Авиаторы не ждут зимней спячки

Пробудился спрос.

Российским авиапассажирам стало свойственно полетное зимнее мышление. До кризиса, санкций и терактов наши соотечественники тоже летали в малоподвижный сезон. В основном в Египет, Таиланд, даже в Дубай. А сегодня, если судить по Екатеринбургу, их взоры устремились на Сочи, Минеральные Воды, Симферополь.

По словам коммерческого директора АК "Уральские авиалинии" Кирилла Скуратова, раньше летний сезон начинался в июне и заканчивался к середине сентября. В этом же году он растянется с мая до конца октября. Более того, спрос побудил авиакомпанию оставить в зимнем расписании свои рейсы (с меньшей частотой) из разных городов страны на российский юг. А, стало быть, УАЛ покажет завидный пассажиропоток в 2016 году.

По отчетным данным, за 9 месяцев текущего года "Уральские авиалинии" перевезли 4,9 миллиона человек, что на 17% выше прошлогоднего. Ориентир к Новому году – 6,3 миллиона против 5,4 миллиона в 2015 году. Кирилл Скуратов прогнозирует, что нынешний год УАЛ закончит с прибылью, размер которой он пока не озвучивает.

Компания отмечает, что почти две трети из выполненных в январе-сентябре 36 тысяч рейсов пришлись на внутрироссийские направления. Послеолимпийский Сочи и здравницы Кавказских Минеральных Вод заменили многим россиянам привычные Египет и Турцию.

Международную статистику "Уральские авиалинии" подтянули за счет Китая. "Челночному" авиабизнесу поспособствовал дефицит самолетов для китайских туристов. Теперь УАЛ вывозит туристов из Поднебесной в Екатеринбург, пересаживает на свои же самолеты и отправляет в Скандинавию и Западную Европу. Благодаря этому впервые рейсы из уральской столицы в Париж и Рим становятся круглогодичными. Около четверти пассажиров на данных направлениях – россияне. И руководство УАЛ надеется, что эта доля будет постепенно расти.

Во многом благодаря "китайской задумке" авиакомпании екатеринбургский аэропорт Кольцово в 2016 году увеличил свою трансферную значимость. На транзитных пассажиров сейчас приходится около 10% всего потока. По оценке директора по стратегическим коммуникациям АО УК "Аэропорты Регионов" Евгения Красикова, это - высокий результат для не московского аэропорта.

Разумеется, "Уральские авиалинии" обеспечивают аэропорту львиную долю пассажиропотока – 40%. Следом идет "Аэрофлот" с 16% и "Победа" с "Россией" (по 10%). Кстати, следует отметить, что УАЛ в этом году вышел на второе место после "России" в пассажиропотоке питерского аэропорта Пулково. Иными словами – не оставляя надежд на первенство конкурентам в своей воздушной гавани, екатеринбуржцы поджимают всех на чужой ВПП.

В отличии от "Уральских авиалиний" аэропорт Кольцово констатирует снижение пассажиропотока в 2016 году. Резкое сокращение международных рейсов (в первую очередь в Египет и Турцию) – это потеря в летнем сезоне 236 тысяч пассажиров. За май-август текущего года из Екатеринбурга за рубеж вылетело 505 тысяч человек. А внутрироссийские перевозки на удивление не дали резкого всплеска. По сравнению с летом 2015 года они выросли всего-то на 95 тысяч человек. При этом значительно меньше стало пассажиров до Москвы, где они, скорее всего, пересаживались на зарубежные рейсы. И, как на дрожжах, вырос спрос на курорты Краснодарского края и Крым.

Кризис устроил хорошую проверку российских авиаторов на "летучесть". Еще два года назад – в разгар проблем "Трансаэро" и "ЮТэйр" – отходную молитву чуть было не заказали по всей авиационной отрасли. Казалось, что вот-вот и все мы, как в Советском Союзе, полетим "Аэрофлотом". Но вот вам сегодняшняя картина.

ТОП-10 авиакомпаний России растет в своих показателях. А масса мелких перевозчиков все ближе к неминуемой смерти. Как отмечает Кирилл Скуратов, "кто не может летать, тот летать не должен". Требования к безопасности полетов расчищают небо для сильных.

При этом авиационный транспорт становится дешевле, а не наоборот, как предсказывали некоторые эксперты. И в ряде случаев самолеты успешно конкурируют с поездами по цене, не говоря уж о скорости перемещения. Разумеется, в первую очередь существенно подешевел авиакеросин. Снижает цены и конкуренция. Авиакомпании для того, чтобы не гонять полупустые самолеты, идут на скидки и распродажи билетов.

Оптимизация расходов и поиск новых способов дохода – вот вам и весь антикризисный план. "Уральские авиалинии" теперь даже перевозкой транзитных международных грузов занимаются. Ну, и, конечно, сильно подсобили китайцы. Причем УАЛ умудряется летать не только между Россией и Поднебесной. Но и между Китаем и Таиландом, что заставляет поволноваться тайские авиакомпании.

Опора "Уральских авиалиний" на среднемагистральные аэрбасы, о которой в интервью "Уралинформбюро" неоднократно говорил генеральный директор Сергей Скуратов, однозначно оправдала себя. До конца 2017 года к 37 имеющимся в парке самолетам добавится еще 4.

Среднемагистральность укрепляет и позиции Кольцово как трансферного аэропорта – он удачно стоит с равноудаленными "плечами" на восток – запад, север - юг. Уже сегодня, по словам Евгения Красикова, "воздушные ворота" готовы принять поток болельщиков футбольного ЧМ-2018. А, стало быть, пропускные способности аэропорта – как для воздушных судов, так и для пассажиров – имеют необходимый резерв, как раз для транзита.

Подсевшая отчетность Кольцово не столь печальна. Провала, как такового, нет. Зато есть видимый потенциал роста. Рейсы в Турцию (плюс к Стамбулу) уже вернулись в расписание Кольцово - сейчас на этом направлении 12 рейсов в неделю и семь перевозчиков, включая турецкий Corendon Airlines.

Все в ожидании вердикта по Египту. Сколько аэропортов откроют для российских чартеров? Один в Каире или еще Хургаду с Шарм-эль-Шейхом? Египетские рейсы обеспечивали 15-20% круглогодичного пассажиропотока Кольцово. Вернуть рейсы на морские курорты - и отчетные показатели екатеринбургского аэропорта тотчас уйдут в плюс.

В былые времена, что греха таить, между аэропортом и базовой авиакомпанией бегали "черные кошки". Жизнь показала, что Кольцово и "Уральские авиалинии" сродни сиамским близнецам. Работать успешно друг без друга не смогут. И это еще один урок кризиса - ищите опору в проверенных партнерах и набирайте высоту!

Вадим ДЫНИН