Свердловская область бросает вызов Германии

На индийском рынке.

Индия пригласила Россию стать партнером VI Индийской выставки, которая пройдет в марте 2017 года. Активное участие в этом индустриальном форуме примет делегация Свердловской области, которая наращивает товарооборот с дружественной страной.

Российские компании занимают пока весьма скромное место на индийском рынке. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", перед свердловчанами открываются широкие перспективы по поставкам в Индию не только машин и оборудования, но и металлургической продукции.

Товарооборот между Россией и Индией в 2015 году составил 6,1 миллиарда долларов. По данным индийского государственного министра промышленности и торговли Нирмалы Ситхараман, он несколько сократился по сравнению с 2014-м. У Свердловской области поставки, наоборот, растут: председатель правительства региона Денис Паслер сообщил на "ИННОПРОМ-2016", что в первом квартале текущего года товарооборот с Индией увеличился почти на 40%.

У свердловчан с индийскими партнерами давние связи. В советское время со Среднего Урала поставлялись турбины и металлургическое оборудование, в годы либеральных реформ корпорация "Уралвагонзавод" наладила в Индии производство танков Т-90. В настоящее время АО "Уралхиммаш" изготавливает оборудование для двух строящихся блоков атомной электростанции "Куданкулам", а "ВСМПО-Ависма" поставляет сварные титановые трубы для конденсаторов АЭС и электростанций прибрежной зоны. Нефтеперерабатывающей и химической промышленностью Индии востребованы титановые прутки, плиты, листы и бесшовные трубы.

Уральские промышленники надеются расширить сотрудничество с Индией. Завод "Уралхиммаш" на выставке "ИННОПРОМ-2016" договорился об участии в модернизации индийских нефтегазовых предприятий, корпорация УВЗ подписала соглашение с компанией "Харадж форд Кальяни групп" о совместном производстве самоходной артиллерийской установки на базе САУ, выпускаемой "Уралтрансмашем".

Индийские штаты очень трепетно относятся к инновационным компаниям. Для производителей оборонной продукции создаются бизнес-парки, устанавливаются выгодные налоговые режимы, предоставляются льготы на электроэнергию и пакеты услуг, подстроенные под интересы инвесторов.

Недостаток инфраструктуры в Индии открывает широкие возможности также для производителей железнодорожного подвижного состава. Председатель комитета по сотрудничеству с Республикой Индия Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Александр Бондаренко прогнозирует в ближайшие 2-3 года резкое увеличение спроса на локомотивы и новые технологии в области строительства железнодорожного хозяйства. Индийцы готовы на очень выгодных условиях привлекать инвесторов и владельцев технологий. Для оперативной реализации проектов они даже предлагают готовую сбытовую сеть.

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин подтвердил, что российские компании намерены поучаствовать в модернизации участков индийских железных дорог, а также в строительстве транспортно-промышленных коридоров Дели - Мумбаи и "Север - Юг" – о формировании последнего недавно договорились Россия, Индия, Иран и Азербайджан. Россияне готовы предложить современные системы управления и обеспечения безопасности движения на базе спутниковой навигации и цифровых средств связи, а также локомотивы, вагоны, рельсы и прочую железнодорожную продукцию.

Для реализации проекта в 2016 году в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей была сформирована рабочая группа, в которую, помимо РЖД, вошли ведущие предприятия Свердловской области: УВЗ, "Уральские локомотивы", НТМК, а также производители рельсов из Челябинской области.

Руководитель Единого информационного портала "Экспортеры России" Юрий Шурыгин полагает, что отечественные производители подвижного состава имеют неплохие шансы на завоевание рынка Индии. В прошлом году эта страна импортировала (в основном из Германии, Кореи и Китая) вагонов и трамваев на 240% больше, чем в 2014-м. Слабый рубль позволяет подвинуть конкурентов.

Причем речь идет не только о высокотехнологичной продукции, но и об обычном сырье. Индия колоссально нарастила закупки прутков из железа и нелегированной стали. Везут преимущественно Сингапур и Украина – доля России близка к нулю, хотя в Свердловской области эта продукция выпускается. То же самое касается полуфабрикатов из железа и лесоматериалов, поставки которых из РФ не превышают 2%. Первое место "по лесу" занимает… Германия, из которой везти, полагает Шурыгин, куда накладнее, чем из Свердловской области.

Чугуна Россия поставляет в Индию в восемь раз меньше, чем Индонезия – есть, как говорится, за что побороться. Могли бы уральские предприниматели нарастить свою долю на рынке алюминиевых профилей и плит, железорудных концентратов, титана и меди. По последней позиции в первых рядах числятся Япония, Конго и Чили. Россия была замечена лишь в сегменте медной проволоки, но поставки, полагает эксперт, можно увеличивать, учитывая колоссальный рост индийского импорта.

Как заметил главный министр штата Махараштра Давендра Фаднавис, миллиардное население Индии создает огромный спрос. В стране есть свои минеральные ресурсы, и индийцы готовы разрабатывать их с крупнейшими горнодобывающими компаниями России.

Министр промышленности и торговли Нирмала Ситхараман считает, что прямые инвестиции могут принести большие прибыли как Индии, так и России. По ее данным, индийские инвестиции в российскую экономику сегодня в два с лишним раза превышают российские. Возможно, именно поэтому губернатор штата Андхра-Прадеш Найду Чандрабабу с интересом воспринял предложение Дениса Паслера привлечь свердловских промышленников к модернизации и строительству новых металлургических производств в Индии.

Виктор СТЕПАНОВ

Еще в сюжете: ИННОПРОМ-2023