Что ждет югорскую коммуналку?

Реформу ЖКХ в России пытаются проводить уже более восьми лет. В ряде регионов эти попытки почти безуспешны, в других применяются новаторские идеи, и их реализация приводит к неплохим, но незначительным результатам. В целом по стране реформа продвигается "черепашьими" темпами, что зачастую обусловлено недофинансированием отрасли. Особое место в плане реформирования коммуналки занимают богатые регионы, где есть деньги на поддержание коммунальных объектов в безаварийном состоянии. В Уральском федеральном округе таким регионом является Югра. Из окружного и местных бюджетов на поддержание сферы ЖКХ в Ханты-Мансийском автономном округе традиционно выделяются значительные средства. В связи с этим проблема износа инженерной инфраструктуры - основная "головная боль" в большинстве российских регионов - стоит здесь наименее остро. Износ водопроводных сетей сейчас составляет 7,3%, канализационных - 4,4% (в Свердловской области доля ветхих электрических и канализационных сетей достигает 70%, а водопроводных и тепловых - 80%). Тем самым у коммунальщиков Югры оказывается меньше поводов для беспокойства при прохождении отопительного сезона. Между тем, высокая готовность коммунальных объектов к зиме не говорит о том, что регион может вовсе обойтись без отраслевой реформы. Необходимость ее проведения поддерживает большинство жителей ХМАО: по данным социологического опроса, из 1300 человек за эту идею проголосовало около 64,6% респондентов. Югорцы заинтересованы как в повышении качества предоставляемых услуг, так и в снижении их стоимости, которая, несмотря на северные условия проживания, кажется всем излишне высокой. Основная дилемма для реформаторов югорской коммуналки - как сформировать реальные экономические механизмы работы ЖКХ и не потерять при этом административных рычагов воздействия, ведь бюджетные расходы на эту сферу остаются довольно высокими. В 2003 году из окружной казны на коммуналку было истрачено 7 миллиардов 621 миллион рублей. Почти треть средств ушла на компенсацию убытков за предоставленные услуги. Сейчас бюджетное финансирование отрасли "по убыткам" признано нецелесообразным, и в ближайшей перспективе окружные власти намерены полностью переориентировать его на предоставление адресной целевой помощи нуждающимся гражданам. Также планируется изменить систему финансирования капитальных вложений коммунальных предприятий: выделение средств будет проходить не "по сметам", как в настоящее время, а по программам капитального ремонта, реконструкции и развития жилищно-коммунальных объектов. В целом инвестиции в ЖКХ из окружной казны будут направляться в ограниченном объеме - они станут дополнением к заемному финансированию. Опыт привлечения заемных средств в отрасль уже есть: в настоящее время мэрия Сургута осваивает первые транши от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), выделенные на реализацию проекта развития коммунальных служб города. В 2004 году в Сургут поступит около 500 миллионов рублей, которые будут направлены на реконструкцию и автоматизацию водоочистных, тепловых и канализационных сетей, а также улучшение производственной и финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий "Горводоканал" и "Сургутские городские тепловые сети". Общая стоимость проекта составляет 87,5 миллиона евро, из них 45 миллионов предоставляет ЕБРР в виде кредита. Управление проектом осуществляет британская компания "Мотт МакДональд", восстановлением канализационных коллекторов и напорных трубопроводов Сургута занимается германская компания Diringer& Scheidel. На рынок ЖКХ в Югре постепенно приходит частный бизнес. Его привлечением занимаются муниципалитеты, которые являются собственниками значительной части жилья и коммунальных объектов. Для этого в городах и поселках Югры формируются Службы заказчика, в компетенцию которых входит выбор подрядчиков для выполнения работ и поставки необходимых материалов и услуг на конкурсной основе. На сегодняшний день в управлении 71-й югорской Службы заказчика находится более 82% муниципального жилищного фонда. Благодаря их созданию в Пыть-Яхе, Радужном, Сургуте и Урае на обслуживание подрядным организациям передано почти все муниципальное жилье. Между тем, количество государственных и муниципальных предприятий на рынке ЖКХ пока не уменьшается. По мнению экспертов, это объясняется высоким уровнем монополизации коммунальных услуг. Для изменения сложившейся ситуации местные власти должны освободить муниципальные жилищные и коммунальные организации от жесткой опеки и приватизировать их. Тем самым будет обеспечен приток новых участников на рынок услуг, а конкуренция подтолкнет действующие организации к снижению себестоимости и улучшению качества услуг. Одной из насущных проблем, существующих в югорском ЖКХ, является снос ветхого и аварийного жилья. Всего в округе свыше 1,9 миллиона квадратных метров такого жилья (7,8% окружного жилищного фонда). Эту проблему власти пытаются решить с 1997 года за счет реализации двух окружных программ по сносу фенольного, ветхого и аварийного жилья. За последние четыре года удалось переселить 9 тысяч человек - такими темпами ликвидировать старые дома и вагончики можно будет лишь через 40 лет. Для кардинального изменения положения Югре требуется 41 миллиард рублей. В одиночку - силами только окружных и местных властей - эту задачу не решить. Необходим комплексный подход, в котором учитывался бы каждый аспект проблемы. В частности, федеральное правительство могло бы предусмотреть льготу по налогу на прибыль для предприятий, отселяющих своих работников из ветхого и аварийного жилья. Решать основные проблемы развития югорской коммуналки планируется в рамках реализации окружной комплексной программы по модернизации ЖКХ на 2004-2010 годы. На сегодняшний день завершена разработка ее проекта. После утверждения программы окружной департамент развития ЖКК определит города, где будут осуществлены пилотные проекты по развитию отрасли. В целом реализация программы будет включать в себя как совершенствование системы финансирования коммунального хозяйства, так и модернизацию объектов водоснабжения, водоотведения, газификации и утилизации отходов. Это позволит снизить трудозатраты, за счет внедрения новых технологий сэкономить финансовые средства, а также создать условия для развития здоровой конкуренции и привлечения инвестиций в отрасль. ЮЛИЯ ВОЙТА