В будущее - на альтернативном топливе.

lt;b gt;Россия - страна огромная, как пелось когда - то в песнях, бескрайняя. Песни эти были о Советском Союзе, но и после его распада бескрайность никуда не исчезла. И географически мы расположены так, что для страны крайне важно быть энергетически самостоятельной. Казалось бы, что за проблема при наших то неисчерпаемых природных запасах, однако, иногда даже самое крупное состояние можно промотать быстро и без остатка. Об этом - интервью председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи ГД РФ Валерия Язева программе "Персона грата" "Радио России". lt;/b gt; - Скажите, Валерий Афонасьевич, нужно ли при наших богатствах думать об их экономии? ЯЗЕВ: Абсолютно очевидная для меня вещь - у нас огромная страна, которую нужно греть, а экономика в этих условиях чрезвычайно энергозатратна. Конкретная цифра: мы тратим энергоресурсов больше, чем Европа и Америка в два с половиной - три раза на рубль или на доллар внутреннего валового продукта. И поэтому, по моим оценкам, по оценкам ряда экспертов, из-за низких коэффициентов полезного действия наших старых генерирующих установок, из-за потерь, которые мы видим - труба парит, утечки, только 80 миллиардов кубометров газа в год мы выжигаем лишних. В деньгах, по ценам, по которым мы продаем газ в Германию, это 10 - 12 миллиардов долларов. И так я о многих аспектах мог бы говорить. К сожалению, установив достаточно дешевые цены на энергоресурсы внутри страны, и в советские времена, и сегодня государство поддерживает, регулирует цены на газ, на электроэнергию, на услуги электросвязи и еще по целому ряду параметров для монополий. При этом государство не создало условий и не организовало жесткие требования по экономному расходованию ресурсов. Этим можно и нужно заниматься. - Но даже вот при таком государственном регулировании тарифы растут и для частных потребителей, и для промышленности. Наверное, россиянам важнее то, что в их кошельке происходит и сколько они платят за ту же самую электроэнергию. А вы говорите - убрать государственное регулирование - и что тогда получится? ЯЗЕВ: Вы меня с кем - то спутали. Я, наоборот, за регулирование, но я сказал, что когда мы говорим "а" и установили достаточно низкие разумные цены, мы должны сказать "б" как государство. То есть установить и нормы расходов, потому что эти низкие цены, которые мы поддерживаем, они не заставляют потребителей тепла или услуг монополий газа экономить его. А вот если бы мы ему сказали, что мы тебе будем отпускать газ по цене, предположим, 30 долларов за 1 тысячу кубометров, а не за 300 или 450 как в Германии, т.е. в 15 раз дешевле. Но ты должен сделать установку, которая работает с высоким КПД, очень эффективно, экономно расходует этот газ, ты должен трубы заизолировать, должен стекла и рамы в своем доме поменять, для того, чтобы это, достаточно разумно доставшееся тебе тепло ты не разбазаривал - вот о чем я говорю. - То есть какой-то внятной законченной государственной политики в этой сфере пока нет? ЯЗЕВ: Нет, к сожалению. - Совсем недавно появились сообщения, что ваш Комитет готовит законопроект об использовании альтернативных видов моторного топлива. Эти разговоры ведутся достаточно давно, писатели - фантасты писали об этом, Бог знает когда. Потом это стало все ближе и ближе к жизни. Однако эти виды топлива используются так незначительно, что трудно даже сказать, насколько это эффективно и оправдано в масштабах государства. Что мешает? ЯЗЕВ: Тут есть два аспекта: во-первых, разговоры действительно давно идут и даже на законодательном поле. В 1999 году Госдума приняла закон об использовании газа в качестве моторного топлива. Я был его автором. Закон принял Совет Федерации, но он так и не увидел свет из-за отклонения согласительных процедур. Специальная комиссия, к сожалению, не смогла с ним работать, потому что президентская сторона, посчитала невозможным дорабатывать тот закон. Наряду с этим межпарламентская ассамблея СНГ приняла решение, что все страны входящие в СНГ, должны разработать законы по альтернативным видам топлива. И мы разработали новый закон. Он подразумевает использование