Российский газ. Орудие конфликта или инструмент объединения.
Россия и страны СНГ вместе могут стать могущественным игроком мирового газового рынка. Российско-украинский газовый кризис сделал газ популярной темой для обсуждения. Даже самый далекий от энергетики обыватель понял, что газ - это не просто голубое пламя, подогревающее суп на плите. От него зависит устойчивость функционирования коммунальных систем, большинства отраслей промышленности, а зачастую и национальных правительств. Одним словом, газ - важнейший фактор мировой экономики и геополитики. И его роль будет только расти. Если разведанных запасов нефти у человечества лет на сорок, то газа - почти на семьдесят. Скорее всего, начиная с 20-х годов нынешнего века именно газ станет одним из основных мировых видов топлива, а на евразийском пространстве он и вовсе будет доминировать. Соответственно, контроль над этим энергоресурсом и его транзитом станет одной из важнейших форм контроля над глобальной экономикой. Возьмусь утверждать, что России - крупнейшему производителю и экспортеру газа, и нашим соседям по СНГ - производителям "голубого топлива" и странам транзита, необходимо задуматься об оформлении отношений "вокруг трубы". Наиболее логичной формой таких отношений может быть некий альянс. Потенциально он возможен, более того, он отвечает интересам всех его потенциальных участников. Именно альянс позволит обеспечить энергетическую безопасность, а значит, стабильность на всем евразийском пространстве. Кроме того, в перспективе такое объединение может стать гарантом энергетической безопасности и для Азиатско-Тихоокеанского региона. Кружки по интересам. Сегодня Россия, имеющая самые большие в мире запасы газа, и Европа, чьи запасы весьма скудны, привязаны друг к другу теснее, чем когда-либо в истории. В 70-80 годы прошлого столетия Европа сделала ставку на советский газ вполне осознанно - ради обеспечения энергетической безопасности и ухода от нефтяной зависимости. Газ гораздо жестче, чем нефть, привязан к трубе, договоры на поставки должны заключаться всерьез и надолго, следовательно, ситуация становится куда более предсказуемой, чем в случае с нефтью. Именно поэтому договоренности по газу между СССР и европейскими странами пережили сам СССР. Именно поэтому сегодня отношения России, бывших советских республик и Евросоюза в газовом вопросе завязаны друг на друга настолько плотно, что малейшее "натяжение нитей" внутри этого клубка больно бьет по всем, что, собственно, и продемонстрировал российско-украинский кризис. Общее потребление энергии расширенным Европейским Союзом с 2005 по 2030 год, как прогнозируется, вырастет на 14%, в то время как потребление газа - на 39%. Повышение конкурентоспособности продукции Евросоюза и снижение негативного антропогенного влияния на окружающую среду возможны только при увеличении доли газа в энергобалансе. Прогнозная цифра спроса на газ в Европе в 2020 году составляет как минимум 700 миллиардов кубометров. Зависимость ЕС от импорта энергии до 2020 года будет расти очень быстрыми темпами, объем импорта газа увеличится почти в два с половиной раза и может составить 500 миллиардов кубометров. Главными вопросами обеспечения энергетической безопасности для Евросоюза становятся создание единой энергосистемы, гарантии надежности поставок газа, возможность влияния на цену "голубого топлива". Сегодня поставлен вопрос о единой энергополитике ЕС по отношению к третьим странам. Именно об этом говорится в так называемой "Зеленой Папке" - новой стратегии ЕС по развитию энергетического сектора региона до 2025 года, утвержденного Еврокомиссией в начале марта. Это означает появление неких новых вводных для России и других поставщиков газа. С одной стороны, Европа будет стремиться к диверсификации источников его поставок, с другой - переводить отношения с поставщиками со странового уровня на общеевропейский, выступая с единой позицией. Я думаю, Россия и другие производители газа обязаны учесть это в выстраивании своей энергетической политики. Сегодня Россия заявила о намерении стать энергетической сверхдержавой - такова стратегия, провозглашенная Президентом в конце минувшего года. Уникальное положение страны, обладающей третью мировых запасов сырья, дает нам огромные преференции. Они могут быть использованы для качественного изменения самой структуры российской экономики, если средства от грамотного распоряжения ресурсами, в том числе экспорта, будут потрачены на развитие обрабатывающих отраслей промышленности и высоких технологий. Они могут помочь России вернуть и усилить свое влияние в глобальной политике и экономике. Экспорт газа, помимо текущих коммерческих выгод, дает стране возможность запустить новую модель социально-экономического развития. Принципиальным становится