"Газель" становится орудием террористов

На прошлой неделе Свердловская область прославилась на всю Россию двумя голодовками. В Красноуральске работники местного химкомбината, несколько лет мечтающие получить свою зарплату, пошли на отчаянные меры. Подобная голодовка - обыденное явление для российской действительности. Информация о ситуации на кризисном предприятии ВПК была буднично отчеканена прессой. В итоге областная казна половину долга по зарплате закрыла, и голодающие разошлись тратить деньги. Другая "картина маслом" была на первоуральском полотне. Тамошние муниципальные власти решили навести порядок на рынке пассажироперевозок. Такое стремление - не первоуральское ноу-хау. Помнится, два года назад молодой мэр Березовского г-н Брозовский ввязался в подобное, бился года полтора и: плюнул, выходило - себе дороже. Мэр Первоуральска Виталий Вольф в политике не новичок. Шесть лет на посту главы города, до этого был заместителем генерального директора Первоуральского новотрубного завода, а еще раньше - первым секретарем горкома КПСС. Потому, с одной стороны, не боится новаторства в любой сфере городской жизни, с другой - делает это осторожно, с интуицией матерого аппаратчика. Так что просто невозможно представить, чтобы он затеял наводить порядок на городских дорогах хотя бы год назад, так как в руках у него не было 131-го Федерального закона, дарующего органам местного самоуправления право самостоятельно регламентировать деятельность любых хозяйствующих субъектов в сфере городского хозяйства на вверенной территории, в том числе занятых и пассажироперевозками. Конечно, отсебятина здесь не возможна. Требуется на основе разнообразных законодательных актов РФ разработать положение и не нагрешить при его реализации. Судя по телевизионным комментариям прокурора Первоуральска, который разбирался в кризисной ситуации, местные чиновники допустили "формальные признаки" нарушения. Значит, где-то недоработали, но решили нахрапом проскочить "мелочи". Забыв, что там, где крутятся большие, а главное неучтенные деньги, "мелочей" не бывает. Таким образом, все, кто готовил по распоряжению главы городского округа Первоуральск процедуру урегулирования пассажироперевозок, подвели своего народноизбранного начальника. Все бы ничего, но дело в том, что буквально неделей ранее В.Вольфа в этом деле поддержали областные чиновники, депутаты и силовики, которые как раз обсуждали тему безопасности на дорогах и наведения порядка в деле пассажироперевозок. Тогда мэр доложил им о новации в Первоуральске и получил полную поддержку. Более того, на том высоком совещании присутствовал важный сибирский гость, который сообщил, что есть, оказывается, в России область, где дорожный бардак истребили: в Омске год назад провели конкурс среди автотранспортников на право обслуживания пассажирских маршрутов. После этого там 2000 "Газелей" с водителями остались "за бортом". С их "пиратством" на дорогах после конкурса боролись 10 специально созданных оперативных дружин. И победили. Правда, власти Омской области сумели поощрить и всех законопослушных пассажироперевозчиков, закупив для них 600 единиц нового транспорта. Получается, авансы Вольфу в правильности его решений выдали напрасно? Да, если учитывать сегодняшние итоги деятельности первоуральской администрации на пути самостоятельного решения проблемы. Нет, если принять во внимание то, что в отличие от Омска у нас областные власти дальше моральной поддержки Вольфа не пошли. Хотя сделать это не только можно, но и нужно по еще одной причине, гораздо, на наш взгляд, более важной, чем просто наведение порядка в одной из сфер деятельности. Если в Красноуральске люди голодали от великой нужды и отчаянья, то в Первоуральске голодовка стала разновидностью политического и экономического терроризма. Пока - в отдельно взятом муниципальном образовании. Хоть как назовите ситуацию в Первоуральске - "наведение порядка" или "скрытый передел собственности", но в любом случае проигравшие на конкурсе пассажироперевозчики не лишались права на работу и зарабатывание денег. Они были лишены возможности ездить по принципу "где хочу и как хочу". Случись такая ситуация в Гарях или Таборах, где каждое рабочее место на вес золота, еще можно было бы понять какую-то социальную суть голодовки. Но в Первоуральске, где более 3000 вакансий? При советской власти в Первоуральске достаточно было ежедневно вывести на линию 60 ЛиАЗов, и все пассажиры могли уехать. Сегодня при сокращении парка объемных автобусов и роста числа новых маршрутов требуется ежедневно выводить в рейс 90, максимум 100 машин. На улицах же города при развале единой диспетчерской службы постоянно барражируют более 150 никому не подчиняющихся транспортных единиц разной вместимости. При этом подавляющее большинство из них действует как маршрутные такси, билетов не дают и льготников не признают. Так что по сути Виталию Вольфу группа владельцев частных транспортных компаний и примкнувшие к ним "правозащитники" из числа казаков-растриг попытались показать, кто в городе хозяин. И надо сказать, что микробитва последними была выиграна. А ведь в замах у Вольфа именно по вопросам развития городского хозяйства числится не кто иной, как предводитель местной ячейки партии "Единая Россия". И можно не сомневаться, что уже к осени, когда нагрянут выборы в Свердловскую облдуму, и ему, и Вольфу это припомнится. Первоуральск - центр Западного управленческого округа и потому играет важную роль в электоральном раскладе. Не "последняя скрипка" здесь в руках у коммуниста-популиста, депутата Госдумы РФ Николая Езерского. Как бы репетиция с голодовкой по поводу банального конкурса по автоперевозкам не предстала на предстоящих выборах разного уровня! Цветные революции у нас, конечно, не пройдут, а вот социальный экстрим как метод экономического и политического терроризма - это что-то новое, но предельно понятное для российских просторов. Сейчас, когда разные силы в Первоуральске вновь встали на исходные позиции, Виталию Вольфу прежде, чем двигаться вперед и дожимать ситуацию, стоит, видимо, меньше полагаться на тех, кто за спиной, а принципиально сверить часы с областной властью. Там, будем надеяться, перестанут лишь говорить о проблемах на дорогах, а произведут на свет какую-нибудь законодательную инициативу для "Газелей". Дмитрий БУЗДАЛОВ