Уральцев пересадят на аэротакси

Амбициозное детище российских авиаторов - разработка самолетов небольшой вместимостью - получило надежду на рождение. В УрФО будет запущен пилотный проект развития внутрирегиональной авиации. Пока не решено, будут ли задействованы в проекте уже имеющиеся воздушные суда, например, младший брат некогда знаменитого "кукурузника" - АН-3, или потребуется создание принципиально новых самолетов. Отсутствие экономичных воздушных судов - одна из основных причин снижения объема региональных авиаперевозок. Имеющиеся в России самолеты Ан-2, Ан-38, Ан-24, Як-40 не эффективны, не соответствуют реальным пассажиропотокам, морально и физически устарели. Появляющиеся Су-80, Ан-140, Ил-114 - дорогие, разнотипные и не оптимизированны под те потоки, которые сложились в России при рыночных отношениях. Мировой опыт показывает, что 90% авиационных перевозок осуществляется самолетами пассажировместимостью от 50 до 200 и более человек. Но в то же время, эти самолеты составляют 10% мировой гражданской авиации, остальная же часть приходится на воздушные суда, которые способны вместить от 3 до 40 пассажиров. В России такие самолеты стали появляться, но все они разнотипные и в этом отношении неудобные для эксплуатантов. В екатеринбургском аэропорту "Кольцово" провели анализ спада пассажиропотока. Выяснилось, что на тяжелые типы воздушных судов приходится 72% самолетовылетов, а на небольшие суда, такие как Ан-24, Як-40 - лишь 28%. Тогда как в 1990-х годах это соотношение было 50% на 50%. Количество перевезенных пассажиров на небольших судах снизилось с 32% до 5% от общего объема. В "Кольцово" пришли к выводу, что наиболее оптимальным вариантом, с точки зрения эксплуатационных расходов, будет разработка унифицированного семейства из 5-6 самолетов. Семейство должно состоять из нескольких самолетов различной пассажировместимости с унифицированными пилотскими кабинами, бортовыми системами и конструкцией, силовыми установками и средствами наземного обслуживания. Ноги привели уральцев в старейшее КБ - ОАО "Туполев". Совместными усилиями была разработана концепция программы региональных самолетов. Впервые при проектировании воздушных судов на начальном этапе будут учтены замечания и пожелания будущих непосредственных эксплуатантов и заказчиков. О своем участии в проекте уже заявили администрации Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Тюменской и Свердловской областей. Программа согласована с уральским полпредством Президента РФ. К проекту готовы подключиться авиакомпании "Хантыавиа", "СИБИА", ГТК "Россия", "Второе Свердловское авиапредприятие". Семейство региональных самолетов разработано в соответствии с требованиями, среди которых: дальность полета многоцелевых воздушных судов составит от 700 до 2000 километров, региональных - от 1500 до 4500 километров; ресурс планера - не менее 60000 летных часов. Силовая установка каждого самолета должна состоять из двух современных газотурбинных двигателей. Безопасность полетов будет повышена путем снижения влияния человеческого фактора за счет улучшения эргономики унифицированной кабины и технологии работы экипажа. В общей сложности рассматривается пять вариантов реализации проекта. Проект "424-ТРДД". Самолет ориентирован на межрегиональные авиаперевозки дальностью 3000-4000 километров. С его помощью можно будет восстановить ежедневные маршруты из Екатеринбурга в Ростов, Нижний Новгород, Киев, Харьков, Ригу, Ташкент, Алма-Ату, Бишкек, Братск, Ашгабат, увеличить частоту полетов в города Европы и Ближнего Востока. Организовать новые маршруты с отправной точкой в Екатеринбурге с посадкой в Североуральске, Нижнем Тагиле, Березниках. Оптимальная пассажировместимость - 30-40 мест. Эти же самолеты прекрасно подойдут для выполнения бизнес-перевозок. Например, для полетов представителей полпредства Президента России в УрФО. Если пересадить их с ТУ-134 и Як-40 на новый тип воздушного судна, расходы аппарата полпреда на оплату заказного рейса сократятся в 2-3 раза. Время реализации проекта 4-5 лет. Эксплуатация и базирование - в "Кольцово". Проект "424-ТВД". Это тот же самолет, но с турбовинтовыми двигателями. У него несколько меньше скорость и часовой расход топлива. Экономически его целесообразно использовать на загруженных маршрутах 500-1500 километров с полетом в оба конца. С помощью таких самолетов можно увеличить частоту полетов в Курган, Магнитогорск, Тобольск, Пермь, Уфу, Урай, Ханты-Мансийск. Проект "44". "Рабочая лошадка" местных авиаперевозок, способная преодолевать расстояния до 1000 километров, полеты только со своим топливом с несколькими посадками за рейс. Сегодня такие перевозки наиболее актуальны для Урала и большинства северных территорий России. Могут быть организованы рейсы в Серов, Североуральск, аэропорты Тюменской области и другие, где среднесуточная загрузка 7-12 человек. Время реализации проекта 3-4 года. Техническая эксплуатация и базирование - в аэропорту "Уктус". Проект "34". Самолет на подмену "44" при условии снижения объемов перевозок. Самолеты используются в качестве аэротакси, выполняя полеты в города УрФО, Поволжья, Западной Сибири. Некий аналог "Газели", обеспечивающий доставку грузов. Время реализации проекта - 3-4 года. Базирование - в "Уктусе". Проект "24". Может использоваться в качестве патрульного самолета в лесоохране и ГАИ, при полетах для осмотра трубопроводов и ЛЭП, мониторинге атмосферы. Позволит осуществлять ежедневную доставку почты в малые населенные пункты, попутно подвозя 1-2 человек. Экономит бюджетные ресурсы в периоды проведения выборов, переписи населения, чрезвычайных и других срочных ситуациях местного характера. Время реализации проекта - 2-3 года. Эксплуатация и базирование - в малых аэропортах и на площадках, подготовленных к полетам. Реализация программы во многом будет зависеть от числа субъектов, пожелавших стать партнерами и разделить риски в инвестировании и продвижении проекта. Для 2-3 субъектов - это неподъемная программа, а для России в целом - небольшая. ОАО "Аэропорт Кольцово" и ОАО "Туполев" выступают с предложением внести проект в федеральную программу "Транспортная стратегия России" и доработать существующую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Материал подготовлен при содействии пресс-службы ОАО "Аэропорт "Кольцово".

Актуальное