Доклад губернатора Свердловской области Э.Росселя на VIII Российском экономическом форуме

"Экономический рост в Российской Федерации:проблемы и перспективы". Уважаемые участники форума! Вновь мы с Вами собрались обсудить актуальнейшую тему - проблемы и перспективы экономического роста в России. Надеюсь, что, как всегда, мнение участников форума будет услышано Президентом Российской Федерации, Администрацией Президента, Правительством и Законодательным Собранием Российской Федерации. Вынесенная на обсуждение тема актуальна не только для участников восьмого Российского экономического форума. Сегодня этот вопрос буквально "витает в воздухе", порождает многочисленные дискуссии политиков, экономистов, ученых и даже простых граждан. При этом существует большая разница между тем, что понимают под экономическим ростом первые, и тем, что вкладывают в него обычные жители. В научном мире появилось новое толкование экономического роста как "одной из основных целей макроэкономической политики", достижение которой обеспечивается за счет опережающего роста валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с ростом населения. В то же время думаю, что для наших рабочих, врачей, учителей, пенсионеров рост ВВП мало о чем говорит. Для них экономический рост - это, в первую очередь, достойная заработная плата, комфортные условия проживания, доступные и качественные образовательные и медицинские услуги, изобилие потребительских товаров в магазинах. Именно поэтому, говоря об экономическом росте в Российской Федерации, мы должны вкладывать больший смысл, чем просто увеличение темпов прироста валового внутреннего продукта. Говоря о достижении высоких и устойчивых темпов экономического роста, мы должны подразумевать, в первую очередь, существенное повышение благосостояния и уровня жизни наших граждан и решение качественно новых, как сказал президент, широкомасштабных задач. В ходе реформ произошла либерализация всех факторов производства, кроме труда. Цены на товары и услуги вплотную приблизились, а во многих случаях и обогнали мировые, а заработная плата, напротив, снизилась и составляет по отношению к 1990 году всего 48-52 процента. На один доллар часовой заработной платы российский наемный работник производит в три раза больше ВВП, чем американский. Столь высокой эксплуатации наемного труда не знала ни одна развитая страна мира. Если непредвзято оценивать сегодняшнюю ситуацию и быть честными перед самими собой, то нельзя не признать тот факт, что Россия существенно отстает от передовых стран в технологическом и экономическом развитии. И сложившиеся в последние годы темпы роста российской экономики на уровне 3-5 процентов в год явно недостаточны для того, чтобы сократить этот разрыв. Уже сегодня Российской Федерации необходимо добиваться ускоренных темпов экономического роста. Только так мы сможем обеспечить выполнение главной стратегической цели - повышение качества жизни большинства населения, создание благоприятной социальной обстановки и поставленной во вчерашнем послании Президента России задачи - увеличения к 2010 году валового внутреннего продукта в 2 раза. Внутренние и внешние предпосылки экономического роста Сразу хочу ответить тем, кто пытается убедить нас, что у отечественной экономики нет предпосылок для рывка. У России есть реальный "запас прочности". Рассмотрению внутренних факторов роста можно посвятить отдельное специальное выступление. Это уникальное геоэкономическое положение страны, огромное национальное богатство, исключительный человеческий потенциал, наличие базовых институтов рынка и среды развития малого бизнеса. Внешняя среда также предоставляет определенные возможности наращивания темпов экономического роста в России, которые при умелой и взвешенной политике могут быть использованы во благо нашему государству. Это, безусловно, благоприятные цены на энергоносители, возрастающая потребность в модернизации военной техники в странах, оснащенных советским оружием, потребность в ремонтах и техперевооружении основных фондов, возведенных советскими строителями в странах дальнего и ближнего зарубежья, а также снижение темпов роста зарубежных экономик. Присоединение России к Всемирной торговой огганизации при всей неоднозначности последствий также может дать существенные преимущества, поскольку, несомненно, даст толчок к активизации