Как выжить частнику в среднеуральской коммуналке?

Приход частного бизнеса в российское ЖКХ пока не принимает массового характера. Из всей отечественной "коммуналки" частную или смешанную форму собственности имеют не более четверти предприятий. Между тем, по оценкам экспертов, вывести наше ЖКХ из тяжелого системного кризиса под силу только частному бизнесу. Почему коммунальная сфера остается недостаточно привлекательной для бизнеса, и какие преграды приходится преодолевать первопроходцам? Ответить на этот вопрос мы попытаемся на примере Свердловской области. На Среднем Урале создано 17 частных управляющих компаний (13,6% от их общего количества) и более 40 частных предприятий ЖКХ (15%). Наиболее активно этот процесс осуществляется в Ревдинском районе, Асбесте, Заречном, Полевском и Каменск-Уральском. В Ревдинском районе из муниципальной в частную форму собственности переведены все предприятия ЖКХ. В Каменск-Уральском из семи предприятий, обслуживающих жилищный фонд города, пять - частных. Здесь также создана частная инфраструктурная организация "Каменская коммунальная компания", которая отвечает за теплоснабжение почти всех предприятий и организаций города, а также населения через Управления заказчика по жилищно-коммунальным услугам Синарского и Красногорского районов. Компания появилась на коммунальном рынке в середине 2003 года, и уже сейчас у нее есть "солидные" должники. Общая задолженность потребителей перед "Каменской коммунальной компанией" на начало апреля 2004 года превысила 171 миллион рублей. Наиболее злостные неплательщики - Управления заказчика Синарского и Красногорского районов Каменск-Уральского, в обязанности которых входит проведение своевременных расчетов с каменскими коммунальщиками за поставку теплоэнергии населению, а также компенсация бюджетных льгот и субсидий. Как сообщили "Уралинформбюро" в "Каменской коммунальной компании", в отношениях с Управлениями заказчика больше всего волнует непрозрачность финансовых потоков. Разделение функций управления и хозяйствования путем создания служб заказчика и управляющих компаний в Каменск-Уральском не привела к должному результату - платежной дисциплине потребителей, сохранив взаимоотношения между заказчиками и поставщиками на прежнем уровне. По оценке министерства строительства и ЖКХ Свердловской области, Управления заказчика по инерции продолжают работать по принципу остаточного финансирования и почти не придают значения договорным отношениям. Видимо, как это часто бывает, при имеющемся доступе к финансам у руководства Управлений заказчика возникает соблазн использовать их, хотя бы временно, на собственные нужды. В результате поставщики услуг и энергоресурсов получают платежи с опозданием и в неполном объеме. Разобраться в том, кто, кому, за что и сколько должен, практически невозможно. По данным "Каменской коммунальной компании", Управления заказчика Синарского и Красногорского районов исправно получают от населения деньги за потребленную теплоэнергию: в феврале оплата составила 97%. Однако каменским коммунальщикам от управлений поступило не более половины этих средств. В связи с этим, коммунальщики вынуждены взыскивать долги в судебном порядке - в настоящее время ими подан иск в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению заказчика Синарского района. Но, как говорится, пока суд да дело... Выходом из сложившейся ситуации, по мнению специалистов коммунальной компании, могло бы стать создание единого расчетного центра. Его учредители - управляющие компании и администрация Каменск-Уральского - смогли бы совместно осуществлять контроль за финансовыми потоками. К слову сказать, деятельность "Каменской коммунальной компании" и ее подготовка к отопительному сезону 2004-2005 годов также осложняется существующей тарифной политикой. Согласно постановлению главы Каменск-Уральского, в настоящее время коммунальщики предоставляют свои услуги населению "в рассрочку": платежи физическим лицам ежемесячно начисляются по единому тарифу, тогда как основные затраты на теплоснабжение приходятся на отопительный сезон. Для своевременных расчетов с поставщиками