Парковые затеи свердловской Минприроды

За казенный счет.

На днях в Шарташском лесопарке сгорела генеральская дача. Огонь этого пожара вновь высветил проблемы с лесопарками в Екатеринбурге. Контролирующее их министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области может генерировать громадье планов и рапортовать о неизбежной реализации нацпроекта "Экология", а в реальности из леса слышен стук топора. Первое, что приходит на ум - деньги рубят.

Пафосный лозунг "Лес – наше богатство" предназначен для наивной публики. У каждого лесного массива есть свой хозяин. Во многом от его коммерческой жилки зависит богатство (читай – доходность) вверенной территории.

Мы пристально взглянем на два государственных бюджетных учреждения Свердловской области – Шарташский лесной парк и Природный парк "Бажовские места". "Уралинформбюро" неоднократно рассказывало о ситуации в парках, которым предназначено быть местом отдыха для екатеринбуржцев. И, признаться, ни разу нам не захотелось поставить плюс главе Минприроды Алексею Кузнецову.

Порой доходило до смешного – Артур Зиганшин, публично заявив, что сотрудники возглавляемого им Шарташского лесопарка трудятся не покладая рук, несколько месяцев не мог зарегистрировать юридическое лицо (ГБУ СО) – подчиненные работали нелегально. По инсайдерской информации, все закончилось тем, что в налоговую, где у назначенного директора по веской причине не принимали документы, пришлось звонить высокопоставленному чиновнику.


Фото: страница Артура Зиганшина в Facebook

А у директора "Бажовских мест" Антона Кувшинского прям беда с волками. Пойди разберись – кто и почему охотится там на серых хищников? А про браконьеров на "уральской Рублевке" мы лучше вовсе умолчим. Причем там не только за дичью охотятся. Лес – это же в первую очередь кубометры деловой древесины.

В 2019 году региональное Минприроды затеяло увеличение площади Особо охраняемой природной территории – "Бажовские места" увеличатся в полтора раза. Заявления чиновников о том, что это позволит сохранить лесные угодья под Екатеринбургом от вырубки, а живность от незаконной охоты, местные жители воспринимают с иронией. Кто выдает разрешения – тот и барин. Дирекция парка получает дополнительный ресурс в 23 тысячи гектаров.

А в том, как ставленник Кузнецова Антон Кувшинский ведет дела в "Бажовских местах", "Уралинформбюро" смогло убедиться, разбираясь однажды с подозрительной охотой на волков. Директор парка был не в курсе событий, произошедших у него под носом.

Чиновникам на руку нацпроект "Экология" - он предусматривает увеличение количества и площади особо охраняемых природных территорий регионального значения и создание на них современной рекреационной инфраструктуры. Под это выделяются немалые бюджетные деньги. И поди уследи – как они расходуются.

Ведь взять тот же Шарташский лесопарк. На разговорах о его благоустройстве затраты из областного бюджета, по подсчетам журналистов, доросли до 1 миллиарда рублей. Подрядчики по их освоению меняются, не справившись со взятыми обязательствами.

И Артуру Зиганшину приходится рапортовать о кубометрах мусора, убранного во время … субботников. Что поменялось в парке за время его директорства? Появились казаки в карауле. Шлагбаумы и бетонные плиты, перекрывающие въезд всем без разбора. Да еще вот заброшенная генеральская дача сгорела.


Фото группа "Наш Шарташ" Facebook

Перспективное изменение – смена форма собственности. Из бюджетного учреждения Шарташский лесопарк хотят перевести в автономную некоммерческую организацию. И тогда за бюджетными тратами будет уследить гораздо труднее. Если ГУБ СО ведет закупки в публичном режиме, то АНО 44-ФЗ игнорирует.

Еще за благоустройством на Шарташе взялась следить "Единая Россия". Партии бы за своим рухнувшим рейтингом последить, а ее в лес тянет, словно там медом намазано.

Общественные активисты тем временем с опаской следят за вырубкой на Шарташе. Звучит цифра в 800 деревьев! По официальной версии – расширяют дороги и спиливают деревья, угрожающие посетителям. А некоторым наблюдательным горожанам кажется, что вдоль дороги в скором времени могут появиться частные коттеджи.


Фото: екатеринбург.рф

А в "Бажовских местах" борются с сухостоем. Только местные жители утверждают, что под видом санитарных рубок идет заготовка деловой древесины.

Разобраться в том, что срублено и как потрачены деньги на улучшение, смогут только эксперты. Но даже им на тысячах гектаров леса будет трудно разобраться. Главное в лесу – свои люди. Их задача – обеспечить реализацию бизнес-модели, ведь лес – это богатство. И к нему нельзя подпускать чужаков.

Продолжение следует.

Вадим ДЫНИН