Коммунальщикам нужны мытные дворы.

Извечный русский вопрос "кто виноват?" может возникнуть в Каменск-Уральском, когда наступит новый отопительный сезон. Не исключено, что тепло в дома каменцев нынешней осенью дадут позже обычного - и вот тогда придется искать виноватых. Впрочем, сентябрьских заморозков можно и не дожидаться - ответ на вопрос готов уже сегодня. Виновата система платежей, которая не позволяет коммунальщикам вовремя получить деньги потребителей, закупить топливо и провести ремонт сетей. За теплоснабжение населения и почти всех предприятий и организаций третьего по величине города Свердловской области отвечает ОАО "Каменская коммунальная компания" (ККК). А собирают деньги с потребителей Управления заказчика по жилищно-коммунальным услугам Синарского и Красногорского районов. На начало мая их общий долг перед ККК достиг 59 миллионов рублей. По словам первого заместителя главы Каменск-Уральского Анатолия Мартемьянова, аритмия поступлений денежных средств на счета поставщиков коммунальных услуг вызвана задолженностью населения по оплате услуг ЖКХ, а также нерасторопными расчетами государства по предоставленным льготам и субсидиям. Между тем, противореча самому себе, А.Мартемьянов отмечает, что собираемость платежей населения за услуги ЖКХ в Каменске-Уральском является одной из самых высоких на Среднем Урале - 97,5-98%. Видимо, как это часто бывает при доступе к чужим деньгам, у Управлений заказчика возникает соблазн хотя бы временно использовать их не по назначению. Почему бы платежи населения за тепло, к примеру, не направить на покраску фасадов? В министерстве строительства и ЖКХ Свердловской области отмечают, что Управления заказчика по инерции продолжают работать по принципу остаточного финансирования и почти не придают значения договорным отношениям. А мэрия Каменска-Уральского вовсе не торопится изменять сложившуюся на коммунальном фронте ситуацию. ОАО "Каменская коммунальная компания" и ООО "Энергосбытовая компания "ЭКМО-Сбыт" предложили властям города создать единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Его учредителями должны стать управляющие коммунальные компании и мэрия, что сделает центр независимым от своеволия чиновников, а финансовые потоки прозрачными. Мэрия Каменска-Уральского взяла тайм-аут для изучения данного предложения. К настоящему времени в Свердловской области действует 35 единых расчетно-кассовых центров. По мнению специалистов областного министерства строительства и ЖКХ, за пример можно брать "Новоуральский расчетно-информационный центр", приступивший к работе 1 июля 2003 года. Используемое новоуральцами программное обеспечение позволяет в реальном времени отслеживать поступления денежных средств по каждой услуге отдельно: за газ, электро- и теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение и даже за пользование телефоном и коллективными телевизионными антеннами. Поставщики - 8 предприятий ЖКХ и связи - создание центра приняли "в штыки", однако изменили свое мнение после того, как им была предоставлена возможность получать всю информацию о поступлении и перечислении денежных средств, а также сведения об основных должниках. При этом деньги на счета поставщиков перечисляются несколько раз в месяц. Остались довольны и жители Новоуральска: они получили возможность оплачивать все услуги по единой квитанции. Кроме того у них появился выбор: можно заплатить всю сумму сразу, а можно оплачивать услуги в течение месяца поэтапно. По словам специалистов мэрии, создание "Новоуральского расчетно-информационного центра" обеспечило 100% прозрачность финансовых потоков. Еще раньше - в апреле 2003 года подобный расчетный центр был создано в Реже. Его учредителями выступили поставщики жилищно-коммунальных услуг: ООО "Гавань", МЖКУП "Семь ветров", УМП "Горизонт" и ООО "Водоснабжение". Своим основным достижением кроме естественного увеличения собираемости платежей режевчане считают упрощение работы с пенсионерами. Начисление субсидий им производится автоматически: городской отдел соцобеспечения предоставляет центру данные о размерах выплаченных пенсий, а пенсионер освобождается от необходимости приносить соответствующую справку, с которыми раньше приходилось маяться. Единые расчетно-кассовые центры кровно заинтересованы в платежной дисциплине. Чем тщательнее расплатились потребители, тем больше заплатят центру коммунальщики. В частности, "Новоуральский расчетно-информационный центр" за каждый лицевой счет получает 1 рубль. И собирая одному из поставщиков коммунальных услуг 24 миллиона рублей в месяц, центр получает 75 тысяч рублей. Следует отметить, что отказ от создания ЕРКЦ может значительно затормозить процесс реформирования российской "коммуналки". "Монетизация" субсидий и льгот в перспективе должна привести к ликвидации задолженности бюджетов различных уровней перед поставщиками услуг ЖКХ. К тому времени коммунальщики вместе с муниципальными властями должны создать четкую систему сбора платежей. Печатного станка для обновления инженерных сетей и поддержания жизнеспособности коммунальной системы никто не даст. Но кто собственно мешает создать расчетно-кассовые центры, которые по аналогии с древнерусскими "мытными дворами", должны собирать подати с пользователей: заплатил за свет, тепло и воду - живи спокойно дальше. Не заплатил - не будет счастья в твоем доме. Глеб СЕРГЕЕВ