работы по выявлению и мобилизации резервов повышения эффективности производства, сертификации и улучшению качества продукции, совершенствованию организационно-технического уровня производства. Можно с уверенностью сказать, что в Российской Федерации достаточно внутренних и внешних предпосылок, умелое использование которых позволит выстроить экономическую политику созидания, обеспечить темпы прироста ВВП порядка 7-10 процентов в год, способствовать качественному совершенствованию всей экономической системы страны, повышению благосостояния населения и возвращению России в ряды богатых, сильных и уважаемых государств, как того требует лидер России. Главный фактор экономического роста - человеческий потенциал Национальный приоритет - формирование духовно развитой личности.Первое и главное конкурентное преимущество России, главная предпосылка экономического роста - это, безусловно, человек. По таким показателям человеческого потенциала, как количество выданных резидентам патентов, уровень грамотности взрослого населения, валов?й коэффициент охвата учащихся высшим образованием, Россия традиционно не уступает и даже опережает ведущие мировые державы. В отраслях высокотехнологичного комплекса, науке, образовании, информационной сфере работает много квалифицированных специалистов, способных конкурировать в мировом масштабе. Человеческий потенциал как таковой по-прежнему высок в России, а это - самый современный и востребованный вид ресурса в постиндустриальной экономике. Задача очевидна - превратить этот потенциал в реальный фактор производства. Как это сделать? К сожалению, в последние годы в условиях рыночной гонки и дележа собственности утеряны прежние идейные ориентиры, а новых большинство россиян так и не обрело. В то же время любая страна может достичь небывалых успехов через осмысление своего исторического опыта. Масса исторических примеров указывает на то, что для России всегда были характерны такие черты, как многомерность мировосприятия, социальность, приоритет внеэкономических ценностей, духовность. Россия - не Европа. В ней нет европейского индивидуализма и рационализма, как нет и европейского накопительства. Россия - и не Азия. Нет в ней азиатской запрограммированности поведения, погружённости личности в самоё себя. Россия - и не смешанная Евро-Азия. Россия - особенна. Ее специфика в человеке - в общественной одухотворенной личности. Считаю, что без возрождения идейных основ общества, духовности возрождение государства российского немыслимо. Это главная задача сегодняшнего дня. Необходимо поставить серьёзный заслон всем негативным явлениям, разрушающим личность, и, в первую очередь, алкоголизму и наркомании. Из опыта мы знаем - запретами этому не поможешь. Нужна целостная система базовых общественных приоритетов и ценностей на государственном уровне. Необходимо четко и внятно сказать, что национальным приоритетом является формирование духовно и физически развитой личности. И эта цель должна прослеживаться во всех принимаемых решениях, во всех текущих делах и стратегических планах реформирования экономики и общества. То, что не капитал, а труд является главной производительной силой, похоже, начинают осознавать во всем мире. Не укладывается "человеческий фактор" в "прокрустово ложе" классической теории, где он представлен существом рациональным, "машиной для потребления". Даже главный творец либеральных реформ Егор Гайдар в последнее время начал исследовать демографические и социальные процессы. "Голый" монетаризм не прошёл! Не могу не отметить, что в 2002 году, впервые за все годы, высшую научную награду - Нобелевскую премию в области экономических наук получил психолог - Дэниел Канеман. Научное сообщество вспомнило, наконец, что экономика призвана быть не чем иным, как наукой о человеческом поведении в реальной жизни и о человеке во взаимодействии с себе подобными. Думаю, что и нашей отечественной экономической науке следует вспомнить это. Не копировать идеи прошлого века, а создать свою, новую экономическую теорию развития российского общества, основанную на индивидуальных, специфических особенностях нашего социума, народа и россиянина - экономическую теорию создания человекодружественной среды жизнедеятельности. Механизмы ускорения I. Подготовка и закрепление кадров - основа успеха Вырабатывая меры по развитию