Южный Урал восстанавливает налоговый поток

Челябинская область сегодня является одним из самых активно развивающихся регионов Уральского федерального округа. Экономике Южного Урала, в отличие от многих соседей, удалось быстро восстановиться после кризиса, дефицит бюджета был максимально сокращен. Секреты преодоления "финансовой турбулентности" в интервью "Уралинформбюро" раскрыл министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.



ministr2_400 

- Андрей Вадимович, 2010 год показал, что финансовый кризис остается позади. Экономика региона восстанавливалась достаточно быстрыми темпами, что позволило улучшить наполняемость южноуральской казны. В масштабах консолидированного бюджета дефицит снизился с первоначально ожидаемых 11,9 миллиарда до 416 миллионов рублей. С чем это связано и каковы ваши прогнозы на 2011 год?

- Действительно, экономический сектор Челябинской области практически восстановился. И это основной фактор, который позволил в прошлом году до минимума сократить разрыв между доходами и расходами бюджета.

В текущем году утвержденный бюджет пока дефицитный. Он сформирован по консервативному варианту развития экономической ситуации. Такой подход в настоящее время мы считаем более оправданным, так как он позволяет взвешенно относиться к расходам. Мы ожидаем, что в 2011 году доходы областного бюджета составят более 80 миллиардов рублей. Расходы запланированы на сумму свыше 90 миллиардов.

Тем не менее итоги первых месяцев года вселяют оптимизм. Доходы поступают в прогнозируемом объеме. По сравнению с первым кварталом 2010 года собственные поступления регионального бюджета выросли на 28%. Поэтому можно надеяться, что дополнительные средства позволят и в этом году закрыть большую часть существующего бюджетного дефицита. 

- Из столь оптимистичных прогнозов можно сделать вывод, что налоговые поступления стабильно растут...

- Да, в 2010 году в масштабах региона они увеличились на 46%. Конкретно в областной бюджет сборы выросли на 59%. Конечно, это результат восстановления работы предприятий. Но, хотя налоговые доходы бюджета и росли высокими темпами, их объем к докризисному уровню не вернулся. Мы ожидаем, что это произойдет в текущем году.  

- Удалось ли в 2011 году увеличить финансирование отдельных статей бюджета или все осталось на прежнем уровне?

- В целом расходы областного бюджета с учетом внесенных в текущем году корректировок выросли на четверть. Объемы финансирования расширились по всем направлениям. Учтено и увеличение фонда оплаты труда, и рост тарифов, и дополнительные вложения в развитие отраслей, таких как здравоохранение, образование, дорожное и сельское хозяйство. Поступают дополнительные целевые ресурсы из федерального бюджета. 

Отличительной чертой регионального бюджета этого года является существенное увеличение экономической составляющей расходов, в том числе усиление их инвестиционной ориентации.

- Продолжают ли региональные власти выделять целевые средства на обеспечение жильем льготных категорий граждан, ремонт дорог?

- Безусловно. Названные направления относятся к числу приоритетных. На обеспечение жильем льготных категорий южноуральцев из года в год направляется около 700 миллионов рублей бюджетных средств. Это - жилье для молодых семей, ветеранов войны, инвалидов, детей-сирот, работников бюджетной сферы и сельских специалистов.

Расходы на дорожное хозяйство во время финансовой нестабильности сокращались. Но сегодня финансирование возвращается к докризисному уровню. На "дорожные" цели в 2011 году предусмотрено более 7 миллиардов рублей.

Также хочу отметить, что в Челябинской области действует региональная программа по капремонту жилого фонда. Основной объем средств на эти цели поступал с 2008 года из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Большую часть суммы, причитающейся Челябинской области, мы получили в предыдущие годы. В текущем году на это направление предусмотрено 350 миллионов рублей. 

- Насколько активно сегодня оказывается бюджетная поддержка муниципалитетам?

- Поддержка муниципальных образований всегда была существенной. Достаточно сказать, что ежегодно городам и районам отдается более половины средств областного бюджета. В прошлом году эта сумма составила порядка 45 миллиардов рублей. Объем трансфертов муниципалитетам вырос по сравнению с 2009 годом почти на четверть. В основном - в связи с усилением поддержки инвестиционной деятельности на местном уровне. В частности, финансовая помощь на развитие сети муниципальных дорог увеличилась в 11 раз.

