УрФЮИ. СУДьба института

Воспоминания по распискам.

Сегодня "Уралинформбюро" открывает серию репортажей из Кировского райсуда Екатеринбурга. Освещаемый процесс в этом суде формально можно обозначить, как "уголовное дело регистратора Росреестра Осиповой". Но по сути - это последняя глава многолетней саги о разводе хорошо известных в Свердловской области Владислава Назарова и Анжелики Виноградовой и разделе их совместного имущества.

В суд вызываются

Арена судебного спора за семиэтажное здание в центре Екатеринбурга – кабинет "квадратов" на тридцать. Он настолько мал, что гособвинитель – старший помощник городского прокурора Ульяна Мылицына сидит за одним столом с "потерпевшими", коих отождествляют адвокаты и представитель Уральского финансово-юридического института.

В помещении, как полагается в уголовном суде, есть железная клетка. Но статья не "убойная" - подсудимая Людмила Осипова молча и стойко выслушивает судебные баталии рядом со своими защитниками. И вот тут первая интрига – в Екатеринбурге снова Юрий Еланцев. Журналисты помнят его в мундире следователя, поднявшего "на уши" Березовский. Теперь он вернулся после завершения службы из Подмосковья в чине адвоката. И это обещает немало любопытных судебных процессов с его участием. Первый же – тому лучшая иллюстрация.

Допросы свидетелей в исполнении Еланцева – это мастер-класс, на который следует ходить студентам Уральского юридического университета. А вот старшекурсников УрФЮИ лучше такими действиями не нервировать. Им и так хватает слухов, что скоро Виноградова с "московскими рейдерами" отберет у Назарова здание и закроет alma mater.

Это, конечно, преувеличение. Над институтом и ректором Владиславом Назаровым и без того ходят "грозовые тучи". Аккредитация вуза приостановлена до середины августа. Если ректор не приложит усилий в текущей деятельности УрФЮИ, то пострадают студенты. И не от вымышленных рейдеров, а от отсутствия квалификации самого Назарова, увлечённого разделом брачного имущества.

Экономическая коллегия Верховного суда РФ в июне 2016 года признала за Виноградовой право на половину доли в праве общей собственности на здание. Это право летом 2011 года как раз и зарегистрировала начальник отдела свердловского Управления Россреестра Людмила Осипова. Невзирая на решение суда высшей инстанции, суд над ней в Екатеринбурге идет, как ни в чем не бывало.

Хотя само по себе уголовное дело, материалы которого умещаются в стандартную коробку для писчей бумаги, по мнению защиты, с огромными изъянами. Первоначально в его возбуждении было отказано. Без отмены данного постановления, как того требует УПК, следователь Э.Искандеров уголовное дело все же возбудил. Регистратору инкриминируется умышленное внесение в государственный реестр заведомо недостоверных сведений (ст.285.3 УК РФ), хотя и Свердловский областной суд в мае 2012 года определил, что Осипова абсолютно права.

Спустя четыре года в Кировском суде, сменяя друг друга, допрашиваются свидетели. Их довольно много, а разговор практически с каждым затягивается на час-полтора. Судья Крестина Упорова, гособвинитель, адвокаты пытаются выяснить детали событий, происходивших несколько лет назад.

И, как следует из диалога с одним из свидетелей (мы не будем называть вслух фамилии любого из них), она вспоминала прошлое, глядя в документ, который когда-то оформляла. Не подробно, в деталях, а лишь по сути.

А суть-то не подменить! Весь этот семейный конфликт обусловлен желанием Владислава Назарова уйти от раздела совместно нажитого с Виноградовой имущества. И как он это сделал? Попросту в январе 2008 года не записал в регистрационных документах, что является собственником построенного в период их брака здания. Но при этом наделил учрежденное им самим НОУ УрФЮИ правом оперативного управления строения площадью в 12 тысяч "квадратов". А год спустя развелся с Анжеликой, заявив, что теперь к семиэтажке экс-супруга отношения не имеет.