человеческого потенциала, мы должны внимательно исследовать наметившиеся тенденции в этой сфере. К сожалению, за последнее десятилетие мы потеряли среднее звено в науке и инновационной сфере, поэтому серьезным препятствием на пути к созданию новой экономики может стать дефицит квалифицированных кадров. Лучшие выпускники вузов, оказавшиеся невостребованными, уехали работать за рубеж. Недаром говорят, что многие последние разработки в Силиконовой долине сделаны умами и руками выпускников российских вузов. По сути дела, мы продолжаем финансировать, причем безвозмездно, западные экономики. Как восполнить эти потери? Безусловно, на первом этапе необходимо предпринять решительные и безотлагательные меры по развитию образования, науки и культуры. Но если учесть их сегодняшнее состояние, то приходится констатировать, что этот процесс займет достаточно много времени. Добавьте сюда еще и негативную тенденцию в демографии, характеризующуюся сокращением и постарением населения. Не случайно вчера президент с большой тревогой говорил об этом как об одной из главных угроз экономическому развитию России. Какой же может быть выход? Первое. Нужно скорейшее внедрение механизма справедливой оплаты за подготовку кадров в системе высшего и среднего специального образования. Второе. Необходимо создание регулируемой государством системы привлечения в Россию трудовых ресурсов. Но при этом следует четко определить приоритеты миграционной политики. Главный критерий - качество миграционного потока. Безусловно, найдется место и для рабочей силы низкой квалификации. Но убежден, что приоритет должен быть отдан научно-техническим кадрам, людям интеллектуального труда. За ними - будущее России. Мы должны не только поставить заслон "утечке мозгов", но и повернуть процесс в обратную сторону. Нужна государственная программа закрепления интеллектуального капитала в России через создание наукоградов и технопарков вокруг университетских образовательных центров, а также инновационных коридоров, соединяющих крупные города с инновационными центрами и институтами. Для стимулирования возврата ученых и специалистов следует выработать комплекс мер по их государственной поддержке, включая льготное кредитование как самих специалистов на приобретение жилья и потребительские цели, так и работодателей - на оплату их труда и обеспечение всех имеющихся социальных гарантий. II. Точки роста Сегодня мы должны задать себе вопрос - если масса маленьких, никому ранее не известных компаний имеют силы действовать в открытой экономике и не опасаться внешней конкуренции, то почему большая страна с колоссальными экспортными возможностями и огромным внутренним рынком не находит в себе подобной силы? Многие говорят - наша продукция неконкурентоспособна. Но, может быть, это государственная стратегия неконкурентоспособна? Потому что её не существует сегодня! У России имеется значительный потенциал роста за счет отраслей, ориентированных либо на экспорт, либо на внутреннее потребление и находящихся вне зоны конкуренции с импортом. Что же может стать не просто "точками", а целыми "пятнами" экономического роста в России? Во-первых, это высокотехнологичные сектора нашей экономики, имеющие высокий экспортный потенциал. Многим странам приходится начинать с нуля. У нас же есть и научный потенциал, и простаивающие мощности. В авиационной промышленности среднегодовая мощность используется на 15 процентов, в промышленностях боеприпасов - на 10 процентов, вооружения - на 22 процента, средств связи - на 17 процентов, в ракетно-космической промышленности - на 21 процент, радио - на 17 процентов, электронной промышленности - на 20 процентов. Мы сохранили наши оборонно-промышленные предприятия. Сегодня необходимо повысить планку - высокотехнологичный комплекс становится главной точкой роста. Это обеспечит прорыв России в постиндустриальное общество, ликвидацию технологического и экономического отставания от развитых стран мира. Во-вторых, отрасли, ориентированные на те сегменты потребительского рынка, где импорта мало. Прежде всего - на рынок недвижимости и особенно жилья, бурное развитие которого очевидно, так как Россия нуждается в тотальной застройке. Кроме того, это и отрасли "фундаментальных человеческих услуг" - образование и здравоохранение. В-третьих - малое предпринимательство. Облегчение доступа малого