Индустрия строительного упадка

На просторах УрФО.

Строительную индустрию Свердловской области в 2016 году ждут нелегкие времена. На фоне бушующего кризиса пока никаких серьезных изменений в отрасли не происходит. Более того, в 2015 году выросло производство некоторых стройматериалов – как, впрочем, и цены на них в среднем на 10%. Росту "помогли" девелоперы, которые рекордными темпами достраивали начатые объекты и загружали поставщиков заказами.

Но рынок недвижимости, как говорят эксперты, пребывает в глубоком "болоте". В прошлом году продажи жилья на первичном рынке упали на 40%. Не помогло даже субсидирование ипотечных ставок: кредитование в нынешних макроэкономических условиях несет в себе большие риски для заемщиков и банков. Как выяснил обозреватель  "Уралинформбюро", если все оставить так, как есть, то кредитование отрасли может вовсе обнулиться, стройки замрут, и тогда мало не покажется никому.  

Депутат Законодательного собрания Свердловской области Владимир Коньков прогнозирует, что в 2016 году значительно сократится спрос на цемент – основной строительный материал. Доходы цементных заводов упадут, и это вынудит их снижать цены. Процесс уже пошел: консалтинговая компания Ernst & Young еще в 2015 году зафиксировала снижение потребления цемента в России, что привело к падению цены на него в Уральском федеральном округе на 12%.

Директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин связывает это с падением жилищного строительства в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, которое ведется, в основном, на бюджетные средства. По официальным данным, в прошлом году в Югре жилья было сдано на 14% меньше, чем годом раньше. Соответственно, в регион, где практически нет своих стройматериалов, меньше увезли и цемента. Свердловские заводы железобетонных изделий уже два последних года загружены на 70% от своей мощности.

Начальник отдела Департамента строительства ХМАО-Югры Максим Максименко утверждает, что ситуация остается стабильной: ни один строящийся объект пока не заморожен. Будет ли сокращаться потребление стройматериалов – вопрос непростой. Это зависит от многих факторов: транспортных расходов, стоимости электроэнергии, возможностей федерального и окружного бюджетов, нефтегазовых доходов и даже от валютного курса  Центробанка. Сейчас это все, как известно, непредсказуемо.

Заместитель директора ООО "Староцементный завод" Андрей Аладин говорит, что строители ждут, как будут развиваться события дальше. Пока неясно, продолжат ли  власти субсидировать ипотеку, будет ли государство заказывать новые детские сады и школы. Чиновники обещают определиться к 1 апреля.

Не спешат брать кредиты на фоне экономической неопределенности физические лица, опасаясь остаться в кризис без работы. Застройщики, соответственно, запланировали в 2016 году снижение объемов на 30%. Примерно на столько меньше будет сдано жилья  в Свердловской и Тюменской областях.

Производители цемента предсказывают, что сокращение бюджетных вливаний в стройку приведет к дефициту "живых" денег, и все вновь, как в 90-е годы, перейдут на взаимозачеты. "Некоторые строители уже предлагают в качестве оплаты готовые квартиры. А кому их продавать потом?" – сокрушается Аладин.

Руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков отмечает, что рынок первичного жилья сейчас как никогда зависит от ипотечного кредитования. Все предыдущие десятилетия такой зависимости не было. Кредитование же в нынешних макроэкономических условиях – очень рискованное дело, сулящее большие проблемы как заемщикам, так и банкирам.

Результат закономерен: если в 2014 году новые проекты оценивались в 1,3 миллиона квадратных метров, то в 2015 году – в 600 тысяч "квадратов". А куда строить, если на конец прошлого года оставались нераспроданными 18 тысяч новых квартир.

Время развития строительной отрасли, полагают эксперты, на постоянно растущем рынке закончилось. Изменился состав покупателей. Раньше квартиры приобретали взрослые люди, улучшающие свои жилищные условия или разъезжающиеся с детьми. Сейчас на рынке остались либо молодые семьи, либо приезжие, кому надо решить жилищную проблему. Их не устраивают ни ипотечные ставки, ни стоимость квадратного метра. По данным УПН, за последние 20 лет цены в Екатеринбурге выросли в долларовом выражении в 3 раза, а в рублевом – в 43(!) раза.

Финансовый сектор очень чувствителен к макроэкономическим проблемам, а потому может свернуть кредитование строительного сектора. Если он начнет это делать, проблемы будут у всех. Михаил Хорьков считает, что надо искать точки соприкосновения финансовых институтов и девелоперов. Банкиры заинтересованы в том, чтобы квартиры продавались. Стабильность рынка должна быть поставлена во главу угла.

Ее не будет, если не начнут перестраиваться все участники рынка. Последний начал качественно меняться не сегодня, а несколько лет назад. Хорьков полагает, что время развития строительной отрасли на постоянно растущем рынке закончилось. Обострилась конкуренция, "шальные" деньги в прошлом. И девелоперы, и банкиры должны учитывать запросы и возможности нынешнего покупателя. Выход из кризиса будет очень долгим.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