Губернатор Дубровский, дайте подышать!

Не нафталином.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский предложил федеральному правительству ввести для промышленных предприятий региона специальные квоты на выбросы вредных веществ. По его мнению, это поможет очистить атмосферный воздух, в деле загрязнения которого область стабильно занимает первое-второе места по России.

Глава региона признался, что он пока не может удовлетворить запрос населения на благоприятную среду обитания: все мероприятия по снижению выбросов остаются, как правило, на бумаге, и качество воздуха в Челябинске не меняется. Дубровский надеется, что введение квот даст ему реальные инструменты для осуществления природоохранной деятельности.

Однако есть большие сомнения, что квоты позволят навести порядок в местной экологии. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", предприятия сегодня подписывают планы по снижению выбросов, дают обещания контролирующим органам и потом спокойно их игнорируют. Очевидно, что пока на первом месте будут стоять деньги, а не здоровье населения, воздух в Челябинске чище не станет.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской на этой неделе сообщил на выездном совещании по подготовке Госсовета, посвященного охране окружающей среды, что Челябинская область лидирует по уровню загрязнения воздуха в России. На нее, оказывается, приходится более трети всех выбросов твердых частиц. По поставкам в атмосферу оксида углерода регион держит почетное второе место.

Нельзя сказать, что на Южном Урале ничего не делается в части экологии. У всех крупных предприятий есть программы природоохранных мероприятий, о выполнении которых они регулярно отчитываются. Например, ПАО "Челябинский металлургический комбинат" (входит в группу "Мечел") построило новый рельсобалочный стан, оборудованный, как утверждает пресс-служба предприятия, современными пылегазоочистными установками и замкнутым циклом водоснабжения, которые соответствуют самым строгим требованиям экологической безопасности.

Комплексная экологическая программа, сообщает тот же источник, позволила ЧМК за последние 10 лет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды: объем сбросов сточных вод в реку Миасс упал на 65%, а объем выбросов в атмосферу – на 26%.

ООО "Челябинский завод по производству коксохимической продукции" ("Мечел-Кокс") в 2011 году запустило в эксплуатацию биохимическую установку по очистке фенольных сточных вод коксохимического производства. Она, как утверждается, позволила снизить выбросы загрязняющих веществ в два раза.

В конце 2015 года на предприятии заработал комплекс новых агрегатов в бензольном отделении, благодаря чему были ликвидированы источники выбросов загрязняющих веществ (фенола и нафталина). "Мечел-Кокс" отрапортовал, все СМИ об этом написали, а в апреле 2016 года проверка Челябинской природоохранной прокуратуры выявила в окрестностях предприятия превышение допустимых концентраций нафталина в воздухе в 2,4 раза, в мае – и вовсе в 4,3 раза.

Природоохранный прокурор Михаил Подкорытов сообщил "Уралинформбюро", что причастность к выбросам "Мечел-Кокса" сомнению не подлежит: это практически единственное предприятие в городе, которое выбрасывает нафталин. Начальник Челябинского гидрометеоцентра – филиала ФГБУ "Уральское УГМС" Марина Иваницкая говорит, что и с другими веществами у него не все в порядке. Замеры концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха позволяют предположить, что на "Мечел-Коксе" мало что меняется: например, концентрация бензапирена улавливается очень высокая.

Пресс-секретарь министерства экологии Челябинской области Марина Александрова также подтверждает, что ситуация с качеством воздуха в Челябинске не меняется, хотя все предприятия и отчитались, что в 2016 году достигли нормативов допустимых выбросов и работают без превышения. Именно поэтому власти региона и предложили изменить подход к выбросам в атмосферу.

Суть предложения заключается в том, чтобы рассчитать определенную величину загрязняющих веществ в воздухе, которая могла бы быть допустимой для территории, и в зависимости от нее установить каждому предприятию квоту на выбросы. Как полагают чиновники, это значительно упростит контроль за загрязнением окружающей среды.

Эксперты в этом сомневаются. Квоту тому же "Мечел-Коксу" установить можно, но где гарантия, что он будет ее соблюдать? Михаил Подкорытов полагает, что предприятие, которое в 2015 году разработало проект достижения предельно допустимых выбросов и в 2016-м отчиталось о его реализации, на самом деле и не думало выполнять свои обязательства. И "Мечел-Кокс" в этом не одинок.

Марина Александрова утверждает, что наказание за несоблюдение квот будет таким же, как и за негативное воздействие на окружающую среду. Сегодня, если предприятие работает без превышения ПДВ, то оно вносит обычный платеж, если же с превышением допустимым норм, то в двадцать раз больше. Но это никого еще не остановило: все вроде бы законопослушные, но в целом ситуация за окнами рабочего кабинета Бориса Дубровского складывается неблагоприятная.

Михаил Подкорытов говорит, что остановка предприятий по экологическим причинам случается крайне редко: во-первых, это, как правило, непрерывное производство, во-вторых, градообразующее предприятие. И экономические меры не действуют: уплачиваемый металлургами штраф несоизмерим со стоимостью новых технологий и оборудования.

Эксперты считают, что губернатору Дубровскому пора определиться, что ему важнее: доходы металлургов и налоги в бюджет или здоровье населения. Без этого все разговоры про экологию – пустая болтовня. А там избиратели решат - нужен ли им глава региона, который едва ли не взял их за глотку.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