Екатеринбургом будет править искусственный интеллект

Дело - за смарт-инфраструктурой.

При создании "умных городов" муниципальные власти могут столкнуться с тремя рисками: большие финансовые расходы на инфраструктуру, утечка "закрытых" данных и непредсказуемое поведение искусственного интеллекта, управляющего городским хозяйством. К такому выводу пришли участники круглого стола "Интеллектуальные решения для "умных городов", прошедшего 10 июля на одной из площадок выставки ИННОПРОМ-2019.

Тема дискуссии созвучна генеральной линии нынешнего ИННОПРОМа, который посвящен цифровому производству. Но если отдельные сферы человеческой жизни (связь, СМИ, оборонная промышленность, кинематограф) уже давно и успешно перешли "в цифру", то городские сообщества делают лишь первые шаги в этом направлении, передает "Уралинформбюро".


Беспилотное такси - один из возможных элементов "умного города"

Соответственно, популярный термин "smart city" (с англ. - умный город) остается для большинства российских муниципалитетов красивым словосочетанием, значение которого остается весьма туманным.


По мнению застройщиков Академического, "умный город" начинается с "умного дома"

Генеральный директор НПО "Автоматики" Евгений Шароварин считает, что для ответа на этот вопрос нужно сначала определить цель создания "смарт-сити". Мнения о такой цели в ходе дискуссии звучали самые разные.

Так, для помощника полпреда президента РФ в УрФО Евгения Гурария это способ удержать наиболее продвинутую часть горожан от переезда на более успешные территории. Сам же "смарт-сити", считает он, включает в себя систему принятия административных решений на основе обратной связи с гражданами и способность системы оперативно получать, хранить и использовать данные о состоянии городского хозяйства.


Помощник полпреда президента Евгений Гурарий (справа) видит в "умных городах" средство "примагничивания" населения. Скриншот с видео пресс-службы ИННОПРОМ-2019

Красивая теория? Но в ряде городов Европы она уже воплощена в реальность, более того – помогла сберечь ресурсы.

Например, в Барселоне и Сингапуре "смартизация" привела к экономии использования воды, на 15% снизила концентрацию парниковых газов в атмосфере, на 40% сократила уровень преступности, напомнил директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий "Сколково" Олег Перцовский.

"Умный город" – это прежде всего место сосредоточения технологий, обеспечивающих горожанам высокий уровень жизни. Качество жизни людей – главная цель такого города", - убежден мэр Екатеринбурга Александр Высокинский.

При этом, по мнению главы уральской столицы, превращение мегаполиса в "умный город" невозможно без развития интернет-технологий большого объема данных – когда "оптоволокно подключено к каждому фонарному столбу", а сами эти столбы оборудованы достаточным количеством камер для видеотрафика.


Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский. Скриншот с видео пресс-службы ИННОПРОМ-2019

"Это позволит создать инфраструктуру, на базе которой можно будет потом развивать все остальное, в том числе технологии распознавания лиц, управления транспортом и "безбарьерного" Wi-Fi", - считает градоначальник.

Судя по всему, именно создание инфраструктуры станет для столицы Урала первоочередной задачей на пути к "поумнению". По словам начальника департамента информатизации администрации Екатеринбурга Александра Немтинова, она может возникнуть на базе единой городской подземной кабельной канализации либо с использованием "опор двойного назначения", расположенных в шаговой доступности от опор освещения, светофоров и значимых общественных пространств.

Сами же общественные пространства в идеале следует охватить сетью "бесшовного Wi-Fi" (системы, позволяющей использовать одну сеть с помощью нескольких маршрутизаторов).

На втором этапе в Екатеринбурге будет создана инфраструктура "городских платформ", ассоциированных с системой видеокамер, датчиков температуры и других элементов контроля за разными сегментами хозяйственной жизни, продолжали живописать чиновники.


Евгений Шароварин и Александр Ковальчик обсуждают создание единой городской платформы Екатеринбурга

Эти платформы в перспективе должны слиться в единую систему, "куб со множеством факторов - от датчиков воды до умных светофоров", транслировал ранее первый вице-мэр Екатеринбурга Александр Ковальчик. Но вот вопрос: кто будет оплачивать банкет?

По мнению Ковальчика, у единой городской платформы будут слишком разнородные потребители – у каждого из которых будут свои интересы.

