"Кольцово" будет бороться за стратегический статус

Екатеринбургский аэропорт "Кольцово" будет бороться за сохранение статуса международного и право стать хабом - региональным узлом международного авиасообщения. Сейчас статус международных в России имеют 60 аэропортов, но в перспективе федеральные власти предполагают сократить их число до 17. Во всяком случае, на этом настаивают пограничные службы, которым слишком невыгодно держать в регионах большой штат, обеспечивающий контроль за пассажирами и грузами на международных линиях. На Урале стать хабом наряду с екатеринбургским претендуют аэропорты Тюмени и Челябинска. Можно предположить, что борьба за этот статус разгорится нешуточная. Специалисты считают, что наибольшие шансы - у аэропорта "Кольцово", на который сейчас приходится 74% пассажирских и 72% грузовых авиаперевозок в регионе. В 2004 году "воздушные ворота" Екатеринбурга планируют обслужить более 1,5 миллиона пассажиров, тогда как совокупный пассажиропоток тюменского и челябинского аэропортов едва ли превысит полмиллиона человек. Анализ авиаперевозок в этом году показал, что наибольший прирост в "Кольцово" приходится именно на международные рейсы. В настоящее время екатеринбургский аэропорт сотрудничает с 65 авиакомпаниями России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Добраться авиационным транспортом из уральской столицы можно во все крупные города России, включая крайние точки. Налажены регулярные и чартерные рейсы в Европу, Азию, Северную Африку. Однако без развития превратиться в региональный центр международных авиаперевозок у "Кольцово", где основные фонды изношены на 70%, не получится: нужна глобальная реконструкция. Сейчас началось строительство нового международного терминала. После его ввода, намеченного на 2006 год, "Кольцово" теоретически сможет принимать порядка 3 миллионов пассажиров в год. На такой поток в аэропорту особо не рассчитывают: нужно хотя бы преодолеть порог в 2,5 миллиона человек, после чего по международным стандартам он будет считаться самоокупаемым. В этом случае аэропорт сможет развивать неавиационные услуги и станет выгодным объектом для вложения инвестиций. Наряду с терминалом строится и новый цех бортпитания мощностью 10 тысяч рационов в сутки. В возведение двух этих объектов держатель акций ОАО "Аэропорт "Кольцово" группа компаний "РЕНОВА" готова вложить более 27 миллионов долларов. И все-таки, реализации только этих планов недостаточно: чтобы стать полноценным хабом, нужно удлинить имеющиеся взлетно-посадочные полосы и построить третью, после чего "Кольцово" сможет принимать даже Боинги-747 последней модификации. Капитальный ремонт ВПП и возведение еще одной полосы обойдется в 2 миллиарда рублей. В "Кольцово" надеются, что деньги будут выделены из федерального бюджета: ВПП являются собственностью государства, и ни один частный инвестор не станет вкладываться в них. Но об этом властям нужно позаботиться уже сейчас, поскольку необходимо зарезервировать участок земли под полосу, который в противном случае может быть застроен. В планах по стратегическому развитию "Кольцово" - возведение грузового терминала. По мнению авиаторов, мэрии и областному правительству следует задуматься о прокладке железнодорожных веток к аэропорту и организации скоростных электропоездов до ближайших городов: Первоуральска, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, а может быть и до Тюмени. Уральское окружное управление воздушного транспорта уже рекомендовало российскому Правительству при формировании на Урале крупного узлового центра авиаперевозок ориентироваться именно на Екатеринбург. Не исключено, что, учитывая выгодное географическое положение, и то, что "Кольцово" является аэродромом совместного базирования с военной авиацией, и ряд других преимуществ, "Кольцово" станет одним из 6 стратегических аэропортов страны. Если "воздушным воротам" Екатеринбурга удастся сохранить статус аэродрома, выполняющего стратегические задачи государственной важности, то без поддержки государства он явно не останется: в этом случае его развитие будет определять федеральная программа по поддержке аэродромов.