Чудесный САД
Кто и для чего купил "Свердловскавтодор"?
Интрига с долгосрочной приватизацией ОАО "Свердловскавтодор" закончилась. Вечером 17 февраля 2016 года 100% пакет акций, принадлежащий Росимуществу, был продан за 800,5 миллиона рублей. Торги были предельно короткими – два покупателя, один из которых сделал повышающий шаг от стартовых 800 миллионов.
Интрига с продажей "Свердловскавтодора" только началась. Покупатель – АО "Гарант", учрежденное в Верхней Пышме 2 декабря 2015 года с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Единственный учредитель – Альберт Гильфанович Ахкямов. Бизнес-профиль – консалтинг.
Закономерный вопрос – где только что родившаяся конторка может взять 800 миллионов рублей для покупки дорожного монстра Свердловской области? Да и для чего он ей нужен?
Ответ искать недолго. За Ахкямовым просматривается УГМК-Холдинг Андрея Козицына. Эта аффилированность легко прослеживается в ООО "Тяжмалпром", директором которого был Альберт Ахкямов. Компания действовала на рынке с 2000 по 2013 год. Основным собственником, по данным открытых источников, являлось ООО "УГМК-Холдинг", внесшее в уставный капитал 102,4 миллиона рублей.
Можно также добавить, что Ахкямов был единственным учредителем ООО "Стратегия", на которое в свое время были записаны 5,5% акций Среднеуральского медеплавильного завода, входящего в УГМК-Холдинг.
Так что информация "Уралинформбюро" о том, что Козицын неожиданно заинтересовался дорожным строительством, полностью подтвердилась. И свита "медного короля" придумала некую схему приобретения САД. Прямой связи с УГМК пока нет, но вскоре на свет должны появиться "медные" миллиарды.
Это ведь только Росимуществу надо заплатить 800,5 миллиона рублей. А еще есть Газпромбанк, которому "Свердловскавтодор" задолжал более 1,2 миллиарда рублей.
Плюс к тому необходимые инвестиции в компанию, которые в 2015 году провалили продажу САД в руки "Новосибирскавтодора". Когда сибиряки узнали, что в инфраструктуру приобретаемого бизнеса надо вложить еще пару миллиардов, они вежливо сказали "нет".
По одной из версий, "Свердловскавтодор" купили с прицелом на нынешнего министра транспорта Свердловской области Александра Сидоренко. Он уже "потоптался" в САДе перед уходом в чиновники. В прошлом году фирма его свояка ("ИнфраТех", Пермь) пыталась заработать на поставке "Свердловскавтодору" технической соли для посыпки автотрасс. По стечению обстоятельств после публикаций "Уралинформбюро" о странностях данного контракта он был расторгнут.
Следует отметить, что УГМК-Холдинг давно считается "приютом" для отставных чиновников. Например, УГМК-Агро возглавляет бывший сельхозминистр Свердловской области Илья Бондарев. Глава клиники УГМК-Здоровье Михаил Скляр некогда руководил региональным министерством здравоохранения.
По сравнению с этими признанными мастерами своего дела Сидоренко кажется подмастерьем. Но кого только не бывает в большой семье медного олигарха. В окружении Козицына есть "легендарные" дорожные строители. Семья депутата Законодательного собрания Свердловской области Армена Карапетяна без дорожных подрядов просто жить не может. А тут такой "растегай", что не проглотить.
По мнению экспертов, качество дорожных работ в Свердловской области после приватизации "Свердловскавтодора" вряд ли улучшится. А за бюджетными деньгами на эту сферу общественникам придется следить с удвоенным вниманием.
Андрей БЕЛЫЙ