Авиатехники, на выход!

Самолеты, на вылет за рубеж!

Росавиация, лихо "расправляющаяся" в последние годы с частными авиационных центрами и их выпускниками-пилотами, сама неожиданно попала в "прицел" прокуратуры. Скандал разразился вокруг Троицкого авиационного технического колледжа, являющегося филиалом Московского государственного университета гражданской авиации (МГТУ ГА). Его учредителем выступает Федеральное агентство воздушного транспорта.

Осенью 2018 году Карталинская транспортная прокуратура неожиданно для учебного заведения, его выпускников и родителей "новобранцев" направила исковое требование в суд с просьбой признать незаконной подготовку колледжем техников и старших техников по программам среднего профессионального образования (25.02.01 "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" и 25.02.03 "Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажных навигационных комплексов"), начиная с лета 2016 года.


Фото: скриншот с видео tatuga.ru

Как пояснили "Уралинформбюро" в пресс-службе Уральской транспортной прокуратуры, специальности "техник" и "старший техник" подпадают под понятие авиационного персонала, следовательно, у колледжа по законодательству для оказания соответствующих услуг по программам среднего профессионального образования должен быть действующий сертификат авиационного учебного центра, как того требуют Федеральные авиационные правила (ФАП №289), вступившие в силу с 30 июня 2016 года. А сертификат отсутствует.

По данным надзорного ведомства, ранее подобные требования распространялись только на подготовку авиационных специалистов по программам дополнительного образования, поэтому соответствующего спроса с колледжа не было.

Примечательно, что сертификат авиационного учебного центра у Троицкого АТК был (с 2012 года), но в апреле 2015 года его изъяли приказом Федерального агентства воздушного транспорта. Судя по информации на сайте Росавиации, поводом стала внеплановая инспекционная проверка, выявившая, что колледж выдавал свидетельства о прохождении "курсов повышения квалификации авиатехников без фактического проведения таких курсов" (!).

Росавиация и руководство Троицкого АТК на запросы "Уралинформбюро" в положенные по "Закону о СМИ" сроки не ответили.

Единственный, кто согласился пролить свет на данную ситуацию, - ректор МГТУ ГА Борис Елисеев. Глава вуза сообщил "Уралинформбюро", что сертификат АУЦ Троицкому авиационному техническому колледжу для обучения курсантов по программам 25.02.01 и 25.02.03 среднего профессионального образования не требуется. Во-первых, колледж не является юридическим лицом и, соответственно, не может иметь данный сертификат (а как же раньше?). Во-вторых, Троицкий АТК не готовит в рамках образовательных программ специалистов из официального "Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации". Следовательно, ему достаточно просто иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. Все эти документы у колледжа есть.


Фото: mstuca.ru

Также в МГТУ ГА подчеркивают, что указанные программы вообще не могут быть реализованы в рамках авиационного учебного центра и внесены в приложение к его сертификату, поскольку "являются основными образовательными программами, утвержденными Минобразования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)".

Яблоко раздора

Казалось бы, на этом можно было бы "приземлить" ситуацию, но не будем торопиться.

Формально ректор вуза прав - в "Перечне специалистов авиационного персонала" действительно отсутствуют техники и старшие техники. Но вместе с тем в нем есть некий "специалист по техническому обслуживанию воздушных судов".

Карталинская транспортная прокуратура настаивает, что функционал выпускников Троицкого АТК, которым по окончании учебы присваивается квалификация "техник" и "старший техник", очень схож с тем, который должен выполнять специалист по техобслуживанию воздушных судов, исходя из буквального толкования наименования данной специальности (об этом говорится в заявлении об уточнении оснований исковых требований ведомства, оно имеется в распоряжении агентства).

В качестве доказательств прокуратура приводит суду нормы воздушного законодательства, регламентирующие требования к подобному персоналу (где есть подобная специальность), а также "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России" (НТЭРАТ ГА) и Постановление Совмина РФСФР №459. В последнем содержится список должностей инженерно-технического состава авиации, которые дают работникам "право на пенсию за выслугу лет". В этом перечне, как отмечает прокуратура, есть "авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований".

В Росавиации считают иначе. Как следует из объяснения ФАВТ к одному из судебных заседаний, дипломы не дают выпускникам право сразу после окончания заведения осуществлять работы по обслуживанию воздушных судов (!). Для этого им необходимо получить еще свидетельство специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов с внесением в него квалификационной отметки и типа воздушного судна.