бизнеса к технологиям крупного способно коренным образом изменить структуру производительных сил, в полной мере реализовать недоиспользованный предпринимательский потенциал населения страны. В-четвертых - развитие экономической интеграции - как внутренней, так и в рамках Содружества Независимых Государств. Не случайно Президент России активизировал государственные институты на расширение связей с СНГ. Приоритетным здесь является создание единой экономической зоны Россия-Украина-Белоруссия-Казахстан. Весь наш потенциал - в наших руках. Развивая внутренний рынок, поддерживая диверсификацию экспорта, активизируя предпринимательский потенциал и расширяя экономическую интеграцию можно добиться гораздо более высоких темпов развития экономики. В этом может и должна заключаться национальная идея, способная объединить общество и различные группы интересов. III. Вступление в ВТО Теперь о вступлении в ВТО. Считаю, что любая определенность лучше неопределенности. Фактически основная масса наших предприятий уже работает по "законам" ВТО. Но действуют эти законы негласно и поэтому зачастую не в нашу пользу. Думаю, необходимо активизировать переговорный процесс, сформировать с российской стороны адекватные команды грамотных переговорщиков для проведения компетентных консультаций сразу по нескольким направлениям. Следует также расширить участие гражданских институтов в переговорном процессе. В условиях глобализации экономики залог успеха, как отметил президент, - в осознанной, грамотной и динамичной интеграции России в мировое экономическое пространство. IV. Инвестиционная политика История показывает, что экономический подъем всегда сопровождался ускоренным накоплением промышленного капитала, а экономический спад - прекращением этого накопления и даже его сокращением. Норма накопления в послевоенных Германии и Японии достигала 6 процентов, и это обеспечивало их быстрый рост. У нас же максимальная норма в последние годы не превышала 17 процентов, что на фоне реального состояния производственного аппарата катастрофически мало! Думаю, пока еще рано говорить об избытке инвестиций и опасности "голландской болезни" для России. Россия в состоянии освоить инвестиций гораздо больше, чем получает сегодня. Это необходимо, чтобы наше национальное богатство стало работать на людей. Как показывают расчёты, темпы прироста инвестиций в 2 -3 раза должны превышать темпы роста объёмов производства. Что же мешает? И что послужит пусковым механизмом ускорения? Первое. В силу своей недооформленности рынок не в состоянии выполнять все свои функции в полной мере. Нет рынка капитала - нет и рыночных индикаторов. Поэтому сегодня государство должно дать четкие и ясные ориентиры бизнесу путем определения стратегических инвестиционных проектов общенационального уровня. Второе. У нас нет механизма, позволяющего вкладывать много. Нет адекватных кредитной системы и фондового рынка. Абсурдная ситуация для капитализма: более 60 процентов инвестиций в основной капитал в стране - собственные средства предприятий. На западе их доля в несколько раз меньше. И это потому, что деньги на нашем рынке стоят слишком дорого в силу слабости и недостаточности активов банков. Как решить эту проблему? Надо увеличить капитальную базу кредитных учреждений за счет пенсионных и страховых накоплений граждан, а также бумагами на владение землей, недрами, недвижимостью, акциями компаний. Стоимость недвижимости в стране не менее 500 млрд. долларов, а землю и оценить трудно. Задача состоит в создании механизма оборота и обеспечения ликвидности этих активов. И она решаема. Ею нужно системно заниматься государственным и негосударственным институтам - так же, как и проблемой развития фондового рынка и повышения стоимости российских компаний. V. Снижение издержек производства - общенациональная задача Трудно быть конкурентоспособным при наших затратах на производство. Особенно в отдаленных и северных районах. Поскольку структура затрат обусловлена географическим положением и климатическими условиями страны, считаю, что нужна федеральная программа снижения издержек. В этой связи нужен качественно иной подход к реформированию инфраструктурных монополий. Принятые сегодня принципы и методы реформирования естественных монополий, а также их практическая деятельность не согласуются с общенациональными интересами. В