Строители объявили войну "гарантийному оброку"

При поддержке Минстроя России.

Российских строителей в ближайшее время могут освободить от выплаты обязательной банковской гарантии при заключении госконтрактов в рамках федерального закона 44-ФЗ.

Соответствующий законопроект недавно подготовлен Минстроем РФ. "Рабочая" версия документа на днях попала в распоряжение "Уралинформбюро".

Хватит и взноса в компфонд

На первый взгляд, вопрос сугубо "технический". Да и миссия у банковской гарантии вполне, казалось бы, благородная: подстраховать заказчика на случай, если исполнитель не выполнит контракт или нарушит его условия.

Однако авторы документа уверены, что отмена обязательного "гарантийного оброка" будет на благо и строительному рынку, и покупателям жилья в новостройках — в том числе минимизирует количество долго- и недостроев.

По мнению разработчиков, сложившаяся модель строительных госконтрактов страдает серьезным изъяном: победа в аукционах достается участнику, предложившему наименьшую цену выполнения работ. Это, в свою очередь, приводит к применению на стройке дешевых технологий, "бьющих" по качеству продукта и его безопасности.

При этом у подрядчика всегда есть удобное оправдание: мол, он и так потратился на выплату банковской гарантии при заключении контракта, так что теперь имеет полное право экономить. А члены СРО (саморегулирующих организаций) при этом обязаны еще и вносить средства в компенсационный фонд, на случай, если стройка по какой-либо причине "замерзнет".

Что же Минстрой предлагает взамен этой модели? Убрать из закона дублирующие выплаты: если компания, приступая к строительству, внесла деньги в компфонд, банковскую гарантию при заключении контракта она платить не обязана.

Правда, пока не очень ясно, всех ли подрядчиков коснется эта льгота. В изначальной версии документа речь шла только о "работах первого уровня" стоимостью не выше 60 миллионов рублей. Однако в новой редакции этого ценового "потолка" уже нет.

Сэкономил на гарантии — ускорил стройку?

Одним из авторов инициативы выступило СРО "Уральское объединение строителей". "Уралинформбюро" связалось с представителями УОС, чтобы выяснить, каким образом предложенные коррективы в 44-ФЗ помогут сделать стройку более "быстрой" и качественной и, самое главное, как новая модель госконтрактов скажется на строительном рынке.

Заместитель генерального директора по связям с общественностью СРО "Уральское объединение строителей" Денис Снетков:

- Кода мы вносили в НОСТРОЙ эту инициативу, мы хотели сделать благо подрядчику, освободить его от ненужных финансовых расходов, чтобы у подрядчика было больше оборотных средств. Стоимость банковской гарантии обходится участникам закупки в среднем в 0,75% от суммы обеспечения заявки. То есть, к примеру, при начальной максимальной цене контракта 500 миллионов рублей и установленном обеспечении заявки в 5% только комиссия за выдачу гарантии составит почти 200 тысяч рублей. При этом не факт, что контракт будет заключен. Так что отмена обеспечения будет выгодна как с точки зрения высвобождения дополнительных денег, так и для экономии времени строителей. Подрядчик сможет нанимать на работу более квалифицированный персонал, платить ему большую зарплату, больше денег вкладывать в сам проект, покупать хорошее строительное оборудование.

По словам Дениса Снеткова, сегодня в Национальном объединении строителей обсуждается еще одна инициатива уральцев. Речь идет о том, чтобы в обязательном порядке авансировать победителя госзакупки в размере не менее 20% от цены договора, причем в десятидневный срок с момента его заключения. Наконец, разработчики законопроекта предлагают снизить до тех же 10 рабочих дней сроки приемки и оплаты строительных работ.

Член экспертного совета СРО "Уральское объединения строителей" Евгения Кузнецова:

- Быстрая выплата аванса также поможет подрядчику сразу приступить к выполнению работ и закупке материалов. Это очень важный нюанс: многое нужное для стройки оборудование, например, для систем охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения, нам порой приходится ждать по полгода! А снижение сроков приемки и оплаты позволит подрядчику быстрее получить деньги за выполненные работы, а значит, вовремя заплатить налоги и зарплату.

Солидарны с инициаторами законопроекта и другие известные эксперты строительной отрасли Урала. Так, председатель Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин в беседе с "Уралинформбюро" признал: финансовые нагрузки у подрядчиков очень большие.

- Сейчас надо страховать подрядные работы и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ, и по постановлению правительства № 615 (от 1 июля 2016 года, посвящено обязанностям подрядных организаций при капремонте многоквартирных жилых домов — прим. ред.). Но для нас, строителей, в этом смысле более интересен приказ Минстроя РФ № 421, вступивший в силу в сентябре текущего года. По нему в смету заказчика вводится компенсация для подрядчика по трем новым пунктам: страхование подрядных работ, оплата банковских гарантий и мероприятия по борьбе с пандемией COVID-19. Раньше эти оплаты производились из прибыли предприятия, а сейчас заказчик обязан вложить эти расходы в сметный расчет и компенсировать подрядчику. Действие приказа распространится на контракты, которые будут заключены после ноября 2020 года.

Забудьте слово "аукцион"

Стоит отметить, что аргументы против отмены банковской гарантии не менее серьезны. Так, еще пять лет назад гендиректор НП СРО "Первая гильдия строителей" Станислав Мацелевич предрекал "демпинг и вымогательство на тендерах", если этот инструмент будет удален из 44-ФЗ.

Противники новеллы также уверены, что без "кнута" в виде банковской гарантии недобросовестные подрядчик окончательно "распоясаются". Как избежать такого сценария?

Член экспертного совета СРО "Уральское объединения строителей" Евгения Кузнецова:

- Если говорить о механизмах защиты от недобросовестных поставщиков, то здесь поможет другое нововведение - конкурсный механизм отбора подрядчиков. Мы предлагали перевести аукционную систему закупок в конкурсный порядок, чтобы заказчик искал подрядчика не по цене, а по опыту. Этот пункт недавно появился в федеральном законодательстве. Заказчик вправе выбирать, проводить аукцион или конкурс. В случае конкурса устанавливаются дополнительные требования к участникам размещения заказа, а именно опыт, финансовые и материально-технические ресурсы. Профессиональное сообщество рассчитывает, что потребители получат более качественные объекты.

Директор Института проектирования и экспертиз (ИнПроЭкс) Евгений Лоскутов:

- Сама логика 44 ФЗ и 223 ФЗ не обеспечивает качество работ. Законы о госзакупках – это законы о борьбе с коррупцией, а не документы, которые определяют качество в строительстве. Пока мы полностью не перейдём к конкурсной процедуре отбора, пока еще живы аукционы с ключевым фактором выбора исполнителя по цене, пока заказчики не начнут думать о качестве проектной документации, безусловно, мы так и будем сталкиваться с отсутствием качественного строительства.

Председатель Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин:

- Если недобросовестный подрядчик нарушит условия контракта и не введет объект в срок, заказчик может подать на него в суд и взыскать очень большие деньги. У заказчика в этом вопросе очень действенные рычаги.

Подготовил Евгений СУСОРОВ