В.Язев: "Процесс реформирования энергетической отрасли был поставлен с ног на голову"

В самое ближайшее время Правительство РФ приступит к рассмотрению проекта реформирования газовой отрасли. Автором одной из концепций реформы ОАО "Газпром" является Президент Российского газового общества, депутат Государственной Думы РФ Валерий Язев. По его мнению, при преобразовании российского газового монополиста правительство не должно повторять ошибок, допущенных при реформировании РАО "ЕЭС России". "Уралинформбюро": Валерий Афанасьевич, близится час приватизации энергетической отрасли России. Нужно ли государству передавать ее в частные руки, либо все-таки были другие варианты развития событий? В.Я.: Саму идею реформирования естественных монополий я по многим параметрам оцениваю отрицательно. В мире есть много стран, где, например, энергетическая отрасль по сей день остается государственной, при этом нормально функционируя. Есть и немало примеров, когда попытки приватизации и либерализации этого рынка приводили к энергетическому кризису. - Тем не менее, политическое решение было принято. Как Вы оцениваете его реализацию? В.Я. По просьбе Президента РФ Владимира Путина я вошел в состав Комиссии по реформированию РАО ЕЭС России. Процесс реформирования энергетической отрасли, на мой взгляд, был поставлен с ног на голову, поскольку не были четко определены его цели и конечные задачи. Предполагалось, что реформа проводится под какое-то гипотетическое, просто-таки фантастическое инвестирование. - Каково было Ваше видение решения данной проблемы? В.Я.: Сегодня 80% энергии РАО ЕЭС России вырабатывается на газе. Поэтому в ходе работы комиссии я предложил в первую очередь установить тренд на цены на газ и на электроэнергию, разработав схему реформирования РАО. Тогда не было бы необходимости дробить энергокомпании на генерирующие, сбытовые и транспортирующие компании. Тем не менее, было принято другое решение. Я разделяю мнение, что федеральная диспетчерская и сетевая компании на 100% должны быть государственными, и в плане приватизации РАО ЕЭС это предусмотрено. Вследствие реформы отрасль, возможно, понесет некоторые потери, но энергетический кризис, предсказываемый некоторыми экспертами, стране не грозит. - Каковы на ваш взгляд перспективы реформирования российской газовой отрасли? В.Я.: Как Президент Российского газового общества, я ознакомился со всеми существующими проектами реформы. Сейчас мы работаем над ними, пытаемся выработать общие позиции по данному вопросу. Безусловно, реформировать газовую отрасль необходимо. В первую очередь потому, что сегодня она крайне неэффективно управляется государством. Это выражается в жестком регулировании оптовых цен на газ, транспорт газа, бытовых надбавок, акцизов. Все это делает газовый бизнес внутри России убыточным. В частности, несмотря на то, что с января 2003 года цены на газ подняты на 20%, убытки ОАО "Газпром" составили за этот период 6 миллиардов рублей. Для того, чтобы оставаться на плаву, "Газпрому" и другим независимым компаниям в совокупности необходимо добывать 600 миллиардов кубометров газа в год. Но для этого нужны стимулы. На сегодняшний день газового рынка в России нет - его нужно формировать: развивать газодобычу и транспорт газа. Но это не значит, что реформа "Газпрома" должна сводиться к "распиливанию" его активов. Это было бы непоправимой ошибкой. - Приведет ли реформирование отрасли к росту цен на газ? В.Я.: Цены на газ на внутреннем рынке, как это ни печально, нужно повышать. Сегодня в России газ стоит 20 долларов за кубометр, а в Европе - 400 долларов. То есть отечественные предприятия получают бесплатное топливо, а свою продукцию продают по мировым ценам. - Будет ли параллельно этому процессу проходить административная реформа в "Газпроме"? В.Я.: Нам необходимо совершенствовать структуры "Газпрома", ввести учет затрат его монопольных составляющих, таких как транспорт газа, газотранспортная система. Реформирование естественных монополий неизбежно. Сегодня мы живем в другой стране с другими условиями хозяйствования. Но главная задача властей, законодателей и гражданского общества заключается в том, чтобы не потерять то хорошее, что было в естественных монополиях. - Весьма неоднозначная ситуация сложилась с принятием законов, касающихся реформирования энергоотрасли. Как Вы относитесь к тому, что Совет Федерации РФ отклонил законопроект "Об энергосбережении"? Как Вы расцениваете законопроект "О вводе в действие и отмене ряда законодательных актов, регулирующих деятельность естественных монополий в РФ"? В.Я.: Закон "Об энергосбережении", на мой взгляд, является популистским. У меня впечатление, что он вообще не нужен. Суть этого закона состоит в том, что если какая-то организация занимается энергосбережением, то соответствующие затраты списываются в счет оплаты электроэнергии. С одной стороны, это вроде бы хорошо: есть стимул развивать энергоэффективное производство. С другой стороны, внедряя энергосберегающие технологии, ты и так меньше потребляешь электричества и меньше платишь за него. И два раза поощрять тебя за это нет смысла. Поэтому закон и вызвал озабоченность Совета Федерации, которую я разделяю. Серьезные замечания у меня были и к закону "О вводе в действие и отмене ряда законодательных актов, регулирующих деятельность естественных монополий в РФ". Одна из моих поправок даже затормозила прохождение в Госдуме РФ статьи 6 данного закона. Я внес предложение запретить продавать электроэнергию по свободным ценам электростанциям, вырабатывающим энергию на газе и получающим его по регулируемым ценам. Были замечания к этому документу и у других депутатов. - Как Вы оцениваете вступление России в ВТО? Насколько повлияет это решение на процесс реформирования естественных монополий? В.Я.: К вступлению России в ВТО я отношусь очень неоднозначно, поскольку изначально советская экономика, создавалась как замкнутая система. Ее открытие может стать в какой-то мере губительным. С одной стороны, мы не можем без конца гладить майки чугунными утюгами собственного производства. С другой - "Сименс" нам все равно не догнать. Поэтому надо соотносить интересы потребителей и производителей. До 5 часов вечера ты - производитель и хочешь, чтобы твои дешевые услуги брали по дорогой цене. А потом ты идешь в магазин и становишься потребителем, желающим купить хороший товар дешево. При вступлении в ВТО Россия должна договориться с Западом о применении компенсационных механизмов. Они не учтены в договоре об энергетической хартии, поэтому я выступаю против ратификации этого договора. Если мы подписываем этот документ, то берем на себя обязанность пустить в нашу газотранспортную систему всех желающих по внутренним ценам. Сегодня внутрироссийский тариф на транспортировку газа составляет 40 центов за 1000 кубометров на 100 километров, при этом на Украине мы платим 1,09 доллара, в Венгрии - 2,5 доллара. Нам в данном случае необходимы компенсации. Кроме того необходимо защитить на адаптационный период входа в ВТО и такие наиболее уязвимые российские отрасли, как сельское хозяйство, машиностроение, страховой и банковский бизнес.

Актуальное