Шабашкины конторы грозят России обвалами

В последнее время проблемы лицензирования в строительной отрасли России вызывают небывалый ажиотаж. МВД России расследует факты бесконтрольной выдачи лицензий на проведение строительных работ, Минэкономразвития лоббирует отмену лицензирования в данной отрасли, дабы дать возможность прийти на рынок новым участникам, Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, напротив, настаивает на сохранении жесткого контроля на строительном рынке, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности населения. О своем видении сложившейся ситуации и ее проекции на Уральский федеральный округ в интервью "Уралинформбюро" рассказал директор Уральского окружного филиала Федерального лицензионного центра Евгений Мельниченко. "Уралинформбюро": Евгений Леонидович, Минэкономразвития России разработало законопроект "Об отмене лицензирования отдельных видов деятельности", в их числе - проектирование, инженерные изыскания при строительстве зданий и сооружений, а также сами строительно-монтажные работы. Каково Ваше отношение к данному законопроекту? Е.Мельниченко: На мой взгляд, с отменой существующих требований резко ослабнет контроль за качеством проведения инженерных и строительных работ, за квалификацией строителей. Кто в таком случае будет отвечать за безопасность людей, которым предстоит жить, работать и отдыхать в зданиях, построенных неквалифицированной рабочей силой, без соответствующего оборудования, с отступлением от технологии и нормативов? Отмена лицензирования, без сомнения, приведет к увеличению количества фирм-однодневок, станет легче пускать на стройку приехавших на заработки и не имеющих никакой квалификации иностранцев. Это может привести к увеличению числа несчастных случаев и резко снизит качество выполняемых работ. Приходящих на строительный рынок много и сейчас, но желающих заработать длинный рубль за короткое время - на порядок больше. Чтобы сдержать "строительный бум", Уральский окружной филиал ФЛЦ ужесточил контроль за выполнением лицензионных соглашений. За 5 месяцев 2004 года по УрФО проверено 989 лицензиатов - на 161 предприятие больше, чем за весь прошлый год. В итоге аннулировано 25 лицензий, приостановлено действие 235 лицензий, предупреждено руководство 362 организаций. В том числе, в марте этого года на 6 месяцев приостановлено действие лицензии на проведение строительно-монтажных работ даже у такого крупного екатеринбургского предприятия, как ЗАО "Атомстройкомплекс". - Каковы основные причины принятия таких жестких мер? Е.Мельниченко: Проведение работ, не указанных в лицензии, отсутствие спецтехники и наличие в штате специалистов, не имеющих строительного образования. Зачастую на место руководителя строительной организации претендуют специалисты с высшим, но не специальным образованием - таким случайным людям в нашей отрасли не место. Здесь необходимо четко и жестко следовать нормативам и стандартам проведения строительных работ. Кстати, отказ в выдаче строительных лицензий очень "обижает" непрофессионалов, желающих занять тепленькое место директора строительного предприятия либо стать индивидуальным предпринимателем без опыта работы в данной отрасли. Они начинают писать жалобы и анонимки в вышестоящие органы, подавать иски в суд, словом, всячески пытаются дискредитировать государственное учреждение "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России". - В Москве сейчас ведется следствие по поводу бесконтрольной выдачи строительных лицензий. Специалисты МВД России в конце июня провели выемки документов в Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ, в Федеральном лицензионном центре Госстроя и в одной из посреднических фирм - "Центре предлицензионной подготовки "Центростройэкспертиза-Север". По данным следствия, в Москве и других регионах вполне официально действуют структуры, торгующие заказными лицензиями на строительство, оформленными по подложным документам. Екатеринбург также не исключение - по всему городу развешены растяжки: предлагаются услуги в получении лицензии на строительные работы либо приобретении уже готовой фирмы со всеми необходимыми документами... Е.Мельниченко: Действительно, в уральской столице существуют юридические фирмы, которые официально заключают договоры на оказание услуг по подготовке пакета документов для рассмотрения заявления на выдачу строительной лицензии, подаче этих документов в Федеральный лицензионный центр и получению указанной лицензии. Одна из таких фирм - ООО "Юридический центр "Советник" оценивает свои услуги в 199 тысяч рублей, тогда как официально сборы за оформление и выдачу лицензии составляют всего 1300 рублей. Чаще всего эти организации действуют в обход окружного филиала - через Москву. Это довольно-таки принципиальный момент. У Уральского филиала есть свои подразделения в Челябинской и Тюменской областях, в Югре и на Ямале. При проверке документов, поданных в филиал, специалисты нашего контрольного управления в обязательном порядке выезжают на предприятие и выясняют, соответствуют ли реальности представленные о нем сведения. Если они оказываются фикцией, в выдаче лицензии отказывается. Если же лицензия запрашивается через Москву, то москвичи запросы в окружной филиал направляют отнюдь не всегда: с начала текущего года их было получено всего 60, а в 2003 году - 802. Между тем, дальнейшая работа организаций, получивших свои лицензии "обходным" путем, все равно контролируется непосредственно Уральским филиалом, поэтому, если при проверке обнаруживается, что это фирма-однодневка, существующая только на бумаге, ее лицензия аннулируется. В связи с таким ужесточением контрольной деятельности филиала, поток претендентов на получение лицензий с помощью посреднических фирм через Москву заметно снизился. - А пресечь эту тенденцию с помощью силовых ведомств не пробовали? Е.Мельниченко: Увы, во-первых, в российском законодательстве не существует запрета оказывать юридическим лицам такие "консультационные услуги". Кроме того, выявляя подделки документов или другие явные нарушения законодательства, Уральский филиал направляет соответствующие заявления в ОБЭП, прокуратуру и налоговую полицию, но зачастую этим делам просто не дают ход. Плодотворное сотрудничество в этом плане у нас складывается лишь с ОБЭП и прокуратурой Ленинского района, ОБЭП Свердловской области. Аналогичная ситуация и во взаимоотношениях с органами региональной власти. Например, в Зауралье после каждой проверки проводятся совместные совещания с участием заместителя губернатора Валерием Мироновым, где все "провинившиеся" руководители строительных организаций отчитываются о принятых либо принимаемых мерах. В Свердловской области иная картина - на все письма в среднеуральское министерство строительства и ЖКХ по итогам проверок приходят лишь отписки, реакции на проблемы, которые существуют в отрасли, фактически нет. Подготовила Юлия ВОЙТА