Если прислушаться к свидетелям, которые имели или продолжают иметь хоть какое-то отношение к Назарову, то постепенно вырисовывается противоречивая картина. Дело даже не в том, что Назаров в одном лице и ректор УрФЮИ, и собственник здания, который лично в 2008 году сдавал документы на регистрационные действия с ним. Сама фактура деятельности вуза могла бы заинтересовать налоговые органы.

Вот представитель бухгалтерии рассказывает, в какую стоимость были оценены помещения УрФЮИ на 1 апреля 2011 года (дата объясняется сроком обращения Виноградовой в Россреестр). По ее словам, в 328 миллионов 035 тысяч рублей. Адвокаты регистратора предлагают взглянуть на данные по основным средствам вуза, зафиксированным налоговой инспекцией. Сумма аналогичная, но это же только стены! А где мебель, оборудование лабораторий, компьютеры и прочая оргтехника? Нестыковочка, и не первая в этом уголовном деле.

Тайны следствия

Наверное, судья Упорова понимает, что при любом ее вердикте он будет оспорен. Подсудимая вины не признает. Ее коллеги по работе, приглашенные в качестве свидетелей, тоже недоумевают – за что такого опытного специалиста, как Осипову, пытаются осудить? Ошибиться она не могла, в незаконных действиях ранее замечена не была, зачем ей это было нужно (то есть в чем корысть?) - следствие установить не смогло, Верховный суд признал, что регистрационные процедуры в отношении Виноградовой и ее компании "Лоза", в которую она внесла свою долю на здание, произведены корректно и сомнению не подлежат.

На стороне "потерпевших" – государство. Два раза в неделю старший помощник городского прокурора проводит три-четыре часа в судебном заседании, чтобы поддержать выводы следователя Юрия Палкина о виновности регистратора.

Пока что это заочный спор Палкина и Еланцева. Один до сих пор еще в погонах, второй уже в цивильном костюме, но мастерства ведения допросов не растерял. Как и знания нюансов УПК. К примеру, один из сотрудников Росреестра рассказывает, как ее допрашивали в канун 2016 года. В последний рабочий день, без вызова повесткой. В протоколе допроса масса деталей, записанных со слов женщины, а затем выясняется, что говорила она чуть ли не с подсказки следователя.

Тут адвокат Еланцев "взрывается" - надо вызывать в суд следователя выяснять обстоятельства получения доказательств во время допроса. Судья ходатайство отклоняет – рано пока Палкина звать, еще не все свидетели опрошены, вопросы у защиты могут новые возникнуть.

Может ли уголовное дело Осиповой носить заказной характер? Глядя в решение Экономической коллегии Верховного суда, другие состоявшиеся судебные акты, слушая участников судебного процесса в Кировском райсуде, такой вопрос далеко не праздный. "Вышка" поручила свердловскому арбитражу установить, какую сумму должна получить "Лоза" с УрФЮИ за использование институтских помещений площадью 6 тысяч "квадратов". Сие означает, что права Виноградовой на половину доли в здании юридически признаны. А оформила эти права Осипова.

Честь мундира, разумеется, обязывает следователя и прокурора стоять на своем до последнего. Только не надо забывать, что это семейный, имущественный спор Назарова и Виноградовой. Рыночная цена здания УрФЮИ под миллиард рублей. Бывшему мужу есть что терять – он цепляется за любую возможность, пусть даже путем осуждения без вины виноватого регистратора.

Сейчас в судебном процессе объявлен перерыв до 9 августа. Впереди самое интересно - допросы Назарова и Виноградовой, а также юристов ООО "Лоза". "Уралинформбюро" вернется в зал заседаний через месяц.

Дмитрий БУЗДАЛОВ

Еще в сюжете: УрФЮИ. Брачный раздел

Актуальное