМАО 200,9 миллиона долларов США, которые, в основном, были направлены на предприятия топливной промышленности и геологические предприятия. Основными инвесторами в 2001 году были: Великобритания, Кипр, США, Венгрия, Финляндия. Основной характерной чертой внешней торговли округа является положительное сальдо торгового баланса. Внешнеторговый оборот в 2001 году составил 11,4 миллиарда долларов США, в том числе: экспорт - 10,8 миллиарда долларов, импорт - 0,6 миллиарда долларов. Доля экспорта Ханты-Мансийского автономного округа в объеме экспорта России возросла с 4,4% в 1999 году до 10,1% в 2001 году. Увеличение экспорта в 2001 году объясняется высоким уровнем цены на нефть на мировом рынке. Во внешнеэкономической деятельности округа ведущее место занимает экспорт в страны дальнего зарубежья. Основными видами экспортных поставок остаются сырая нефть и пиломатериалы. По оценке в 2002 году объем экспорта увеличится по сравнению с 2001 годом на 3%, что обусловлено высокими ценами на нефть на мировом рынке и увеличением с апреля 2002 года поставок нефти на экспорт предприятиями округа. На 2003 год по I варианту прогнозируется снижение объема экспорта к оценке 2002 года на 7,5% в связи с предполагаемым уменьшением экспортных поставок ОАО "Сургутнефтегаз", а по II варианту - рост объема экспорта на 2% к уровню 2002 года. В общем объеме экспорта поставки пиломатериалов занимают незначительную долю, но в последующие годы предполагается увеличивать поставки, что станет возможным благодаря расширению ассортимента и повышению качества продукции, выпускаемой деревообрабатывающими предприятиями ХМАО. Цель импорта в ХМАО - развитие промышленного производства за счет внедрения новейшего оборудования, не имеющего аналогов в России, привлечение передовых технологий и эффективного менеджмента, а также обмен опытом в области улучшения социальной зашиты и повышения жизненного уровня населения округа. В структуре импорта автономного округа преобладают следующие группы товаров: машины и оборудование, материалы и товары народного потребления (включая продовольствие и медикаменты), строительные услуги, современные технологии. Объем импорта по оценке на 2002 год составит 614,4 миллиона долларов или 104,8% к уровню предыдущего года. На 2003 год прогнозируется рост объема импорта на 5% по I варианту, на 9% - по II варианту.

Актуальное