на транспорте в качестве источника не только природного газа, но и водорода, этиловых спиртов всевозможных и биогаза, то есть широкий спектр заменителей. Во всем мире этот процесс идет очень эффективно. Приняты такие законы в США, в Венесуэле, в Германии. Там осуществляется государственная поддержка, чтобы, во-первых, не зависеть полностью от продуктов нефтепереработки как от вида топлива. Во-вторых, автомобиль, работающий на газе, по определению делает в 7-8 раз меньше выбросов в атмосферу вредных парниковых газов. В первую очередь окислов азота и окислов углерода. Сегодня такой законопроект в Госдуму РФ внесен. Чем нам важно принятие такого законопроекта? Использование газа в качестве моторного топлива - один из альтернативных видов. Это - переходный этап к водородной энергетике. Совершенно очевидно, что через 50-70 лет весь мир перейдет на водород в качестве основного топлива. Его будут получать, в том числе, и из природного газа метана, а также в ядерных реакторах от электролиза воды. А вот инфраструктура водородная в значительной степени сходна с инфраструктурой, которую сейчас можно создавать для использования природного газа в качестве моторного топлива. Те же заправочные станции, топливные элементы и прочее. Реально сегодня использовать в качестве топлива около полмиллиарда кубометров газа. То есть всего полмиллиона тонн. Это против 60 миллионов тонн продуктов нефтепереработки. Что это? Капля в море. Если мы доведем хотя бы до 1-2 миллионов тонн, тогда появится некая альтернативность и возможность влиять в сторону понижения цен на бензин и дизельное топливо. - Нет ли здесь интриги, которую газовики плетут против нефтяников? Те хотят свой бензин продать подороже, повыгодней, и не нужно им никакое альтернативное топливо ЯЗЕВ: Сопротивление нефтяников, наверняка есть, но я бы не ставил его во главу угла. Главное - нежелание правительства РФ финансово поддерживать НИОКР, разработку газовых двигателей, которые можно адаптировать к водородным источникам. Говорят: "нет денег, рынок все отрегулирует, надо вам - заправляйтесь газом, ставьте заправки". Нужна внятная политика правительства, целая Федеральная программа, которая требует финансового участия - в виде налоговых льгот, дотаций. Но пока мы не можем подвигнуть правительство на это. - Пока правительство сомневается в перспективности этих проектов, рынок тоже ничего не регулирует, т.к. цены на бензин растут. Это - один из самых актуальных вопросов, который волнует не только автомобилистов в нашей стране, но и всех сограждан, потому что рост цен на топливо неминуемо влечет за собой подорожание всего остального. На Ваш взгляд, почему растут цены на бензин? ЯЗЕВ: Это - предмет озабоченности всех политиков, хозяйственных руководителей, каждого гражданина. Во-первых, все мы пользуемся услугами транспорта, во вторых, цены на бензин, на дизельное топливо лежат в основе всех ценовых цепочек. Резкий рост цен произошел во второй половине прошлого года, цены выросли в среднем на 38-40%. Мы создали специальную рабочую группу, которая очень глубоко исследовала эту проблему в течение нескольких месяцев. Они вычленили те факторы, которые привели к повышению цен. Первый фактор - рост цен на мировых рынках на нефтепродукты, т.к. по мере роста цен росло налогообложение нефтяников. Второй фактор - очень быстро в прошлом году выросли цены на металл, по некоторым позициям до 60%. А нефтегазодобыча, нефтепереработка это очень металлоемкие отрасли. Плюс инфляция в 11,7%. Прибавьте нежелание нефтяников отказываться от привычных прибылей, хотя в процентном соотношении прибыль у них упала, но она абсолютно выросла за каждую тонну проданного бензина. С 1 октября 2004 года был введен новый уровень экспертных пошлин, где-то на рубль в среднем по России цены стали падать. С 1 января этого года введена новая шкала НДПИ, которая должна была вызвать рост на 15%, но с учетом понизительных тенденций на мировых рынках в целом роста не произошло. Наш думский комитет, еще ряд комитетов занимающихся антимонопольной деятельностью достаточно жестко заявили о своей позиции, выдали рекомендации правительству, предложили