частности, регулярное повышение тарифов на их услуги является одним из основных факторов повышения издержек производства. Особенно остро это сказывается в обрабатывающих отраслях промышленности, которые стоят в конце технологической цепочки. Монополисты сегодня душат конкурентный сектор - сказал президент во вчерашнем послании. Поэтому главной целью реформирования инфраструктурных монополий должно стать не только удержание, но и снижение тарифов. Вторым необходимым условием снижения издержек является проведение политики жесточайшей экономии ресурсов. Можно сказать, что наши недра в какой-то степени оказали нам "медвежью услугу". Имея колоссальные запасы нефти, газа и других сырьевых ресурсов, мы не научились беречь их и экономно расходовать. Тогда как энергетический кризис 70-х годов научил многие страны энергосбережению. Теперь этот урок предстоит выучить и нам. Только энерго- и ресурсосбережение смогут открыть двери в постиндустриальное общество. Учитывая высокую энергоемкость российской экономики, особенно горно-металлургического комплекса, значительную энергозатратность жилищно-коммунального хозяйства, России нужна, как воздух глубокая революция энергосбережения. Особенно остро вопрос снижения издержек стоит в отечественном агропромышленном комплексе. Нужен технологический переворот в сельском хозяйстве, который обеспечит в стратегической перспективе продовольственную независимость государства и продовольственную безопасность человека. VI. Ликвидация межрегиональной асимметрии Огромное социальное значение имеет пространственное распределение экономического роста. Жители стагнирующих регионов мало ощущают общенациональный рост экономики. И это одна из главных угроз экономическому развитию. Нам нужна подлинная демократия и эффективная экономика в любой части нашей Родины. А это можно достичь, только восстановив баланс между центром и периферией. Страна нуждается в большем самоуправлении и меньшей централизации. VII. Сохранение системообразующей роли государства Как губернатор одной из наиболее развитых промышленных областей, как представитель исполнительной власти не могу не остановиться на другом вопросе, который занимает умы не только практиков, но и ученых во всем мире. Речь идет о роли государства в управлении экономикой. Одни экономисты призывают к радикальному сокращению присутствия государства в экономике, снижению и одновременно изменению направлений государственных расходов. Другие, напротив, предлагают усиление государственного влияния на экономическую систему, концентрацию государственных усилий на приоритетных направлениях, где при минимальных вложениях можно ожидать взрывного эффекта. Должен отметить, что активная дискуссия о роли и месте государства в экономическом развитии общества ведется не только в России. Эти вопросы актуальны для всего мирового сообщества. Причем в последние годы на фоне огромного количества научных работ, посвященных неэффективности государственного вмешательства в экономику, на Западе растет количество научных исследований, посвященных несовершенству рынка. Группа ученых - нобелевских лауреатов в области экономики 2001 года - показала, что из-за разной информированности субъектов рынка могут складываться весьма негативные ситуации, исправление которых требует вмешательства государственных институтов. Всемирный банк в своем докладе "Государство в меняющемся мире" говорит еще более определенно: "Без эффективного государства устойчивое развитие - как экономическое, так и социальное - невозможно". В наиболее общем виде современная позиция экономической науки в этом вопросе может быть сформулирована следующим образом: ни рынок, ни государство, ни какие-либо экономические институты не являются сами по себе совершенным координирующим механизмом. Каждому присущи свои преимущества и недостатки. Любая страна на основе тщательного анализа национальных экономических и социальных условий должна самостоятельно решать, какое конкретное соотношение государства, рынка и общественных институтов должно быть у нее, чтобы сформировать оптимальную национальную политику конкурентоспособной промышленности. Убежден, что в современных условиях для достижения немедленного ускоренного роста экономики необходимо сохранение системообразующей качественной роли государства. Требуемый рывок в экономической и технологической