Зауралье осталось с мусором без Бикова

И без опыта.

Практически вся Россия начала жить по новым "мусорным" правилам с 1 января 2019 года. Для ряда регионов была предусмотрена отсрочка. Ее, в частности, получили города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Курганская область самостийно отличилась от других. Прямо перед Новым годом там отказались от услуг подконтрольной бизнесменам Артему Бикову и Алексею Боброву компании "Рифей", которая ранее выиграла конкурс на право выполнять функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

В нынешнем году власти попытались провести конкурс несколько раз. Успехом увенчалась только третья попытка – 2 сентября стало известно, что за ТКО в регионе будет отвечать ООО "Чистый город". Соглашение планируется заключить 13 сентября.

По официальной статистике, жители Курганской области генерируют 225 тысяч тонн ТКО в год. В том числе отходов IV-го класса опасности – 202 тысячи тонн, V-го класса опасности – 22,5 тысячи тонн.

Это – очень большая проблема. Во многих городах местная власть вообще не обращает на нее внимания. Сами жители убирают свалки. Необходимо усилить надзор, как полиции, так и органов власти", – рассказал "Уралинформбюро" местный общественник Александр Андрюков.

Для рядового жителя небогатого региона главное значение имеет цена вопроса. Если бы мусорная реформа не была перенесена, то в Кургане с 1 января ежемесячный платеж взлетел бы до 123 рублей (без учета НДС) с человека.

"Несмотря на отсутствие регоператора, тарифы на вывоз мусора росли. Темпы даже выше тех, что были при Кокорине (Алексей, экс-губернатор Курганской области – прим. ред.)", – утверждает блогер Илья Винштейн.

В частности, с 1 июля тариф на захоронение отходов на Шуховском полигоне вырос до 45,69 рубля за кубометр (ранее было 33,96 рубля), а за тонну – до 324,94 рубля (169,78 рубля).

Прогноз негативный

"Мусорная реформа не продумана. Курганская область – дотационный регион. Люди получают мизерную зарплату. Повышение платы ухудшит их положение и увеличит число несанкционированных свалок. У некоторых просто не будет денег оплачивать это удовольствие", – говорит Александр Андрюков.


Фото: группа "Чистый отряд 45" во "ВКонтакте"

В соседней Свердловской области собираемость платежей оценивается в среднем в 63%. Вряд ли именно на такой показатель рассчитывали авторы реформы.

Кстати, на старте реформы свердловские чиновники планировали строительство не менее 12 мусоросортировочных заводов. Но постепенно цифры сдуваются. Например, жаркие споры вокруг строительства полигона и мусоросортировочного завода в районе села Большое Седельниково закончились тем, что инвестор отозвал инициативу. Не очень рады мусорному соседству и красноуфимцы – они выступают против строительства в своем муниципалитете аналогичного завода.

При этом жалоб на работу регоператоров не становится меньше. Особенно активно это делают жители Нижнего Тагила, который обслуживает "Рифей".

Где "Рифей"? За такой тариф они должны чуть ли не полы мыть на мусорке", – подобными сообщениями заваливают горожане администрацию города.

Получается, что свердловчане платят за мусор уже дороже, а реформа все никак не начнется. Разницы по работе с мусором с тем же Зауральем практически никакой.


Фото: сайт администрации Нижнего Тагила

"Мусорная реформа Курганской области не поможет. Необходимо было подключать к проблеме общественников, все мнения людей выслушать, только потом на федеральном уровне принимать какие-то законы. Вон, некоторые депутаты говорят, что на три тысячи рублей можно прожить, только они не живут на них, а зарабатывают по полмиллиона и больше", – сетует Александр Андрюков.

Пока в Шиесе (Архангельская область) активисты вели борьбу за жизнь без мусора, Зауралье оставалось островком мусорного спокойствия. Но совсем скоро все закончится, потому что еще одну отсрочку никто не даст. Хуже всего, что запоздавшему региону не на кого ориентироваться! Потому что положительного опыта мусорной реформы в России до сих пор нет. А вот протест растет.

Артем ПЕТРОВ

Еще в сюжете: Ветер мусорной реформы