Послание губернатора Ямала Юрия Неелова к жителям региона и депутатам окружной Госдумы

10 декабря 2003 года губернатор Ямала Юрий Неелов обратился с ежегодным Посланием к депутатам окружной Госдумы и населению региона. Публикуем выдержки из данного обращения. Достижение поставленной Президентом РФ цели - удвоения к 2010 году валового внутреннего продукта - возможно только при адекватном приросте добычи базовых энергоносителей. Учитывая, что увеличение российской нефте- и газодобычи в значительной степени происходит за счет предприятий, работающих на территории Ямала, эта задача может быть обеспечена усилиями всех ямальцев. Администрация округа совместно с руководством ОАО "Газпром" успешно работает над долгосрочной программой освоения месторождений полуострова Ямал. Недавно был определен генеральный исполнитель - ООО "Надымгазпром", к реализации проекта выхода на полуостров будут привлечены также предприятия Нового Уренгоя. Положительный социальный эффект такого решения трудно переоценить: на ближайшие десятилетия газовые города Ямала получат "второе дыхание". Власти автономного округа приветствуют планы "Газпрома" по созданию производств по сжижению газа на территории полуострова Ямал. Специалисты администрации округа совместно с газовиками активно прорабатывают различные аспекты подготовки к добыче газа из пластов глубокого залегания на освоенных месторождениях Нового Уренгоя и низконапорного газа - на уже выработанных участках Надымского района. Среди представителей топливно-энергетического комплекса все более широкую поддержку находит идея ямальских специалистов о необходимости создания в округе энергогенерирующих мощностей, работающих на низконапорном газе. Важным фактором экономического развития округа становится разработка богатств Полярного Урала. Рост промышленного производства в стране обусловил усиление интереса инвесторов к запасам ямальских хромитов. Из года в год наблюдается увеличение объема добычи хромитового сырья, который в ближайшее время может достигнуть 1 миллиона тонн в год. В последние годы руководство округа настойчиво работало с Правительством РФ и финансово-промышленными группами по вопросам вовлечения полярных месторождений твердых минералов в экономический оборот страны. Экономический рост нужен, в первую очередь, для повышения уровня жизни граждан или, как честно сказал Президент, для преодоления бедности. И хотя для Ямала эта проблема не является столь острой, однако и в округе доход почти каждого десятого жителя ниже прожиточного минимума. Если уровень зарплаты в регионе несколько выше, чем в среднем по России, то по качеству жилья, стоимости потребительской корзины, обеспеченности социальными услугами Ямал существенно уступает многим другим регионам страны. У нас по-прежнему до трети населения живет в ветхих домах, по-прежнему нас душат высокие тарифы на пассажирские перевозки. Администрация округа прилагает максимум усилий, чтобы снять наиболее острые проблемы: до 80% средств окружного бюджета 2004 года будут вложены в реализацию социальных программ и мероприятий. В социальной сфере Ямала определены приоритеты - жилищное строительство, развитие системы образования и здравоохранения, реализация комплекса мер по социальной защите населения, решение проблем молодежи. Но главная из них - жилищная проблема: можно сказать, что плохие жилищные условия - это основа бедности как материального состояния и как ощущения своей ущербности в обществе. С будущего года все бюджетные средства, ассигнованные на капитальное строительство, будут направлять только на жилье и объекты его инженерного обеспечения. Хотя в 2003 году в округе было введено в строй свыше 150 тысяч квадратных метров жилья, такие темпы являются неудовлетворительными. В связи с этим предлагаю взять за основу московский опыт решения жилищной проблемы, в котором четко разделены два вида жилья. Первый - высококлассное жилье, которое возводится по заказу администрации с использованием частного капитала для последующей реализации по рыночным ценам. Именно здесь есть возможности для применения разнообразных ипотечных схем. Второй вид - это относительно дешевое социальное жилье, которое распределяется между очередниками и не подлежит приватизации или обмену. Следует возобновить строительство малоформатного жилья для молодых семей. Планируется, что в 2004 году двести молодых семей получат собственное жилье за счет средств окружного бюджета. Главное - меньше утопий и больше прагматизма в решении этой острейшей социальной проблемы. Пожалуй, ни в одном субъекте Федерации сейчас не осуществляется такого массированного строительства и реконструкции общеобразовательных учреждений (в титуле окружных строек около 30 школ и интернатов). Ямалу достаточно филиалов вузов, существующих в округе, в которых, не выезжая из округа, учатся почти 16 тысяч ямальцев. Полностью себя оправдала и будет продолжена эффективная форма поддержки высшего образования молодых ямальцев - целевой образовательный заем. Главная забота - начальное и среднее профессиональное образование, возрождение системы профессиональных училищ, которые готовят рабочие кадры массовых профессий. Инициатива возрождения системы профтехучилищ должна принадлежать органам власти, а к финансированию профтехучилищ должны быть привлечены компании, работающие в автономном округе. Решение жилищной проблемы, развитие системы образования - все это ориентировано, прежде всего, на интересы молодежи Ямала. Известно, что в их основе лежит своеобразная триада "образование - работа - жилье", а с предложением работы проблем на Ямале в ближайшем будущем не предвидится. Что касается проблемы социальной защиты работников бюджетной сферы, пенсионеров и инвалидов: с учетом очевидной тенденции в государственной политике к централизации налогов на уровне федерального бюджета, Ямал не без оснований ожидает