Роковая ошибка Леонида Шалимова

На глазах президента.

Специальная комиссия, расследующая причины сбоя при запуске с космодрома Восточный ракеты "Союз", обнародовала предварительные выводы. Перенос пуска, за которым наблюдал Владимир Путин, произошел из-за кабеля, изготовленного на екатеринбургском НПО автоматики по некорректной документации. Ошибка не была вовремя выявлена, что и привело к срабатыванию системы контроля. Генеральный директор НПО Леонид Шалимов после "разбора полетов" подал в отставку.

Часть экспертного сообщества считает, что никакой трагедии из этой истории делать не стоит: это 60-й пуск ракеты, и ни одной аварии по вине системы управления не было. В НПО, подчеркивают они, действует отлаженный механизм разработки и изготовления изделий, который дал случайный сбой.

Другие представители отрасли между тем недоумевают: как этот сбой вообще мог произойти при многоступенчатой системе контроля на предприятиях ракетной отрасли? По их мнению, разгильдяйством это объяснить нельзя.

Специалисты космической отрасли утверждают, что банальная ошибка конкретного монтажника считается серьезным провалом предприятия. Кабель – очень сложное устройство с многочисленными отводами, переключателями и приборами контроля. От него зависит определенный алгоритм включения системы: если он изготовлен не в соответствии с принципиальной электрической схемой, то правильный сигнал в нужное место не придет – со всеми отсюда вытекающими последствиями для многотонной ракеты.

Стремясь избежать ошибок, рассказывает начальник инновационного развития ОАО "Информационные спутниковые системы" Сергей Единосяк, предприятия используют стенды для правильной распайки кабеля. Существует также многоступенчатый контроль в процессе изготовления: сначала самим изготовителем, затем – мастером, отделом технического контроля и военной приемкой. В Роскосмосе последнюю заменяет система менеджмента качества, которая предусматривает приемку.

И вот при таком контроле сразу несколько человек допустили ошибку. Как такое стало возможно?

Ветераны НПО автоматики говорят, что пока главным конструктором был академик Семихатов, за каждым человеком, который что-то делал, стоял еще один человек, который проверял его работу. Система сбоев не давала, поскольку проверять площадку размером 10 на 15 сантиметров совсем не сложно. Потом настала оптимизация, наблюдателей убрали и стали контролировать только корпуса.

Корпуса – это изделия до полутора метров в высоту, в которых размещена масса различных систем, включая сугубо специальные. Проверять их качество внутри "черного ящика" – практически безнадежное дело: если просматривать досконально, то на это, полагают инженеры, уйдет года два. Поэтому часть изделий априори оказывалась вне многоступенчатого контроля. Восстановить же систему тотального наблюдения за качеством не так-то просто.

Генеральный директор НПО автоматики Леонид Шалимов за две недели до своей отставки (то есть еще перед запуском ракеты "Союз") на традиционный вопрос "Как дела?" ответил обозревателю "Уралинформбюро" предельно коротко: "Плохо все... И денег не дают совсем".

В свое время, пытаясь расширить сферу деятельности, екатеринбургское НПО начало предлагать свои услуги ОАО "РЖД". Предприятие разработало кабину машиниста с пультом управления, а также целый ряд систем электрооборудования для локомотивов, работающих на постоянном токе. Но беда в том, что сейчас железная дорога переходит от постоянного тока на переменный, и с новыми вызовами РЖД пытается справиться сама.

Не густо с заказами и в космонавтике. Когда пошли пуски, рассказывают ветераны предприятия, оказалось, что нужных людей нет: старые специалисты ушли, а новым еще надо учиться. Вот и получилось, что когда стали собирать в единую корпорацию все наработки в ракетной технике, НПО автоматики досталась в "денежном пироге" очень незначительная доля.

Николай Семихатов, вспоминает бывший сотрудник НПО автоматики Анатолий Кенин, всегда работал на опережение. Когда в отрасли возникала очередная тема, главных конструкторов собирали в Москве и ставили перед ними задачу. Семихатов поражал своих коллег прозорливостью: "Мы, – говорил он, – уже поработали в этом направлении, и вот что у нас получилось…"

Академику Семихатову удавалось идти на полшага впереди других потому, что он ставил перед сотрудниками невыполнимые задачи. Когда те в своих исследованиях заходили в тупик, шли с повинной к главному конструктору. Тот тут же отправлял их на концерт классической музыки – мозги прочистить. И, как говорят, это помогало.

Сегодня, утверждают бывшие сотрудники НПО, никто так уже не работает. Другое поколение, другие стимулы, другая самоотдача. Большинство россиян сейчас живут расслабленно. Возможно, это одна из главных причин допущенной ошибки при изготовлении злополучного кабеля для ракеты "Союз", которая не взорвалась только благодаря автоматике.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Еще в сюжете: Космоаут НПО автоматики

Актуальное