"Понимая, что невозможно обеспечить полностью комплексное решение, город решил участвовать бюджетными деньгами (в создании единой городской платформы – прим. ред.) только в части создания инфраструктуры. Мы должны предоставить доступ всем участникам к оптоволокну и информационному обеспечению", - заявил первый заместитель мэра. Судя по всему, разработка программных продуктов и пакетов услуг при этом ляжет на плечи бизнеса.


Такие системы видеонаблюдения сегодня есть в большинстве домов района Академический

Стоит напомнить, что пока на уровне муниципалитета ведутся споры о критериях "умного города", в одном из районов Екатеринбурга уже создана необходимая инфраструктура. Речь об Академическом, который с первого дня строился по принципам "смарт-сити". Как минимум две сферы жизнедеятельности района – безопасность жителей и энергоэффективность жилья – много лет обеспечиваются цифровыми технологиями.

Благодаря интегрированной системе видеокамер (сейчас их порядка 3,5 тысячи) уровень преступности в Академическом в 10 раз ниже, чем в целом по Екатеринбургу. А датчики энергопотребления, которыми оборудованы квартиры, позволяют экономить до 30% коммунальных ресурсов и платить за услуги ЖКХ на четверть меньше, чем среднестатистический екатеринбуржец.

Впрочем, неподъемные финансовые расходы — не единственный риск, с котором может столкнуться Екатеринбург в процессе "смартизации". Ряд экспертов предположили, что следующим этапом на этом пути может стать появление "искусственного интеллекта". Как он поведет себя по отношению к создателю, предугадать невозможно, сделали они драматический вывод.

"Яндекс" уже активно использует беспилотники, Tesla обещает создать авиатакси. Пока не готова нормативно-правовая база (для широкого применения беспилотной техники – прим. ред.), но в ближайшие 3-5 лет это произойдет" - прогнозирует представитель компании "Русатом Инфраструктурные решения" (дивизион "Росатома") Максим Исаев.


Олег Перцовский и Максим Исаев. Скриншот с видео пресс-службы ИННОПРОМ-2019.

"Представляете, заходите вы ночью на кухню, чтобы поесть – а "умный" холодильник не открывает дверь, потому что заботится о вашем здоровье, ведь ночью есть вредно", - сострил Евгений Шароварин.

Олег Перцовский поддержал гендиректора НПО "Автоматики". "Пока что то, что у нас есть, нельзя назвать искусственным интеллектом, ведь он создан людьми и принимает решения по правилам, запрограммированным человеком. Но не исключено, что мы придем к ситуации, когда роботы сами будут определять правила игры", - предположил он.

Куда боле серьезной угрозой при создании "умных городов" участники дискуссии считают недостаточную защищенность данных в проектируемой городской нейросети. По мнению помощника полпреда Евгения Гурария, общедоступность данных — путь к большой беде.

Так, личные данные граждан нередко оказываются в открытом доступе после заключения кредитных договоров – причем сами заемщики дают на это разрешение, не обратив внимания на соответствующий пункт в договоре, написанный мелким шрифтом. Выход из тупика одни: подготовка в городах, претендующих на "смартизацию", собственных IT-специалистов по кодировке и защите данных.


Барселона славится не только архитектурой, но и успехами во внедрении смарт-технологий в городское управление

"В Барселоне, очень продвинутом городе, есть открытые платформы с различными дата-сетами, которые представляют в открытый доступ информацию с городских камер, датчиков и так далее. В Москве такие платформы тоже есть. Это большой драйвер развития инноваций, но им нужно пользоваться осторожно. Давать информацию, но структурированно", - парировал замечание коллеги Максим Исаев.

Оптимальный вариант защиты информации при соблюдении принципа ее открытости — разделить данные на три категории, считает представитель компании Orange Business Services Александр Маликов.


Далеко не все данные о жизни города можно делать общим достоянием

"Публичные данные, например, о деятельности муниципальной власти и расходовании горбюджета, должны быть общедоступны и бесплатны. Второй блок данных — закрытая информация, являющаяся прерогативой безопасности города. Ни к чему горожанам знать, под каким давлением подается газ в котельную, и где эта котельная, и как там открыть клапан. И третий блок — коммерциализированные данные, доступ к которым позволяет создавать классные продукты частному бизнесу. Бизнес зарабатывает на этом деньги, и нет ничего зазорного, если муниципалитет эти данные будет продавать", – сказал эксперт.

Пока же в Екатеринбурге более остро стоят вопросы оффлайн-инфраструктуры. Когда в крупнейшем городе страны не все тротуары снабжены пандусами, разговоры об "умных городах" выглядят далекой экзотикой.

Евгений СУСОРОВ

Еще в сюжете: ИННОПРОМ-2023