вопрос цены, в том числе и для бывших советских республик. Следовательно, необходим категорический уход от нерыночных отношений в этой сфере. Требуется совершенствование технологий (в частности, развитие технологии сжижения газа), освоение новых месторождений, развитие транспортной инфраструктуры, создание новых маршрутов транспортировки сырья, таких как Североевропейский газопровод. Не менее важны контроль над инфраструктурными сетями соседей, по территории которых осуществляется транзит нашего газа в Европу, и сдерживание экспансии транснациональных корпораций в стратегически важных для России регионах, например, на Каспии, усиление там наших позиций. Таким образом, интерес России в том, чтобы развивать и делать максимально выгодными "газовые" отношения и с Европой, и с Азией, и с новыми партнерами, прежде всего США, и со странами бывшего СССР. Что касается самих стран СНГ, все, что связано с "трубой", имеет для них стратегическое значение. Той же Украине и другим импортерам "голубого топлива" из числа бывших советских республик нужен наш газ по приемлемым ценам. Он для них - один из гарантов экономической, а значит и социально-политической стабильности. Туркмения, Казахстан, Узбекистан - производители газа, они заинтересованы в экспорте по выгодной цене, развитии добычи и транспортной инфраструктуры, росте своего экономического влияния. Для этого необходимы и технологии, и инвестиции, и "сильные тылы" - ведь в том же ценовом вопросе что Европа, что Индия и Китай будут играть "на понижение", и удержать цену на высоком уровне в одиночку центральноазиатским республикам будет очень трудно. При этом надо учитывать, что Азиатско-Тихоокеанский регион чрезвычайно перспективен в плане экспорта газа. Китаю уже сейчас необходимо порядка 70-80 миллиардов кубометров в год, а к 2015 году эта цифра вырастет до 200 миллиардов. Индия сегодня - шестой по значимости потребитель энергии в мире, она будет увеличивать импорт газа. Прогнозный показатель на 2015 год - 55 миллиардов кубометров. Сходные ожидаемые потребности в газе (около 50 миллиардов кубометров) у Южной Кореи. Соперничество или сотрудничество. Таким образом, вырисовывается довольно интересная картина. Условно в ней можно выделить три составляющих. Есть Евросоюз, чьи энергетические потребности, и сейчас немаленькие, будут расти. Есть Индия, Китай и страны АТР, также стремительно наращивающие свои аппетиты в нефтегазовой сфере. И есть, собственно, объект их энергетического интереса - страны бывшего СССР. То, что ранее было Советским Союзом, сегодня сообщество государств, связанных исторически, географически, социокультурно, экономически. Внутри этого сообщества также существуют свои давние и сложные отношения, связанные с производством, транзитом, поставками энергоресурсов. У этих стран есть два пути построения своей энергетической политики - по принципу соперничества, в формате "каждый за себя", или по принципу сотрудничества. До сего дня мы идем скорее по первому пути. Это объяснимо - нас все еще преследуют "фантомные боли" пребывания в советской империи. Каждая из бывших советских республик, в том числе Россия, стремится показать и доказать свою самостоятельность и значимость в постимперском статусе. Можно, конечно, продолжать такие отношения в области энергетики. Есть все основания полагать, что игроки Европы и АТР будут только рады этому - есть возможность лавировать между потенциальными поставщиками, играть на понижение цены, претендовать на контроль над инфраструктурой. Полезны ли "сепаратные игры" для самих стран бывшего СССР, столь тесно связанных в энергетическом плане, - большой вопрос. На мой взгляд, нет, не полезны. Возможно, они дают что-то кому-то в политике, но явно отрицательно сказываются на социально-экономической ситуации и энергетической безопасности не только бывших советских республик, но и всего евроазиатского пространства. Я думаю, правильный путь - другой. Путь сотрудничества, экономически обоснованного и взаимовыгодного. Именно эти принципы, положенные в основу Альянса в энергетической сфере, избавят нас от "фантомных болей" политического характера, позволят развивать ТЭК, а значит, и экономику наших государств, наращивать влияние в глобальной энергетике и геополитике. Я полагаю, оптимальным вариантом такого сотрудничества мог бы стать некий Альянс, объединяющий ряд государств - производителей газа и стран транзита на пространстве бывшего СССР, между двумя крупнейшими и перспективнейшими рынками энергоресурсов - европейским и азиатско-тихоокеанским. Вот список возможных участников: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан. Альянсообразующая роль России, крупнейшего в мире производителя газа, понятна. Украина и Белоруссия обеспечивают транзит газа на европейском