энергоресурсов "Каменская коммунальная компания" вынуждена в осенне-зимний период брать кредиты, за которые конечные потребители не спешат расплачиваться. Из-за нехватки средств успешное проведение летней ремонтной кампании остается под вопросом. А ведь в коммунальных сетях "летний день зиму греет". Мэрия Каменск-Уральского признала неэффективность действующей тарифной политики в сфере теплоснабжения и осенью 2004 года намерена перейти на новую систему оплаты за использованную теплоэнергию: население будет платить за тепло исключительно в отопительный период. Еще одна проблема, с которой сталкиваются частные инфраструктурные компании, связана с инвестиционными рисками. Степень износа теплосетей на Среднем Урале сейчас превышает 60%. Для того, чтобы привести их в надлежащее состояние, необходимы значительные инвестиции. Между тем, в российском законодательстве не учитывается большинство современных проблем ЖКХ. Сейчас среднеуральские коммунальщики, в том числе "Каменская коммунальная компания" и ОАО "Свердловские коммунальные системы" ("дочка" ОАО "Российские коммунальные системы"), в наибольшей степени заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий. Однако осуществление этих планов тормозится из-за отсутствия возможности взять инженерную инфраструктуру, в первую очередь тепловые сети, в долгосрочную аренду. Это связано с тем, что муниципалитеты имуществом наделили, а правовую процедуру его передачи никто не провел. Пока муниципалитеты заключили с инфраструктурными компаниями лишь краткосрочные договоры (до 1 года), а также приступили к технической инвентаризации, государственной регистрации и оценке своих коммунальных активов. Только после этого "Каменская коммунальная компания" и "Свердловские коммунальные системы" смогут заключить договоры долгосрочной аренды и приступить к реабилитации и развитию инфраструктуры ЖКХ. В среднеуральском министерстве строительства и ЖКХ отмечают нежелание частных компаний занимать одну из ниш коммунального рынка. По мнению специалистов, одной из причин создавшейся ситуации является отсутствие источников финансирования по некоторым федеральным законам социальной направленности. Фактически коммунальщиков заставляют работать себе в убыток и предоставлять часть льгот, которые никто никогда не компенсирует. В России, считают в министерстве, необходимо либо ликвидировать все льготы и внедрить надбавки и доплаты к пенсиям и зарплатам, либо внести изменения в соответствующие законы и указать конкретные источники финансирования существующих льгот. Между тем, федеральные парламентарии, рассматривая данный вопрос, утонули в дискуссиях. При этом никто до сих пор не производил расчеты, насколько процентов необходимо увеличить пенсии и зарплаты, чтобы отказаться от льгот. Рассматривая проблемы, с которыми сталкивается частный оператор на среднеуральском рынке услуг ЖКХ, нельзя оставить в стороне и недисциплинированность населения в вопросах оплаты. В настоящее время уровень платежей среднеуральцев по предоставленным счетам колеблется от 80 до 90%. Как отмечают в областном министерстве строительства и ЖКХ, предусмотренные в российском законодательстве санкции для должников не позволяют в корне изменить сложившуюся ситуацию. В частности, в соответствии с федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики", квартиросъемщик, чья задолженность по оплате услуг ЖКХ превышает шесть месяцев, подлежит выселению в судебном порядке с предоставлением более скромного жилья - по нормам общежития (6 квадратных метров на человека). Однако, во-первых, речь идет только о квартирах, находящихся в муниципальной собственности, а во-вторых, в муниципальных образованиях Свердловской области такого резервного жилья почти нет. В любом случае данная мера не решает проблему: даже если неплательщик будет выселен в общежитие, это не гарантирует того, что он перестанет накапливать долги. На Среднем Урале уже был прецедент по выселению должника, однако он закончился ничем. Пока иск коммунальной компании рассматривался в суде, неплательщик успел приватизировать квартиру, после чего выселить его уже не имели права. Юлия ВОЙТА