сферах невозможен силами "свободного рынка" вообще, и тем более рыночной системы с недооформленными структурными компонентами, какой является российская. Сильное государство, безоговорочно обеспечивающее гражданам их экономические и социальные права, ни в коей мере не противостоит рыночным принципам и, напротив, призвано способствовать формированию в России эффективной системы экономического федерализма. Не ошибусь, если скажу, что мы почти 10 лет, с 1992 года, жили в условиях недостаточного присутствия государства. И это привело только к затягиванию реформ, нарастанию негативных тенденций в обществе. Сегодня ситуация изменилась, хотя и сохранился ряд проблем. И главная из них - это то, что в России отсутствует просчитанная государственная долгосрочная стратегия развития. Нет четких ответов на вопрос: что будет с экономикой страны через 5, 10, 15 лет. Проблема и в том, что нынешние функции госаппарата не приспособлены для постановки и решения стратегических задач. А ведь именно путем перехода от решения текущих задач к концентрации усилий федерального центра на выработке стратегии развития страны и приоритетных направлений развития регионов и производительных сил можно достичь качественного - не количественного - улучшения государственного присутствия в экономике. VIII. Становление государственного стратегического планирования Речь идет не о возврате к плановой экономике, а о становлении стратегического планирования в рыночном его понимании. Рыночному характеру экономики более соответствует индикативный (в отличие от директивного) характер государственного планирования, основанный на разработке системы индикаторов социально-экономического положения государства, определении методов их достижения и определении в этом роли государства. В системе государственных стратегических документов важнейшее место занимает схема развития и размещения производительных сил, позволяющая сбалансированно и комплексно подойти к перспективному развитию страны в целом, отдельных производственных комплексов, отраслей и территорий. В Свердловской области разработка схемы развития производительных сил началась еще в 1999 году. И сегодня область имеет документ, в котором определены экономические и социальные индикаторы развития области до 2015 года, увязаны потребности, ресурсы, темпы и пропорции развития и размещения производительных сил в долгосрочной перспективе. Схема построена на партнерских отношениях с хозяйствующими субъектами и учитывает интересы муниципальных образований. Роль региональной власти заключалась в определении стратегических ориентиров развития области, выработке путей ликвидации диспропорций, ресурсных и инфраструктурных ограничений. В апреле текущего года документ был рассмотрен на президиуме Российской академии наук и получил путёвку в жизнь. Подходы к разработке программ развития, заложенные в нём, рекомендованы другим регионам и правительству страны. Положительная реакция на схему и у бизнеса, поскольку каждый субъект предпринимательской деятельности получил основу для выработки собственной стратегии. Считаю, что в настоящее время созрели экономические и общественные предпосылки для разработки схем развития и размещения производительных сил как на уровне регионов, так и на уровне Российской Федерации при сохранении единой методологии и учёте специфики субъектов Федерации. Не случайно вопросами выработки подходов стратегическому планированию регионального развития посвящается и очередной приволжский форум, который состоится в июле месяце в Казани. Уважаемые коллеги! Сегодня необходимо не просто выработать программу действий, нацеленную на успех, но, и как призвал президент страны, консолидировать все активные силы общества на ее реализации, добиться такой степени общественного согласия, когда стратегия становится народной, и взаимная ее поддержка со стороны различных социальных групп вступает в резонанс, приумножая эффект. Поставленная задача нетривиальна, однако представляется достижимой. История неоднократно подтверждала, что большие задачи по плечу россиянам. Высокая планка, рывок, концентрация всех усилий - достойный вызов российскому характеру. Они мобилизуют, способствуют самоидентификации нации, дают чувство уверенности в себе и собственного достоинства, к чему все мы - россияне - сегодня так стремимся.

Актуальное