"Прокуратура считает, что когда заведение выпускает курсантов, они сразу становятся авиационным персоналом. А по нашим всем документам они становятся таковыми, когда придут на работу и получат допуск на техническое обслуживание авиационной техники", - рассказал "Уралинформбюро" председатель Профсоюза работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России Владимир Курочкин, который уверен, что прокуратура просто не разобралась в вопросе.

Источник "Уралинформбюро", близкий к структуре Росавиации, подтверждает данный факт. По его словам, выпускники колледжа после окончания учебы идут в авиакомпании или другие организации, и там, в сертифицированных АУЦ, как правило, доучиваются, обретая навыки для обслуживания конкретного типа самолета, так как в колледже им дают общие знания.

Технический нокаут

Точку в данном споре поставит суд, которому придется вместе с прокуратурой и колледжем разобраться в тонкостях трактовки авиационного персонала. Однако если надзорному ведомству удастся доказать, что Троицкий АТК готовит именно авиационный персонал, без дипломов могут остаться около 500 человек (201 выпускник - в 2018-м, 151 - в 2017-м, 150 человек сейчас проходят подготовку).

По данным директора консалтинговой компании "Авиаперсонал" Анастасии Мирошниченко, авиатехники и инженеры, которые составляют сегодня около 10% от всей численности работников воздушного транспорта в России, являются одними из самых дефицитными не только в нашей стране (в основном категории категорий В1 и В2), но и в мире.

"Система подготовки специалистов не справляется с активно растущим спросом на данных специалистов. Рост пассажиропотока и поставки авиационной техники, как в России, так и в мире, превышает темпы подготовки специалистов. По прогнозам журнала "Boeing Technician Outlook 2018 - 2037" самая большая потребность в обслуживающем персонале ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 257 тысяч новых технических специалистов. Далее следуют Северная Америка - 189 тысяч, Европа - 132 тысячи, Ближний Восток - 66 тысяч, Латинская Америка - 55 тысяч, Африка - 28 тысяч, Россия и Средняя Азия - 27 тысяч", - подчеркнула эксперт.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в России свидетельство специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов на январь 2018 года имело порядка 8 500 человек. Поэтому уход с рынка даже 500 авиатехников, как полагает Мирошниченко, может негативно отразиться на рынке.

Основную массу работающих авиатехников сегодня составляют специалисты в возрасте старше 50 лет (51%). При соответствующем стаже они имеют полное право выйти на досрочную пенсию. А восполнить "старую гвардию" некем. По данным "Авиаперсонала", техников в возрасте 20-29 лет на рынке всего около 8%. При этом уровень компетенций выпускаемых из учебных заведений специалистов пока оставляет желать лучшего.

"62% воздушных судов иностранного производства в парке российских авиакомпаний требует наличия на рынке труда большинства квалификаций, подготовленных по требованиям Европейских правил для обслуживания иностранной техники, а российская система подготовки все еще не унифицирована под требования EASA. Это заставляет работодателей обучать для обслуживания соответствующего типа воздушного судна авиатехников и инженеров за рубежом последние 15-20 лет. Система отечественного образования в этом направлении развивается крайне неэффективно. Мы теряем рынок подготовки специалистов и имеем риск потерять рынок обслуживания воздушных судов в России", - Анастасия Мирошниченко.

В итоге дефицит кадров, по ее мнению, создает условия для неестественного роста заработных плат. "Все это, в конечном счете, влияет на рост цены авиабилета для пассажира. Ведущие авиакомпании России в прошлом года неоднократно заявляли о том, что будут вынуждены перевести свои базы техобслуживания за рубеж. Это в свою очередь станет причиной потерь и других сервисных рабочих мест, серьезно снизит уровень доходности воздушного транспорта в целом в России", - резюмирует эксперт.

Кстати, по данным "Авиаперсонала", парк российских авиакомпаний вырастет вдвое в ближайшие 15 лет, главным образом, за счет расширения состава магистрального парка, что также потребует увеличение количества специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов.

Вполне может случиться, что следом за Троицким АТК в поле зрения транспортных прокуроров попадут другие авиационные заведения, которые готовят технический персонал. По данным МГТУ ГА, сертификатов АУЦ нет у Таганрогского авиационного колледжа, Минералводского регионального многопрофильного колледжа, Ульяновского авиационного колледжа.

"Уралинформбюро" будет следить за развитием событий.

Ольга КАРПОВА.

Актуальное