Пакет молока и полбатона

Фото: pixabay.com

На прилавках хватает перемен.

Экономическая встряска меняет поведение россиян – на фоне роста цен и падения доходов они ищут возможность тратить на продукты меньше. Это неминуемо ведет к созданию образа нового покупателя, а также порождает проблемы для некогда успешных производителей.

Убегает молоко

Как следует из исследования NielsenIQ, проведенного компанией в первом квартале 2022 года, сразу 30% респондентов отметили, что стали приобретать меньше товаров повседневного спроса. Эксперты говорят, что доля покупателей, сокращающих потребление, вероятнее всего, станет больше.

Официальная годовая инфляция в России в апреле выросла до 17,8%. Кроме того, согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития России, реальные располагаемые доходы по итогам года могут упасть на 6,8%, оборот розничной торговли – на 8,7%, объем платных услуг населению – на 7,9%.

В таких условиях изменение потребительских привычек – процесс естественный и в каких-то моментах необратимый. Принято считать, что примерно треть расходов российских семей идет на покупку продуктов питания. Основные "киты" в последние годы – мясопродукты, молочка, алкоголь, плодоовощная продукция. От капусты с картошкой отказаться вряд ли получится, а вот в других категориях начинаются перемены.

Еще в середине апреля директор ООО "Талицкое молоко" Юрий Окунев сообщил о снижении интереса покупателей к йогуртам, творожным массам и сметане. Сейчас ситуация выправилась, но тенденции новых смыслов проявляются.

Люди переходят на все более простую упаковку, вместо бутылки берут молоко в пленке, потому что оно дешевле. Тенденция упрощения и удешевления упаковки имеет место, она дальше будет продолжаться", – отметил Окунев в разговоре с "Уралинформбюро".

Стоимость ПЭТ-бутылок остается огромной проблемой молочной отрасли. Если с ценами на другое сырье и есть положительные подвижки, то пластик продолжает бить по кошельку как производителей, так и покупателей. "Если раньше ПЭТ-бутылка стоила 5 рублей, то сейчас – 10", – подчеркнул бизнесмен.

Как говорит директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко, потребитель в первую очередь сталкивается с тем, что сокращается ассортимент, потому что некоторые производители не могут выпускать прежнюю продукцию, из-за определенной упаковки или особых ингредиентов. Также заметно постепенное сокращение потребления высокомаржинальной продукции.

"Я думаю, что обычные традиционные молочные продукты, как покупались, так и покупаются, если есть какое-то сокращение, то оно связано с перераспределением покупателя от одного бренда к другому", – отмечает эксперт.

Что будет с производителями, не пойдут ли они на "дно" в этой ситуации? "Я не вижу пока глобальных подвижек в отрасли. Это как в лесу, какие-то деревья падают, какие-то новые растут. Это – жизнь", – философски отмечает Юрий Окунев.

Примечательно, что в Свердловской области, по данным Свердловскстата, в январе-марте 2022 года было произведено 55,1 тысячи тонн молока (-3,7% к аналогичному периоду прошлого года), масла сливочного – 1,3 тысячи тонн (-7,2%).

Коньячок под шашлычок остается

С мясными продуктами в Свердловской области, если верить статистике, все неоднозначно. Например, за первые три месяца года прирост по производству свинины составил 8,4%, полуфабрикаты выросли сразу 16,1%, но на 5,4% рухнули объемы производства колбасных изделий. И, скорее всего, в ближайшей перспективе покупатели будут больше интересоваться сырым мясом в простой упаковке.

Одним из наиболее доступных продуктов животноводства остается свинина. Ее потребление россиянами в 2020 году достигло 27 килограммов на человека, что стало наивысшим результатом в истории современной России. Как сообщил "Агроинвестору" гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев, на фоне снижения доходов спрос на продукцию свиноводства скорректируется, но серьезного сокращения потребления не ожидается. По его мнению, цены на свинину сильно расти не будут, их ограничит покупательная способность населения.

Дефицит мяса и молочной продукции России явно не грозит, но тенденции очевидны – меньше дорогих продуктов, больше простых и привычных.

А у алкогольного рынка "своя атмосфера". По словам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, пока каких-то изменений в потреблении спиртного не фиксируется.

"Что может заставить человека перейти на другой напиток? Только дефицит или резкий рост цен. Резкого роста в "народном" сегменте не было, в сегменте среднего класса он был – резко подорожали импортные вина, раза в два, потом опустились частично. Но средний класс все равно не откажет себе, он как пил импортную продукцию, так и будет пить", – говорит он.

Но при этом эксперт ожидает дефицита зарубежных напитков: "Подорожание уже произошло, импорт подорожает относительно январских цен минимум на 40%. […] Все прежние бренды сюда не попадут, но будут другие".

Он также отмечает интересный момент – в России растет потребление пива, хотя обычно в кризисное время происходит наоборот. "В обычный классический кризис падает потребление винодельческой, слабоалкогольной, пивной продукции, растет потребление крепкой. Сейчас у нас необычный кризис".

По сравнению с западными странами Россия сохраняет у прилавков спокойствие. Ажиотаж вокруг сахара и гречки улегся, запасы сделаны. Если посмотреть на сферу общепита, то и там тоже нет запустения, как во времена коронавируса. Тем временем подоспело лето, и часть россиян начнут кормиться с собственной грядки. Дождемся июля, чтобы оценить, как живем, что жуем.

Артём ПЕТРОВ

Актуальное