Тюменское ЖКХ: от кризиса к перестройке

Кризисное положение российского ЖКХ давно стало притчей во языцах. Доля убыточных предприятий жилищно-коммунального хозяйства достигает 61,3%, по итогам восьми месяцев 2004 года их убытки превысили 20 миллиардов рублей. Выбраться из долговой ямы в силах немногие, зачастую коммунальщики не могут обойтись без поддержки региональных властей. И дело тут не только в обеспечении прямого финансирования отрасли, но и в необходимости формирования новых механизмов развития ЖКХ. В Тюменской области, где активно занимаются преобразованием систем управления отраслью, финансирования и развития инфраструктуры, уже можно подводить промежуточные результаты коммунальной реформы. "Корнем зла" проблем российской коммуналки считается муниципальная система управления. По оценке специалистов, административно-организационные методы управления, финансирование этого сектора экономики по остаточному принципу и установление заниженных тарифов в угоду политическим мотивам являются одними из основных причин нынешнего кризиса ЖКХ. В Тюменской области для стабилизации работы отрасли в первую очередь были приняты меры для создания новой трехуровневой структуры управления: собственник (как правило, муниципалитет) - управляющая организация - предприятия ЖКХ и подрядные организации. В Тобольске и Ишиме, а также в ряде сельских районов функции управления были переданы службам заказчика. Это позволило создать среди организаций, специализирующихся на оказании жилищно-коммунальных услуг, конкурентную среду: например, в Ишиме на обслуживание индивидуальным предпринимателям еще в 2002 году было передано 500 тысяч квадратных метров муниципального жилья. В областном центре структура управления жилищным фондом пока находится в стадии формирования. Городские власти уже завершили процесс передачи всего муниципального жилья от МУПов на баланс "Тюменского городского имущественного казначейства", но вопрос о назначении ответственного за управление отраслью еще не решен. Несмотря на это, мэрия Тюмени все-таки решила не медлить с созданием конкуренции среди жилищных предприятий. В октябре был объявлен открытый конкурс на право выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, составляющего 7 миллионов 699 тысяч квадратных метров. В мэрии рассчитывают, что на этот формирующийся рынок захотят прийти не только частные компании и индивидуальные предприниматели Тюмени, но и предприятия из других городов Уральского федерального округа, в том числе Екатеринбурга. Серьезные изменения потребовались и в перераспределении финансовых потоков. Тюменская область первой среди субъектов УрФО перешла на монетизацию льгот и субсидий на оплату услуг ЖКХ. Первоначально - в 2002-2003 годах - новая система отрабатывалась в экспериментальном порядке в Ишиме, Тобольске, Голышмановском и Викуловском районах. Вот только несколько нововведений, опробованных в этих муниципалитетах. В Тобольске была создана городская служба субсидий и льгот, разрешением спорных ситуаций стала заниматься специальная комиссия. В Ишиме единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ) и служба субсидий и льгот вошли в состав МУП "Дирекция единого заказчика", а субсидии горожане получают в безналичной форме за счет уменьшения суммы коммунальных платежей. Жители Голышмановского района сначала оплачивают коммуналку по установленным тарифам, а субсидия им перечисляется на личные счета в Сбербанке. В результате перераспределения финансовых потоков тюменские коммунальщики стали своевременно получать компенсации за предоставленные субсидии. Как отметил директор Департамента жилищного строительства Минпромэнерго РФ Сергей Круглик, если ранее в Тюменской области уровень недоплат среди льготников традиционно составлял 10-15%, то в ходе эксперимента он снизился до 0,2%. При этом дебиторская задолженность коммунальных предприятий области за 2003 год уменьшилась почти на 75,6% - до 789,8 миллиона рублей. Успешные результаты эксперимента позволили тюменским властям в 2004 году заняться распространением новой практики начисления субсидий и льгот по всему региону. Еще одним направлением реформирования тюменского ЖКХ стала реорганизация механизмов развития инфраструктуры. Курс был взят на привлечение частных инвесторов. Стратегическим партнером региональных властей в реализации ряда проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры стало ОАО "Тюменьэнерго". В 2003 году на обслуживание энергетикам были переданы муниципальные электрические и тепловые сети, а также сети наружного освещения городов области. Летом 2004 года "Тюменьэнерго" также приняло на свое обслуживание внутридомовые теплосети Тюмени. Ликвидация посредников в цепи "продавец-потребитель" позволило "Тюменьэнерго" повысить эффективность энергосбытовой деятельности и снизить число аварий на сетях. Областная казна серьезно выиграла от партнерства с "Тюменьэнерго": теперь для замены и ремонта сетей используются деньги инвесторов, а не налогоплательщиков. Всего в 2004 году на реконструкцию коммунальных объектов Тюменской области за счет всех источников будет израсходовано 4,5 миллиарда рублей. Из них 1 миллиард рублей - это дополнительные деньги, вложенные частными инвесторами, в том числе и "Тюменьэнерго". По словам губернатора Тюменской области Сергея Собянина, теперь реконструкция и реорганизация ЖКХ, которое раньше считалось "черной дырой", идет более интенсивно. Благодаря этому тюменская коммуналка уже сейчас достигла минимального уровня рентабельности, однако окончательно итоги реформирования можно будет подводить лишь через два-три года. ЮЛИЯ ВОЙТА