Банк России похоронит ВСМ

Плавающим рублем.

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин заявил на форуме "ИННОПРОМ-2015", что строительство высокоскоростных магистралей позволит перезапустить экономику России. Эксперты признают, что ВСМ способны дать толчок очень многим отраслям промышленности, но и указывают на огромные финансовые риски строительства. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", главный заключается в нестабильности российской валюты. Избежать его можно лишь с помощью государственного контроля за фондовым и валютным рынками.

По мнению Мишарина, ВСМ способствуют мощному развитию строительной индустрии, производства новых материалов, машиностроения и приборостроения. Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой даже подсчитал, что эффект от строительства скоростной дороги, скажем, между Екатеринбургом и Челябинском, увеличит валовой региональный продукт Свердловской области на 55 миллиардов рублей, а Челябинской – на 30 миллиардов. Дополнительные доходы бюджетов двух субъектов вырастут на 290 миллиардов рублей.

Эксперты с этим не спорят, но обращают внимание на то, что для реализации таких сложных проектов нужны технологии и деньги. Генеральный директор ОАО "Синара – Транспортные Машины" Евгений Гриценко говорит, что РЖД никогда не допустят, чтобы подвижной состав для ВСМ делали китайцы, которые стали в этом вопросе мировыми лидерами. Что касается возможностей "Синары", то она может делать сварку кузова, сборку тележек, современные материалы для окраски и некоторые другие операции.

Если же локализовать производство в России, то надо будет создавать собственную базу производителей компонентов, в том числе алюминия, привода и систем управления. Это, утверждает топ-менеджер, имеет смысл делать только в том случае, если есть большой и устойчивый заказ, оплачиваемый государством. Ну, а РЖД сегодня не оплачивают даже ранее заказанные электрички "Ласточка".

С деньгами на строительство высокоскоростной магистрали (первая очередь от Москвы до Казани) вообще все сложно. Гриценко полагает, что китайцы будут вкладываться в уставный капитал совместного предприятия и кредитовать реализацию проекта, поскольку он интересен финансово: они неплохо заработают на поставке компонентов и, к тому же, получат дивиденды как участники СП. Но риски ВСМ очень велики.

Представитель Газпромбанка Сергей Молочный отмечает, что выручка проекта и затраты будут номинированы в рублях, и очень важно разобраться с конверсией российской и китайской валюты. Нужен механизм финансирования в рублях и юанях в совместном проекте, а также нужны гарантии по страновым и политическим рискам при кредитовании китайцами российского партнера. Такого рода проектов не было, и это потребует огромных согласованных усилий от компаний двух стран в решении множества сложных вопросов.

Возможно, предполагает сотрудник Внешэкономбанка Илья Пономарев, необходимо будет выпускать ценные бумаги, подкрепленные будущими налогами и доходами, которые станут источником длинных дешевых денег. Понятно, что эта бумага должна быть очень надежной, но вот будет ли? В этом есть сомнения.

В Китае фондовый рынок за последний месяц упал на треть, что вызвало панику. Государство пытается погасить ее, ограничивая продажи и эмитируя ликвидность для скупки акций. Даже при таком откровенном вмешательстве в экономику обуздать рынок удается с трудом. Что уж говорить про Россию, где процветает слив инсайдерской информации, а банки полученную от государства ликвидность пускают в спекулятивные операции – и эти "проделки" всем сходят с рук. Между тем министр промышленности Аргентины Дебора Джорджи заявила на "ИННОПРОМе", что экономика ее страны за последние 12 лет выросла в два раза благодаря тому, что государство резко увеличило инвестиции в развитие и защитило фондовый и валютный рынки от глобальных спекулянтов в лице международных фондов.

А российский Центробанк не хочет и слышать об ограничении хождения валюты. Так что мы рискуем остаться без высокоскоростных магистралей, несмотря на готовность помощи со стороны китайцев, которые свою первую ВСМ построили в 2008 году, а сейчас их протяженность в Поднебесной составляет уже 16 000 километров.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