Михаил Юревич: "Засеять стройплощадки картошкой - это от лукавого"

Власти южноуральской столицы разворачивают амбициозные планы, переходя "в наступление на пятки" соседу - Екатеринбургу, прославившемуся на всю страну высокими темпами домостроения. К слову сказать, и ростом стоимости "квадрата". Поразмыслив над тем, как вырастить жилищные объемы, мэрия Челябинска решила не игнорировать как вопрос доступности квартир, так и проблему качества их содержания. О том, в какую копеечку выльются дешевые и опрятные дома муниципальной казне в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал глава города Михаил Юревич. "Уралинформбюро": Михаил Валерьевич, реально ли в отдельно взятом городе создать условия, при которых учителя и врачи смогут приобретать жилье, не садясь на голодный паек? М.Юревич: Это вопрос, который городские власти задают себе постоянно, считая его первоочередным. Решение найдено, и мы переводим его в практическую плоскость. Несколько социальных домов в городе уже заложено, а с 2008 года мы выйдем на ежегодные объемы в 70 тысяч квадратных метров. Сейчас рассматриваются организационные схемы - до конца года мы отладим механизм, включающий инвестиционную составляющую. - В этих домах будут простенькие, без изысков квартиры? М.Ю: Это будет современное, но недорогое жилье, как вы верно подметили, без изысков. Мы уже решили, что цена квадратного метра в таких домах будет составлять порядка 17,5 тысяч рублей. Для того, чтобы снять остроту квартирного вопроса для бюджетников, мы примем отдельную программу. Кроме того, определимся со списком муниципальных очередников, ведь жилье также необходимо предоставлять инвалидам и сиротам. - Легко ли строить в условиях, когда за землю под возведение объектов приходится воевать то с федеральными структурами, то с областными чиновниками? М. Ю: Сам удивляюсь тому, что земли, на которых может разместиться целый район - это на северо-западе города - вдруг объявлены сельскохозяйственными угодьями. Несмотря на планы по нацпроекту "Доступное и комфортное жилье", нашлись специалисты - "историки", раскопавшие распоряжение Совмина от 1962 года, согласно которому данный участок величиной более 1200 гектаров поставлен на баланс ЮУНИИПОК. Подумайте сами, зачем экспериментировать с овощами в городской черте, для чего и кому нужно разводить картофель на этих землях? Самое интересное, что до сих пор мы там не увидели ни одного так называемого элитного саженца. При этом жилье здесь возводилось и в 80-е, и 90-е годы. Мы уже вложили немалое количество средств в обустройство участков - провели инженерные коммуникации. Это самая подготовленная под возведение объектов земля. Кроме домов, здесь должны быть построены школы, детсады и спортивные сооружения. Это поважнее картошки, для которой при необходимости можно подобрать иную площадку. Сейчас от реальных дел нас отвлекает судебная волокита, но в своей правоте мы уверены и будем добиваться соответствующего решения. - Проблемы агропрома Вам тоже не чужды - бизнес, которым Вы занимались до прихода на пост главы города, требовал непосредственных контактов с сельскими тружениками... М.Ю: Проблемы АПК мне и впрямь не чужие. Скажу, что решаются они в регионе и стране с большим трудом. И эти трудности мы создали своими руками, когда меняли форму коллективной собственности на частную. Теперь очевидно, что и землю, и помещения, и скот нужно было приватизировать "одним лотом". Ведь земли не вошли в активы акционерных обществ, а делились на паи. Что мы увидели в итоге - огромное количество заброшенных угодий, которые требуется восстанавливать, например, для нужд того же растениеводства. Такой участок, находясь в бесхозном состоянии порядка 5 лет, становится непригодным. Разве что траву на нем сеять. Да и доводить землю до ума сейчас особо некому, так как серьезный инвестор не придет работать на условиях аренды. Земля должна быть в собственности, и, к счастью, это уже поняли власти Зауралья, которые помогают оформить угодья эффективным собственникам. Возьмем мясное и молочное направление. С молоком мы на грани рентабельности, то есть куда ни шло. Рентабельным является производство мяса птицы, свинины, а вот говядину можем и потерять. Люди режут скот, так как мы открыли дорогу импортному мясу. Государству надо проявить волю и ограничить квоту на мясной импорт либо принимать решение в пользу заградительных пошлин. - Вернемся к проблемам горожан - как их защитить от нерадивых управленцев и поставщиков услуг в сфере ЖКХ? М.Ю: Ответ простой - надо развивать конкуренцию среди управляющих компаний. - Они, как и представители любого вида бизнеса, рассчитывают на прибыль? М.Ю: Тарифы не позволяют управленцам в ЖЭКе извлекать большую прибыль, хотя она есть. Подстегивать данный вид услуг мы можем, исходя из того, что деньги на капремонт дает муниципальная казна. Да и имущество у управляющих компаний на условиях аренды. Так что, с одной стороны, очевидны факторы, не слишком-то стимулирующие рынок. Опять же это позволяет нам контролировать деятельность частных структур в сфере ЖКХ. Так или иначе их число растет, а мы будем следить за качеством работы. Сейчас пройдет комплексная проверка, по итогам которой мы назовем худшую управляющую компанию - пусть другие посмотрят и сделают вывод. Это своего рода метод воздействия на конкуренцию на данном непростом этапе. Власти Челябинска, всячески содействуя развитию цивилизованных рыночных условий в ЖЭКе, должны в первую очередь помнить о том, что в домах живут люди. Они должны быть уверены в своевременной поставке тепла, воды, электроэнергии и адекватных ценах на все эти услуги. Интервью подготовила Наталья ГОРБАЧЁВА