Игорь Нак: "Отсутствие мужества мешало реализации проекта развития северных территорий"
Как идет работа по претворению в жизнь национальных приоритетных проектов на Ямале? Какой проект может стать "пятым национальным"? Об этом в интервью телекомпании "Ермак" рассказал лидер "единороссовской" фракции в Государственной Думе ЯНАО, руководитель "Ямалтрансстроя" Игорь Нак. - Игорь Владимирович, в 2005 году государство очень четко обозначило задачи, над которыми надо работать в этом году. Как их будут решать на Ямале? И.Нак: Наверное, весь текущий год будет идти под знаком реализации этих приоритетных задач, четырех национальных проектов. "Единая Россия" системно занимается и социальным блоком, и блоком здравоохранения, и вопросами жилья, в частности на территории Ямала. Сегодня надо учитывать, что акценты поставлены более твердо, более целенаправленно и более перспективно. То есть мы не говорим о каких-то локальных отдельных задачах, мы говорим о том, чтобы социальная обстановка в стране, в том числе и жизнь ямальцев, стала лучше. Мы на Ямале создали Общественный совет - совет общественных сил, общественных движений и общественных организаций. Инициатором его создания выступила партия "Единая Россия". Все общественные движения на территории округа откликнулись, и мы сегодня, делая первые шаги, понимаем, что представители этих движений - сила, которая позволит выполнить как можно рациональнее и эффективнее те задачи, которые поставлены Президентом. - Какие конкретные планы поможет реализовать Совет? И.Нак: Возьмем для примера вопрос, который на Ямале не очень смотрится, - это вопрос сельского хозяйства. В Приуральском районе сегодня разработана и реализуется программа по восстановлению и развитию сельского хозяйства. Для нас это не только экономика - если мы его не поддержим, то мы лишим коренные народы традиционного образа жизни, основными элементами которого являются оленеводство и рыболовство. А это может сказаться и на экологии. Сельское хозяйство - неотъемлемый элемент любого северного этноса, и данную проблему надо решать даже не на российском, а на международном уровне. Естественно, Государственная Дума Ямала будет принимать все необходимые постановления, дабы эта программа в параллель с федеральной поддержкой и финансированием являлась пусть небольшим, но подспорьем в реализации одного из четырех приоритетных направлений.То же самое можно говорить о программе "Жилье". В большей половине муниципалитетов округа разработаны собственные небольшие программы по жилью. Мы уже сейчас оказываем им содействие и будем оказывать его в будущем. То же самое касается и здравоохранения. Север - это особая территория. Дети на Севере, как бы мы ни говорили, имеют меньше возможностей для полезного досуга и полноценного образования. Поэтому для Ямала, да и для всего Севера вопросы финансирования этих сфер стоят на первом месте. - Есть мнение, что в УрФО родился пятый национальный проект... И.Нак: То, что мы называем пятым национальным проектом - это предложенный полпредом Президента Петром Латышевым проект "Урал промышленный - Урал Полярный". Он может кардинально изменить показатели не только ЯНАО, но и всей России. Если мы дадим возможность дальнейшего подъема ЯНАО через "Урал промышленный - Урал Полярный", это будет очень большим вкладом в развитие, в том числе социальных аспектов, и УрФО, и России в целом. Сейчас по данному проекту рассматриваются отдельные составляющие. Экологическая составляющая, перспектива добычи полезных ископаемых, транспортная составляющая. Идет проработка деталей проекта и рассмотрение перспектив развития социальных аспектов. Кроме того, идет оценка инвестиционной привлекательности как отдельных элементов проекта, так и всего комплекса. Петр Латышев сегодня взял на себя большое мужество заявить о том, что он реализует этот проект. Именно отсутствие этого мужества раньше и мешало его реализации. Ведь некоторые элементы обсуждаются уже 30 лет. Проект дороги Салехард-Надым долго обсуждался, и даже была построена железная дорога. Но тогда был упор не на добычу, а на оборону страны, и в итоге дорога "умерла". Какие-то дорожные проекты обсуждались вообще еще в царские времена. Но когда человек сказал, что все вместе будет одним проектом, то это совсем другое дело. Такого пока никто не заявлял - не хватало смелости. Не было такого решительного подхода. - Насколько актуален и необходим этот проект? И.Нак: Одним из наиболее динамично развивающихся континентов в свое время была Америка. И развивалась она именно во время строительства дорог. Даже с учетом того, что дороги строились в никуда, они пользовались спросом. У нас уникальная ситуация: все дороги ведут в конкретные места - к богатейшим залежам полезных ископаемых. В итоге можно говорить даже не об удвоении, а об утроении и учетверении ВВП. Если Президента сегодня в первую очередь интересуют социальные аспекты, то местные власти вместе с этим должны интересовать и вопросы экономического развития, чтобы не было остановки на каком-то этапе. Если каждый федеральный округ по примеру Урала возьмет на себя смелость и заявит о своем национальном проекте, то мы получим цепную реакцию и Россия начнет работать в совершенно другом формате. - Как "Ямалтрансстрой" участвует в реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный"? И.Нак: Мы всегда старались выполнять с максимальной эффективностью задачи, которые нам ставил тот же "Газпром". Сейчас подход другой: помимо простого их выполнения, мы должны задумываться, какие перспективы нам открываются в рамках всего проекта. Все мы понимаем, что не должны подвести того человека, который взял на себя смелость реализовать его. Наше предприятие делает где-то 5-10% от данного проекта. Это - очень масштабная задача, в ней должно участвовать очень много людей, много структур. Это не задача одного предприятия. Должны взаимодействовать и добытчики, и металлурги, и транспортники, и все министерства, которые имеют какое-то отношение к проводимой работе. Это - макрозадача. Мы должны рассматривать ее именно как пятый национальный проект, в котором должно участвовать все население УрФО.