Сага об уральском ОСАГО

Нет повести печальнее на свете?

В этом году Центробанк РФ впервые за всю историю российской "автогражданки" зафиксировал рекордное снижение количества заявленных страховых убытков по ОСАГО. В среднем они упали на 9,9% (с почти 2 до 1,8 миллиона страховых случаев). В то время как, по данным ГИБДД, за девять месяцев 2014 года на дорогах страны зафиксировано свыше 146 тысяч аварий с пострадавшими - всего на 1,2% меньше показателя за три квартала прошлого года.

Всего, по данным РСА, за январь - сентябрь 2014 года страховщики заключили 31,7 миллиона договоров ОСАГО. Общий объем их премии вырос на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года при одновременном увеличении объема выплат на 12%. По сравнению с 2013 годом сумма средней страховой выплаты стала больше на 28%, достигнув 34 288 рублей.

Страховщиков подозревают в бегстве от клиентов — они выносят свои офисы урегулирования убытков за 200-400 километров от областных центров. Как рассказали "Уралинформбюро" в Свердловском отделении Федерации автовладельцев России, центры по урегулированию убытков начали переезжать в глушь летом 2013 года. Тогда первопроходцем стал "Росгосстрах", перенеся свой центр в одно из среднеуральских сел, за ним последовал "Ингосстрах". В компании уточняют, что перенесли лишь офисы продаж, центры урегулирования убытков остались на своих местах. Кроме этого, "Альфа-страхование" открыла офис в Серове. Остальные страховщики оказались немного "скромнее", переместившись в города-спутники Екатеринбурга. К примеру, ВСК выбрала Первоуральск.

Как отмечают в отделении ФАР, сейчас главная проблема для страховщиков - увеличение количества исков автолюбителей. Ежемесячно к ним обращается до 100-150 человек с просьбой помочь побороться в суде. Кстати, после распространения на ОСАГО с 2013 года действия закона "О защите прав потребителей" сумма выплат страховщиков по судебным искам увеличилась в 1,5-2 раза.

Как правило, страховые компании скрывают свои убытки, понесенные в судах. По данным ФАР, они составляют до 50% всех издержек страховщиков. А в некоторых субъектах Федерации доля убытков, не заявленных компаниями, доходит до 95%.

Страховщики даже составили список "убыточных" для себя регионов в плане ОСАГО, отмеченные большим количеством аварий и активностью так называемых автоюристов. Среди них - юг России, Черноземье, Урал и Сибирь. Из уральских городов страховщики особенно выделяют Нижний Тагил и Челябинск, где автоюристы "разбушлатились" не на шутку.

Отказаться от таких регионов страховщики не могут. По закону у компании, работающей с "автогражданкой", должно быть представительство в каждом субъекте РФ или договор на продажу полисов, заключенный с другой фирмой.

Страховщики ищут способы компенсировать свои убытки от ОСАГО. Как правило, заключая договор на сервисное обслуживание с автосервисом, они заранее договариваются о "взаимной услуге". К примеру, когда машину по факту ремонтируют на 100 тысяч рублей, в квитанции указывается 150 тысяч. Далеко не редкость - вместо замены деталей в сервисе некоторые из них чинят, что выявляется на независимой экспертизе.

"Только на замене стекол откат за месяц может составить более 8 миллионов рублей. Мы постоянно ходим по таким искам в суды", - рассказал председатель Свердловского отделения ФАР Кирилл Форманчук.

Сами страховщики не скрывают, что вынуждены "экономить", связывая это с рекордной девальвацией рубля. "Повышение тарифов ОСАГО на 30% с 1 октября практически обнулилось в связи с падением рубля. В ремонте иномарок порядка 75% в счетах от станций техобслуживания приходится на позиции, которые зависят от цен в валюте, - это стоимость деталей и лакокрасочных материалов. Крупные сетевые компании, которые присутствуют в отдаленных проблемных регионах, сейчас находятся в трудной ситуации. Я знаю две-три компании, которые пытаются минимизировать свои убытки в ОСАГО способами, которые позволяют не рисковать лицензией", - отмечает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

И перенос центров урегулирования убытков как раз не попадает под санкции регулятора. Так что это - реальный способ для страховщиков сэкономить, не рискуя лицензией. Ведь когда сумма страховой выплаты составляет около 3 тысяч рублей, не каждый автолюбитель решится ехать за ними за сотню километров.

То, что лидеры страхового рынка, неся серьезные убытки, вынуждены сворачивать свою деятельность в наиболее убыточных регионах, видно и из статистики. В первой половине 2014-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у страховой группы "МСК" темпы прироста взносов по ОСАГО уменьшились на 81%, в ОСАО "Ингосстрах" - на 30%, у "АльфаСтрахования" — на 24%, у СК "Цюрих" – на 23%, у СК "УралСиб" - на 19%, у Группы "Ренессанс Страхование" - на 17%.

Как рассказала корреспонденту "Уралинформбюро" замдиректора екатеринбургского филиала ВСК Ольга Осипова, в следующем году рынок ОСАГО "просядет" на 10-15%.

По итогам 2013 года полный среднерыночный коэффициент убыточности по ОСАГО достиг 100%, а в 23 регионах России значение этого показателя еще выше. В частности, в четырех областях - за 120%. Если дело дойдет до 140-160%, страховщики не будут работать в этих субъектах Федерации вообще.

"Мы должны работать в плюс, те компании, которые работают в минус, нарушают закон. К примеру, "Гута-страхование" несколько лет стабильно уходила в минус и вынуждена была уйти с рынка, - отмечает Осипова. - Я знаю несколько компаний, которые работают в огромный минус. Но просто так уйти с рынка им не даст государство.

Из-за того, что страховщики уходят "в поля" и всеми правдами и неправдами сокращают продажи полисов, для автолюбителей стало проблемой не только заключить договор ОСАГО, но и добиться выплат по полисам. На смену компаниям, стабильно компенсирующим ущерб от ДТП, на рынок приходят однодневки, ориентированные только на сбор премий, но не на выплаты пострадавшим.

Страховщики уверены, что 2015 год будет очень сложным для рынка ОСАГО. Автовладельцам они советуют скрестить пальцы и "держать карман шире".

Мария КОМИНА

Актуальное