Кто купит костыли для ЖКХ?

Наверное, у многих екатеринбуржцев при получении счетов за коммунальные услуги мелькает одна и та же мысль: до каких же пор будут расти тарифы? И до каких пор тарифный рост будет оставаться "вещью в себе" - ведь он никак не сказывается на качестве услуг ЖКХ?! Мы, конечно, побаиваемся очередных реформ: именно потому, что все нововведения обычно заканчиваются одним - повышением цен. Но нельзя рассчитывать и на то, что вялотекущий кризис в городской "коммуналке" рассосется сам собой. Так не бывает. В чем причины этого кризиса? И что нужно предпринять, чтобы в жилищно-коммунальном тоннеле забрезжил свет? На эти вопросы "Уралинформбюро" отвечает вице-премьер правительства Свердловской области Юрий Осинцев, возглавляющий межведомственную комиссию, которой предстоит разработать механизм оздоровления екатеринбургского ЖКХ. Уралинформбюро: - Юрий Валерьевич, оправдан ли, на Ваш взгляд, рост тарифов на услуги ЖКХ? Нас убеждают, что у города нет средств на то, чтобы поддерживать "коммуналку" в рабочем состоянии, а потому тарифы рвутся вверх: Ю.Осинцев: - Как известно, аппетит появляется во время еды. Жилищно-коммунальное хозяйство, действительно, дорогое удовольствие, но всему должны быть пределы. Если коротко ответить на ваш вопрос, то екатеринбургскому ЖКХ, чтобы нормально существовать в нынешней системе хозяйствования, может потребоваться и двух-, и трехкратное повышение тарифов. - Звучит угрожающе. В чем же корень зла? Ю.О. - В нынешней системе хозяйствования. Горожане в большинстве своем своевременно оплачивают коммунальные услуги, но городское ЖКХ при этом недополучает больше половины запланированных средств. Все это напоминает финансово-хозяйственные "технологии" застойных времен, опробованные на тюменском Севере. Тогда выяснили, что запасов нефти и газа хватит лет на сто, и давай качать, а что там дальше будет - пусть потомки разбираются. Только в нашем случае вместо нефти "промышленным способом" выкачиваются деньги из карманов горожан. А ведь это "месторождение" - не бездонное. Если вчера екатеринбуржцы большую часть своих личных доходов тратили на продукты питания, то сегодня первое место в структуре потребительских расходов захватывает "коммуналка". Хозяйствуя таким образом, городская власть лишает людей средств на хлеб насущный. И самое главное: ЖКХ как было, так и остается самой инертной, самой нерыночной сферой, ориентированной на бесконечные финансовые инъекции. Причем дозы все увеличиваются, а "больной" так и не встает на ноги. - Если продолжить вашу аналогию с нефтедобычей, следует отметить, что в Тюменской области сейчас усиленно занимаются приращением запасов природных богатств - это для местных жителей вопрос жизни и смерти. А что можно прирастить в нашем ЖКХ? Ю.О. - Не стоит судить обо всем ЖКХ по действиям власти. Наши ЖЭУ не виноваты в том, что к ним попадают только крохи от бюджетного пирога - остальное достается управленцам. Нельзя винить и глав районных администраций: сейчас бюджеты районов отсутствуют как таковые, вместо них из мэрии спускаются жесткие бюджетные задания, в рамках которых сильно не разгуляешься. Изменения должны произойти на городском уровне. Это касается прежде всего контроля за исполнением бюджета, за целевым использованием средств. Мы сейчас на распутье. "Больное" ЖКХ приковано к постели - а можно научить его ходить, поставить на ноги. - А за чей счет придется покупать костыли? Опять - за общественный? Ю.О. - Можно и за общественный, если есть доверие к лечащему врачу. Но лучше, чтобы наш "больной" сам себе заработал на костыли и лекарства. Во всем мире принята практика долгосрочного инвестирования. Такие инвестиции могли бы дать мощный импульс развитию екатеринбургского ЖКХ. Но инвесторам нужны определенные гарантии. Они не хотят бросать деньги на ветер. Они будут вкладывать капиталы только в ту сферу, где работают рыночные механизмы, позволяющие надеяться на окупаемость стартовых расходов. Вот что обязана была сделать городская власть, прежде чем задирать тарифную планку - включить эти самые рыночные механизмы. - Ну, справедливости ради надо добавить, что кое-где рынком уже пахнет. Появились кондоминиумы, товарищества собственников жилья: Ю.О. - И приходится им туговато. Потому что они имеют дело все с той же косной, впавшей в кому системой оказания коммунальных услуг.Кроме того, ТСЖ зачастую организуются в Екатеринбурге под прямым патронажем администрации города и районных управлений ЖКХ, то есть управляются фактически самими чиновниками, либо людьми, к ним близкими. Очень удобно: и демократический политес соблюден, и видимость рынка создана, и ничего на самом деле не изменилось - все тот же застой. - Каких же перемен Вы предлагаете добиваться? Ю.О. - Пока коммуналке еще хватает запаса прочности, следует использовать время для внесения в эту сферу свежих рыночных элементов, и прежде всего - конкуренции. ЖКХ нельзя оставаться монополией городской власти. Здесь, как и везде, должны появиться специализированные компании - производственные, транспортные, агенты по оказанию услуг. Многие из них будут напрямую работать с потребителями, включаясь в конкурентную борьбу. И деньги населения будут, как и положено, работать на само население, а не на чиновников, распределяющих бюджетные средства. Когда рыночное поле ЖКХ очистится от сорняков коррупции, бюрократизма, всяческих махинаций, тогда на него придут и серьезные инвесторы. В этом случае в течение пары десятилетий коммуналка может стать прибыльной отраслью городского хозяйства. - Почему же все эти "полевые" работы запаздывают на радость сорнякам? Ю.О. - На мой взгляд, городская власть просто боится расстаться со своей монополией. С одной стороны, ЖКХ - это сплошная головная боль для мэрии, но с другой - население безропотно платит. - Кто же сделает первые шаги в сторону рынка? И когда? Ю.О. - Эти шаги уже делаются. Мы в межведомственной комиссии, созданной при правительстве области, заканчиваем комплексную проверку состояния ЖКХ Екатеринбурга. В 2003 году мы разработаем и рассмотрим программу рыночных реформ в этой сфере и обязательно введем ограничения на рост тарифов. Ну, а дальше - во многом дело города и горожан. Екатеринбуржцы сами выбирают мэра, депутатов городской Думы. Следовательно, нужно поддерживать тех, кто способен осуществить реформы в ваших интересах. Интервью подготовил Евгений СВЕТЛОВ.