Заводы ждут квоты

В 12 городах.

1 ноября в России стартует эксперимент по квотированию вредных выбросов, закон о котором Госдума приняла летом. Он был разработан в рамках нацпроекта "Экология". По планам к 2024 году в самых неблагополучных с точки зрения качества воздуха городах страны уровень загрязнения должен снизиться на 20%. Их 12 – Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

"Последний гвоздь в крышку гроба промышленности"

Чтобы закон заработал, необходимо установить правила сводных расчетов выбросов, утвердить требования к предприятиям, начать более точно определять количество выбросов от транспорта и разработать сами правила квотирования. Но…

"Пока никаких распоряжений не поступало – рекомендаций или прописанного порядка проведения мероприятий по квотированию у нас нет. Поскольку мы территориальный орган, то ждем указаний из центрального аппарата в Москве, которые затем берем в работу", – рассказали "Уралинформбюро" в отделе надзора в области охраны атмосферного воздуха департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу.

Между тем в Росприроднадзоре отметили, что промышленные предприятия и сейчас отчитываются перед ведомством о количестве выбросов, то есть механизм расчета загрязнения проработан. С информацией о загрязнении воздуха может ознакомиться любой желающий – она находится в открытом доступе. К примеру, в Свердловской области эту статистику регулярно публикует региональное министерство природных ресурсов. В отчете указываются все источники загрязнения, как стационарные, так и передвижные.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) еще на этапе рассмотрения законопроекта выступил с резкой критикой нового механизма регулирования. Там заявили, что после его вступления в силу сокращение количества рабочих мест и уменьшение объемов продукции (а может и закрытие) станут реальной перспективой для многих промышленных предприятий.

"Промышленность изначально очень негативно относилась к этому проекту. Но сейчас он принят, чего кулаками махать?.. Однако по сути это - последний гвоздь в крышку гроба российской промышленности. Мы только начали переходить на наилучшие доступные технологии (НДТ). Кстати, согласились на этот переход, потому что были уверены, что при этом отменится действующая система, основанная на предельно допустимых концентрациях (ПДК), установленных Минздравом и Рыбхозом. Дело в том, что эти нормативы невыполнимы для большинства промышленных предприятий, потому что у них нет методов очистки такого уровня. Промышленники согласились перейти на НДТ. Но тут выясняется, что ПДК никто отменять не собирается. То есть надо и ПДК выполнять и на НДТ переходить, а тут еще квоты на выбросы…", – сетуют в РСПП.

Проблема, на которой акцентируют внимание в Союзе промышленников, это банальное отсутствие у некоторых предприятий технической возможности снизить выбросы. Как это сделать, если просто нет настолько современных систем очистки – задаются вопросом эксперты.

"Завод модернизировали, внедрили самые современные технологии, максимально снизили выбросы, а им говорят – давайте еще на столько-то тонн уменьшим. Но как это сделать и где взять денег на дополнительную модернизацию, если объемы производства сократятся?" – недоумевают в РСПП.

С оглядкой на транспорт

Заводы, вроде бы, под контролем, даже под прессом. А как снизить воздействие транспорта на атмосферу? И на реконструкцию всевозможных котельных, которые до сих пор работают на угле и приносят существенный урон окружающей среде, где взять средства?

Автомобильный транспорт стремительно догоняет заводы по объемам выбросов. Так, в докладе свердловского минприроды о состоянии окружающей среды региона в 2018 году утверждается, что объем выбросов в воздух от транспорта вырос на 97 тысяч тонн (+22%) – до 539 тысяч.

В Челябинской области выбросы от транспорта составляют более 30% от общего объема загрязнения.

"Лимитированием личного транспорта заниматься, конечно, не будут, но ведется планомерная работа по снижению выбросов от передвижных источников, – заявили агентству в региональном минэкологии. – Проводится модернизация общественного транспорта – закупаются автобусы на газомоторном топливе, строятся газозаправочные станции, совершенствуется дорожная сеть и инфраструктура".

Несмотря на критику РСПП, на Южном Урале, где сразу два города вошли в пилотный проект, считают, что закон о квотировании нужен.

"Он позволит точнее учитывать и жестче регулировать выбросы, понимать вклад конкретных источников. Если раньше предприятия работали в пределах допустимых норм (ПДК), в совокупности все равно получалось серьезное превышение вредных выбросов в атмосферу. Закон ужесточит эти нормы (особенно для наиболее "грязных" предприятий) и позволит избежать совокупного превышения", – рассказал начальник управления экологического просвещения Минэкологии Челябинской области Виталий Безруков.

По его словам, закон о квотировании выбросов идет рука об руку с модернизацией предприятий, это – части одного процесса, они не противоречат друг другу. Промышленность в развитых странах движется по пути к более современному и безопасному оборудованию.

"В европейских городах работают металлургические предприятия и не приносят жителям никаких неудобств, концентрация вредных веществ в воздухе не превышена. Они не сразу пришли к этому, но все-таки у них получилось, а значит, и мы можем эти технологии применять", – считает Безруков.

Сами промышленники пока осторожны с комментариями по поводу нового закона, но утверждают, что давно начали реализацию комплекса мероприятий по снижению выбросов.

"Квоты для предприятий и механизмы действия закона о квотировании выбросов сейчас разрабатываются Росприроднадзором. Как только будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты, на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК) будет разработана программа мероприятий, направленных на исполнение закона", – рассказали в отделе по взаимодействию со СМИ Группы "Мечел" по Уральскому региону.

Согласно четырехстороннему соглашению о сотрудничестве в области экологии с Минприроды РФ, Росприроднадзором и правительством Челябинской области, инвестиции "Мечела" в данные мероприятия до 2024 года составят около 10 миллиардов рублей. Ожидается, что через пять лет выбросы загрязняющих веществ снизятся на 14,2 тысячи тонн.

Пятилетка к чистому воздуху стартует без "шариков-фонариков". Тихо, по будничному. Скептицизма общественности пока хоть отбавляй. Обнадеживает одно – наши промышленники сами кого угодно обучат экологически безопасным технологиям. Но готов ли тот же самый "Мечел" в действительности потратить 10 миллиардов рублей и что ему мешало сделать это ранее, чтобы в Челябинске дышалось легче?

Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