более динамичных действий Правительства РФ по повышению уровня доходов этой категорий населения. Своеобразной формой ямальской соцзащиты являются масштабные затраты бюджетных средств на проведение летнего отдыха ямальских детей: например, в предстоящее лето планируется оздоровить за пределами округа свыше 70% юных ямальцев. К косвенным вложениям, призванным улучшить качество жизни населения, относятся также и объемные - свыше 300 миллионов рублей - бюджетные вложения в сферу здравоохранения. В адресной инвестиционной программе присутствуют до десятка современных объектов здравоохранения, которые будут введены в строй в следующем году в городах и районах автономного округа. У северных территорий есть своя особенность: на Севере роль бюджета гораздо выше, чем в других регионах страны. И именно поэтому мы категорически не согласны с тенденцией сверхцентрализации бюджетных доходов, которая характерна для финансовой политики Правительства. И совсем не логичным представляется предложение вычеркнуть субъекты Федерации, Ямал, из числа получателей налога на добычу природного газа. Через федеральный бюджет доходы от добычи природного газа перераспределяются на все субъекты, даже те, население которых и запаха газа не знает, а Ямал, где этот газ и добывают, лишается этого вида бюджетных доходов. Россия бедна отдельными регионами, и поддержка им, безусловно, должна оказываться. Однако стратегия тотального усреднения бюджетной обеспеченности всех регионов:, на наш взгляд неверна: в скором времени экономически развитые регионы опять уйдут в отрыв, и операцию урезания их бюджетных доходов придется повторять вновь и вновь. Только "продвинутых" регионов с каждой такой операцией будет все меньше, а количество и уровень иждивенчества тех, что нуждаются в федеральной поддержке, - все больше. Администрация и Госдума Ямала, ямальские депутаты Федерального Собрания на всех уровнях поднимают и отстаивают тему особого финансового режима регионов Крайнего Севера и компенсаций его населению. Некоторые правительственные чиновники эти компенсации до сих пор "ошибочно" называют льготами. Убежден, они не знают, что Север не может быть нищим, но он в одночасье может стать безлюдным. Не сомневаюсь, что если нынешняя правительственная политика в отношении северян примет очертания долговременной тенденции, люди начнут, что называется, "голосовать ногами". И в результате жителями арктических территорий вновь станут лишь коренные малочисленные народы Севера. Но и их жизнь здесь лишится многих перспектив. Все это может поставить под угрозу решение еще одной важнейшей для страны задачи, - удержание государственного контроля за огромными территориями, сохранение уникального сообщества живущих здесь народов. Интересы геополитического характера требуют целенаправленного заселения богатейших северных районов страны. Эта задача предполагает капитальное обустройство суровой жизни населения и создание экономических стимулов для развития на Севере перерабатывающих производств. Ямал может стать своеобразным полигоном для отработки подобной социально-экономической технологии. Здесь накоплен уникальный опыт межэтнического взаимодействия и адаптации в экстремальных природно-климатических условиях. Мы готовы работать с Правительством, учеными, международными организациями над фиксацией и отработкой накопленной базы формирования социального и этнокультурного баланса в регионе, с тем, чтобы довести этот опыт до уровня технологии, пригодной к тиражированию. Нужно перестать относиться к Крайнему Северу как к аномалии, где люди могут лишь как-то "перебиться" несколько тяжелых лет в ожидании, пока зарабатываются деньги на "приличную жизнь" на Большой земле. Надо научиться воспринимать Север как типичную российскую среду обитания. Соответственно, его следует обустраивать не по временной схеме, рассчитанной лишь на период эксплуатации здешних природных ресурсов, а капитально, так же, как в любой другой регион страны, тем более что нефти и газа на Ямале хватит еще, как минимум, на сто лет. Вопрос взаимоотношений с Тюменской областью: ломать существующую в автономном округе систему управления и распределения полномочий не следует. Благодаря ей, на Ямале удалось обеспечить высокие темпы роста экономики и социальной инфраструктуры округа. Я, как руководитель органа государственной власти, не имею права мыслить только региональными категориями. Есть интересы общенациональные, тем более, если речь идет о таком стратегически важной для всей страны территории, как Ямало-Ненецкий автономный округ: Однако, если передача полномочий наших органов власти Тюмени может повлечь снижение уровня жизни ямальцев, то возникает справедливый вопрос, что выигрывает Россия от подобных преобразований? В течение почти трех лет администрация округа все более интенсивно развивает процесс социально-экономической интеграции Ямала с областью, вкладывая в тюменские предприятия значительные средства, исчисляемые сотнями миллионов рублей. Этим объективно создаются новые рабочие места, и обеспечивается прирост налогооблагаемой базы. Можно и нужно создать в регионе такую систему отношений, которая сделает удобным и выгодным, прежде всего, для населения, сосуществование трех субъектов федерации в рамках единого административно-территориального образования, именуемого "Тюменской областью". Для этого необходимы три условия: добрая воля, честность в политике и отказ от попыток получить односторонние преимущества. Что касается межбюджетных отношений, являющихся сердцевиной взаимоотношений между органами государственной власти, то здесь возможны гибкие и устраивающие все стороны схемы распределения доходов по трём территориям. "Расщепление" бюджетных средств и распределение властных полномочий между Тюменью, Салехардом и Ханты-Мансийском должны служить, в первую очередь, интересам населения.

Актуальное