В кризисный и посткризисный период муниципалитеты, как и область в целом, привлекали для обеспечения своих расходов кредитные ресурсы. Из регионального бюджета в 2010 году выданы кредиты восьми муниципалитетам на сумму 920 миллионов рублей. Эти средства направлены ими на покрытие дефицита бюджетов, расчеты по долговым обязательствам и дорожное хозяйство. В 2011 году механизм кредитования территорий продолжает действовать. В областной казне на эти цели предусмотрено 500 миллионов.

Несмотря на то что муниципалитеты - полностью самостоятельный уровень власти, состояние их бюджетов нами постоянно отслеживается. И когда у территорий есть реальная потребность в средствах, например при временной нехватке доходов, они могут получить не только запланированную, но и оперативную помощь на решение текущих вопросов. Отмечу, что не во всех регионах России действует такой гибкий механизм финансовых взаимоотношений с муниципалитетами. 

Тем не менее, сколько бы средств ни поступало из областной казны, у каждой территории есть своя доходная база, с которой нужно работать, использовать все имеющиеся возможности пополнения муниципального бюджета. Это позволяет быть менее зависимым от финансовой помощи со стороны, более свободно и эффективно распоряжаться своими ресурсами. Наше министерство постоянно отслеживает результативность этой работы. В том числе по ней мы судим о качестве управления муниципальными финансами. 

- Андрей Вадимович, сегодня много говорится о необходимости поддержки сельского хозяйства, пострадавшего от засухи минувшим летом. Заложены ли эти расходы в бюджет?

- Поддержке сельскохозяйственной отрасли областное правительство уделяет постоянное внимание. А в сложные для отрасли периоды - особенно. В прошлом году преодолеть последствия засухи селянам существенно помогли федеральные средства - почти 1,5 миллиарда рублей. Область со своей стороны выделила 1,3 миллиарда. Помимо этого, мы обращались в правительство России за кредитными ресурсами. Наша просьба была удовлетворена, и 770 миллионов рублей селяне также получили в качестве компенсации убытков.

В текущем году объем поддержки сельского хозяйства со стороны области превысит докризисный уровень.

- Челябинская область - известный спортивный регион. Какую помощь получают команды мастеров и любителей спорта?

- В 2010 году на развитие физкультуры и спорта из областной казны было направлено 535 миллионов рублей. В текущем году предусмотрено свыше 900 миллионов.

Средства расходуются как на поддержку спортивных команд и развитие отдельных видов спорта, так и на ремонты спортивных учреждений, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, которое не останавливалось даже в сложный кризисный период. И это приносит свои плоды. Одно из последних наших достижений - победа Челябинска в конкурсе на право проведения в 2012 году чемпионата Европы по дзюдо.

Южноуральцы регулярно становятся победителями соревнований различного уровня. Особенно мы гордимся результатами, которых добиваются наши спортсмены с ограниченными возможностями, и стараемся их всячески поддерживать. Традицией в регионе стало проведение сельских спартакиад. Оказываем помощь различным спортивным секциям для школьников. Одним из знаковых для Челябинской области видов спорта является хоккей, на поддержку которого также выделяются средства из бюджета.

- Какие задачи поставлены перед министерством финансов на ближайшее будущее?

- Основная наша задача в любых условиях - это обеспечение сбалансированности бюджета. От этого зависят финансовые возможности власти по поддержанию и повышению качества жизни населения. Именно на это сегодня направлены усилия правительства, парламента и, разумеется, министерства финансов Челябинской области.

Особое внимание, как на федеральном, так и на областном уровне, сегодня уделяется повышению эффективности использования бюджетных ресурсов, ведь денег может быть сколько угодно, но результаты их расходования могут быть разными. Одно из важных направлений работы - концентрация на конкретных результатах финансовой деятельности органов власти. Это поможет создать необходимые условия для того, чтобы повысить качество предоставляемых государственных услуг. Для контроля этой работы на федеральном уровне выстроена система мониторинга. Аналогичную систему мы разработали сейчас для региона и в ближайшее время планируем вынести ее на рассмотрение областного правительства.  

Интервью подготовила Мария ТРУСКОВА