Обустроим – будем жить

Формула развития челябинских муниципалитетов.

Во многих странах мира жизнь небольших городов – это основа государства. Необязательно жить в мегаполисе, чтобы зарабатывать или пользоваться благами цивилизации. К тому же "малыши" не знают дорожных пробок, школы и больницы для жителей расположены недалеко.

Для России пока характерно бегство в большие города. Потому что нет работы, проблемы с медициной, здравоохранением, транспортом. Но все равно все жители не переедут, а значит "малышам" нужны шансы для развития, а там и число горожан начнет расти.

В границах Челябинской области находится 25 "малышей" с населением до 100 тысяч человек. Они очень разные по экономическому развитию, возрасту и количеству жителей.

Есть локальные лидеры, флагманы индустрии вроде Златоуста и Миасса. Есть совсем скромные по размерам поселения, как Миньяр, где проживает 9 300 человек. Элитные наукограды (Снежник, Озерск) не сравнить с бывшими шахтерскими поселками типа Карталов.

Большинство из них строилось вокруг заводов. Потому заводская инфраструктура веками диктовала градостроительное "лицо": в центре ключевая промплощадка, подъездные пути, за заводским забором - рабочие кварталы с объектами соцсферы и скромные по нынешним меркам рекреационные зоны на окраинах.

Индустриальный акцент стал для многих челябинских городов одновременно и спасением, и проклятием. Взять, к примеру, Карабаш, основанный в начале XIX века легендарным промышленником Григорием Зотовым вблизи Соймоновского золотого прииска.

После открытия в окрестностях меднорудных месторождений город стал одним из "флагманов" цветной металлургии Урала, а в конце ХХ века стяжал печальную славу самого экологически неблагополучного города России. Старый завод пришлось закрыть. В итоге из-за трудовой эмиграции население Карабаша к 2018 году сократилось с 39 до 11 тысяч человек.

Русская медная компания модернизировала производство. Должен поменяться и сам город, выигравший в 2019 году Всероссийский конкурс проектов создания комфортной среды среди малых городов и исторических поселений.


Архитекторы из Казани нарисовали новый облик карабашской Аллеи Ветеранов. Визуализация: portal.gorodsreda.ru

Жюри высоко оценило проект благоустройства городского центра с реконструкцией улицы Металлургов и Аллеи Ветеранов. Он предполагает обустроить в границах аллеи элементы природного ландшафта с искусственными холмами, крупномерными деревьями и кустарниками, удобные пешеходные дорожки, систему комплексного освещения. Ядром территории станет событийная площадка с игровыми зонами, беседками и ландшафтной скульптурой "Лента времени".

Изначально предполагалось обустроить аллею и улицу Металлургов за счет средств регионального бюджета с привлечением инвестиций РМК. После победы в конкурсе добавился еще один источник – федеральный грант в 60 миллионов рублей.


Ядром аллеи станет "Лента времени", рассказывающая об истории Карабаша и его именитых гражданах. Визуализация: portal.gorodsreda.ru

В разработке проекта аллеи участвовало казанское архитектурное бюро "Проектная группа 8". Как признался в беседе с "Уралинформбюро" его руководитель Дмитрий Смирнов, вначале проектировщики чуть сомневались, правильно ли выбрали площадку для конкурса – не лучше ли было взяться за благоустройство более знаковой территории Карабаша, например, Лысой (Поклонной) горы с 20-метровым крестом на вершине. Это один из самых высоких поклонных крестов в России.

Но в конце концов мы решили пойти навстречу пожеланиям горожан. Ведь в районе Аллеи Ветеранов проживает 70% населения Карабаша. Мы много работали с идентичностью города, встречались с разными группами интересантов, с краеведами, историками и организаторами массовых мероприятий. Окончательно решение по площадке было выбрано на общегородских слушаниях", - пояснил Смирнов.

Карабаш – город, мягко говоря, проблемный и нуждается в поддержке острее, чем относительно благополучные Златоуст или Миасс. Но это не значит, что в других городах региона нет проектов благоустройства общественных территорий.