механизм контроля над ценами и способ их снижения. Мы надеемся, что эти цены можно будет удержать на сегодняшнем уровне, а если цены на мировых рынках начнут падать, то и понизить в какой-то мере. - Не была ли ошибочной политика государства 15-летней давности? Может быть, не следовало отдавать ключевую отрасль в частные руки? Может правильно поступают сегодня, пытаясь вернуть под контроль государства нефтяные гиганты? ЯЗЕВ: Я далек от мысли, что надо пересматривать итоги приватизации. Беда не в том, что нефтяную отрасль передали в частные руки, а в том, что люди, получившие несметные богатства, создали государство под себя и продиктовали законы, которые позволили им манипулировать ценами. Нефтяной бизнес стал намного выше государства. Но государство не должно утрачивать рычаги влияния. - На каких условиях частных инвесторов можно допускать к крупным проектам? Например, к строительству трубопроводов? ЯЗЕВ: Я считаю, что должна действовать триада - государство, бизнес и общество. То есть общество должно быть полноценным партнером. Участие крупного бизнеса в инфраструктурных проектах неизбежно. Взять хотя бы трубопроводный транспорт, недоразвитость которого тормозит становление нефтегазового комплекса в стране. Хотя у нас труб газовых магистральных 154 тысячи километров, нефтепроводов у нас 50 тысяч километров, и порядка 25 тысяч километров нефтепродуктопроводов. Да, у нас такая огромная сеть, но для нашей страны этого недостаточно, и это является тормозом развития. Говорят, что в России нет места частным трубопроводам. Это не так. Весной в Госдуму должен быть внесен законопроект о трубопроводном транспорте. Ключевые вопросы документа - во-первых, порядок равноправного доступа всех к трубопроводной системе как к национальной инфраструктуре, как к субъекту естественных монополий. Второе - ценовая тарифная политика за оказание услуг. Третье - развитие трубопроводных систем, т.е. кто и на каких условиях может инвестировать в них. Четвертое - банки качества. Своим законом мы создаем механизм, который сохраняет за государством контроль над деятельностью трубопроводных систем, при этом делая эту сферу привлекательной для частных инвесторов. Сочетанию государственного и частного партнерства нужно найти законодательную упаковку, и это получается. - Без этой законодательной упаковки партнерство может не сработать, т.к. не будет равенства между государственными и частными компаниями в доступе к этой структуре? ЯЗЕВ: И даже между частными, между собой, когда это не нормой закона будет определено, а какими-то подзаконными актами, или отдано на откуп руководителям хозяйствующих субъектов или чиновников. Тогда появляется коррупция, избирательность подходов. Мы хотим найти в этом законе нормы, которые бы определяли порядок и доступ, определяли пропускную способность, техническую возможность трубопроводной системы. Мы определили приоритетных пользователей этих услуг, допустим Минобороны, а вот вся оставшаяся свободная мощность должна быть равной для всех. Независимо от форм собственности. Мы хотим создать такой механизм. - Одной из претензий нефтяников к этому законопроекту было то, что из него было не ясно, на каких условиях будут предоставляться земельные участки под строительство. Эта проблема решена каким-то образом, что с землей будет под трубопроводным транспортом? ЯЗЕВ: Я бы не сказал, что сейчас она не решена. Сейчас просто затруднена процедура самого землеотвода. Когда принимался закон о земле, в нем эти вопросы решались. Там они выделены были как земли под сетевыми сооружениями Федеральных энергетических систем. Они остаются в государственной собственности, на них вводится особый порядок платы за землю. Потому что иначе, если огромные полосы отчуждения под линиями электропередач, под газопроводами, нефтепроводами облагать налогами также, допустим, как под зданиями и сооружениями, то цены на транспортировку и тарифы должны вырасти кратно. А это опять скажется на цене на бензин, на газ и ударит по потребителю. Все эти вопросы рассматриваются и разумное решение им найдено. В эту сессию закон о трубопроводном транспорте будет принят.

Актуальное