направлении. Республики Центральной Азии активно развивают газодобычу, выходят на европейский и азиатский энергетические рынки. К потенциальным участникам Альянса я отнес бы и Иран, вторую страну в мире по величине запасов природного газа. В качестве крупного экспортера "голубого топлива" Иран выглядит очень привлекательно, и его интеграция в возможный альянс - интересная задача на будущее. Газовый ОПЕК и другие конфигурации. Что касается возможной конфигурации Альянса, первое, что приходит на ум - своего рода аналог ОПЕК, только газовый. На мой взгляд, речь должна идти о несколько иной структуре. ОПЕК объединяет наиболее могущественных игроков нефтяного рынка со всего мира, от Венесуэлы до Саудовской Аравии, и главный критерий здесь - высокая степень влияния каждого из участников на общемировую ситуацию с нефтью. В нашем случае речь идет о другом принципе объединения: страны, о которых я говорю как о потенциальных членах Альянса, очень разные по своим "газовым возможностям". Зато мы тесно связаны географически, экономически, инфраструктурно, и это позволит нам, дополнив друг друга, стать регулятором мирового газового рынка. Нужна ли газовому Альянсу жесткая структура? Скорее, нет. Во всяком случае изначально следует говорить о взаимных согласованиях и договоренностях по стратегически важным вопросам, а не о четко выстроенной организации со своим Уставом и руководством. Что стоит согласовывать, о чем договариваться? Таких направлений несколько. Прежде всего, это - проблемы доступа и развития транспортной системы. Именно вопрос о "трубе" - самый сложный из всех вопросов газовой тематики. Он стоит гораздо острее, чем вопрос квотирования добычи, столь важный для нефтяников, - совокупно европейский и азиатско-тихоокеанский рынки еще долгое время будут в состоянии поглотить любые объемы газа. А вот как их доставить - это проблема. И ее решение в рамках согласованного на основе взаимных выгод подхода гораздо проще, чем если каждый из нас будет думать о строительстве, содержании, безопасности магистральных трубопроводов сам по себе. Следующий принципиально важный вопрос, который также выгоднее решать в рамках Альянса - вопрос о цене. Мы имеем дело с крупными покупателями, стремящимися к снижению, насколько это возможно, цен на "голубое топливо", в то время как у нас, продавцов, другой интерес. Не стоит, я думаю, объяснять, что, выступая единым фронтом, с позиции совокупного доминирования, удерживать выгодную для нас цену легче. Вырастет ли дерево само? На самом деле движение в сторону такого союза уже происходит. ОАО "Газпром" ведет активную политику по оформлению отношений в энергетике с украинскими, белорусскими, казахстанскими, туркменскими компаниями. Можно сказать, сама логика экономического развития толкает наши страны к партнерству - оно нам выгодно, оно делает нас более конкурентоспособными в глобальном масштабе. Но этого мало. Двусторонних соглашений, бизнес-договоренностей, парламентских контактов недостаточно для усиления позиций России и стран СНГ на мировом энергетическом рынке. Важно, чтобы это стало одним из элементов государственной политики. И здесь многое зависит от внятной позиции правительства. Нужны пересмотр Энергетической Стратегии РФ в соответствии с задачей построения энергетической сверхдержавы, оформление государственных отношений с другими странами в сфере энергетики, либерализация рынка газа, синхронизация и гармонизация этого процесса с аналогичными процессами в странах в зоне наших газовых интересов. Но ничего этого нет. Время уходит. Все больше государств осознают тот факт, что контроль над энергоресурсами, прежде всего газом, в ближайшем будущем станет важнейшей формой контроля над глобальной экономикой. Все больше правительств и транснациональных компаний объединяют усилия с тем, чтобы оказаться у рычагов этого контроля. И тот, кто не успел сегодня увидеть перспективу и сделает это завтра, останется просто не у дел. Вряд ли подобное стоит хоть в мыслях допускать нашей богатой и великой стране. А потому необходимо начать выстраивать Энергетический Альянс - гарант будущей стабильности как европейского, так и азиатско-тихоокеанского региона. Оттолкнувшись от газовой отрасли, в дальнейшем мы смогли бы наращивать сотрудничество, и, соответственно, совместное могущество и в других сферах, в частности ядерной и электроэнергетике - такие возможности есть. Президент России заявил о необходимости создания газового Альянса на пространстве СНГ еще в марте 2002. Сегодня как никогда важно активизировать практическую работу по его построению. Тогда мы сможем вступить в газовую эру в ранге великой энергетической державы. Валерий ЯЗЕВ, председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи, Президент Российского газового общества.