Так, Катав-Ивановский район заявился на конкурс Минстроя РФ с проектом "Юрюзань - река времени", который предполагает масштабную реконструкцию парка "Набережный" — с созданием туристического маршрута, беговых дорожек и арт-объектов, обустройством световых фонтанов, пунктов проката катеров и даже… подводным музеем продукции местного завода.


Проект парка "Набережный" в Юрюзани предполагает много новинок - в том числе пляж с пирсом для проката катеров. Визуализация: portal.gorodsreda.ru

А закрытый город Снежинск предложил идею благоустройства огромной (протяженностью 4 километра) рекреационной зоны, простирающийся от набережной озера Синара до мемориального комплекса на улице Победы – с созданием современной инфраструктуры для отдыха, занятий спортом и ведения предпринимательской деятельности.

Проект, кроме обустройства развлекательных объектов, также предполагал установку на берегу Синары локальных очистных сооружений. В целом разработчики оценили планы по преобразованию территории в 240 миллионов рублей.

Увы, этот проект не попал в финал конкурса. Но местные жители уверены: благоустройство берегов Синары – дело времени. Вопрос – каким оно должно быть?


Так выглядит пляж на озере Синара сегодня... Фото: Анна Майорова

"На пляже очень красивая береговая линия. Не хотелось бы, чтобы она превратилась во что-то излишне искусственное. Тут скорее задача сделать все с сохранением природы. Сделать хорошую лодочную станцию, удобные раздевалки, завозить нормальный песок, а не такой, в котором через неделю находят кишечную палочку", - поделилась своим видением проблемы младший научный сотрудник снежинского НИИ технической физики имени академика Е. И. Забабахина Анна Майорова.


Так пляж преобразится, если проект благоустройства снежинской набережной получит соответствующее финансирование. Визуализация:portal.gorodsreda.ru

Всего за конкурсное "золото" в этом году боролись восемь муниципалитетов Челябинской области. И проигрыш семи из них не значит, что разработки Снежинска, Сима, Юрюзани, Верхнего Уфалея, Кыштыма, Троицка и Южноуральска были плохи. Время требует перемен.

Например, набережная Верхнеуфалейского пруда сегодня являет собой захламленное пространство с малоценной растительностью. Местные жители мечтают превратить эту пустошь в парк с прогулочными аллеями, смотровыми площадками и цветниками.


Один из вариантов преображения прибрежной зоны в Верхнем Уфалее. Визуализация: portal.gorodsreda.ru

А создание пешеходной зоны в Кыштыме, предусмотренное проектом "Прошлое – в настоящем и будущем", не только свяжет между собой 10 местных памятников истории, но и реанимирует городской парк имени Пушкина, закрытый для посещения 20 лет назад.

Глава региона Алексей Текслер поручил своему заместителю Сергею Шалю провести подробный анализ семи проектов, чтобы тщательнее готовиться к следующим конкурсам.

"Считаю, что неправильно игнорировать возможность участия в данном конкурсе. Во-первых, это - имидж Челябинской области, во-вторых, дополнительные финансовые возможности для наведения порядка в территории. Вам не нужны эти деньги, в муниципалитетах все в порядке? Я так не думаю. Конечно, проще просить денег в администрации области - так не пойдет", – подчеркнул Текслер.

Неужто проектные планы лягут "на полку"? Вице-губернатор Шаль предложил выделить дополнительные средства из областного бюджета на их реализацию. Алексей Текслер его поддержал.

"Очень не хотелось бы, чтобы проект благоустройства парка "Набережный" в Юрюзани "заморозился", - заявил в беседе с "Уралинформбюро" начальник городского отдела архитектуры Антон Чернецов. - Кроме того, есть еще одна территория, которую мы рассматриваем и уже продумываем эскизный проект – пустующее пространство за городской администрацией, окруженное жилыми домами. Новое строительство там невозможно, а вот обустроить парковую зону с пешеходными дорожками, зонами отдыха, беседками и малыми архитектурными формами вполне получится".

Климатические условия и природа Челябинской области притягательны и для постоянной жизни, и для туризма. При грамотных инвестициях в инфраструктуру "малышей" те себя еще покажут!

Евгений СУСОРОВ

Актуальное