Бюджет Екатеринбурга и его "друзья", или Почему скучает чиновник горздрава А.Шастин

В Екатеринбурге стартовал судебный процесс о хищениях в горздраве. Еще на стадии следствия "дело о томографах" окрестили громким, коррупционным, скандальным, и такие эпитеты трудно оспорить. Из бюджета города украдены миллионы рублей, коррупция разъела дорогущий нацпроект "Здоровье", а в суде оказался чиновник от медицины Александр Шастин. Из многих чиновников лишь он. Возникают два вопроса - куда смотрело начальство и кому не нашлось место на судебной скамье? 

Конкурсные истязания

Заместитель начальника Управления здравоохранения Екатеринбурга Александр Шастин обвиняется в трех должностных преступлениях - получении взятки, превышении полномочий и ограничении конкуренции, которую чиновник ограничил опять же с помощью своего служебного положения. Если разбираться в деталях, то в обвинительном заключении А.Шастин обозначен как один из организаторов конкурсов, с помощью которых больницы Екатеринбурга оснащались оборудованием. 

Необходимую по закону конкурсную процедуру обойти законным путем было невозможно, но, как говорится, очень хотелось. Ее обходили с помощью чиновничьей хитрости. Будучи составителем "правил игры", А.Шастин устанавливал ряд ограничений для потенциальных участников конкурса, преодолеть которые могла лишь компания Siemens. Милых сердцам чиновников "немцев" не могли обойти ни японцы с техникой "Шимадзу", ни голландцы с томографами Philips. Конкуренты не смогли принять участие в конкурсе даже по формальным основаниям - требования больниц искусственно "подгоняли" под характеристики немецкой техники.

Миллионом больше, миллионом меньше 

В общей сложности в 2003-2006 годах горздравом были закуплены 1 новый и 3 старых компьютерных томографа Siemens. По имеющимся сведениям, на приобретение всей техники было затрачено более 84 миллионов рублей, в то время как её реальная стоимость едва превышала 46 миллионов. 

Больше всего бюджет Екатеринбурга переплатил за старые томографы. При реальной стоимости каждого аппарата 4,5 миллиона рублей все они обошлись налогоплательщикам в 43,5 миллиона рублей. Иначе говоря – влетели в копеечку на 30 миллионов. За купленный по конкурсу новый томограф Siemens - Somatom Emotion чиновники сумели "накрутить" те же 10 миллионов: вместо 32 он был куплен за 42 миллиона рублей. Прибыль, скорее всего, чиновники и коммерсанты делили между собой - не в детский дом же её перечислить, на самом деле.

По неведомой причине в обвинительном заключении Александру Шастину фигурирует лишь один томограф - новый, купленный для Екатеринбургского консультационно-диагностического центра. На кого "повесили" томографическое старье остается загадкой. Меж тем, в послужном списке чиновника имеется и банальная взятка ... кирпичами. В обвинении утверждается, что Шастин получил стройматериалы на сумму чуть менее 1,5 миллиона рублей от владельца ООО "Уралпромсервис" Игоря Тюкина. В обмен на строительство коттеджа в элитном екатеринбургском поселке "Палникс" И.Тюкину давали муниципальные заказы на ремонт и строительство объектов горздрава. 

Разбойник и джентльмены 

"Дело о томографах" скандальным называют недаром. Тут и муниципальные конкурсы, о которых, к сожалению, знала масса "ненужных" людей - от конкурентов Siemens до СМИ. Здесь же и целый коллектив конкурсной комиссии - ее возглавляли тогдашний председатель городского комитета экономики Александр Высокинский со своим заместителем Владиславом Кравченко. 

На протяжении трех лет сомнительные сделки проворачивались на глазах у городского руководства и, тем паче, у начальника горздрава Александра Прудкова. Более того, коттедж в "Палниксе" А.Шастин строил на глазах у своего начальника-соседа. Где были все эти джентльмены, когда Шастин мухлевал, договаривался, сочинял конкурсные условия? 

В это трудно поверить, но ни на конкурсной документации, ни на других документах подписи А.Прудкова нет. Во всех документах, ставших уликами, расписывался лишь его подчиненный, а ныне единственный подсудимый Шастин. 

Молчание - золото, слова - показания. 

Разгадку чиновничьей изворотливости приоткрыл упомянутый Игорь Тюкин. Превратившись из взяткодателя в простого свидетеля, владелец "Уралпромсервиса" жалуется на мздоимцев, которых ранее искренне считал работодателями. В рамках открытого судебного процесса ему еще предстоит рассказать о том, как "сотрудничал" с чиновником Шастиным, за что и почему "откатывал" кирпичом. Между тем, кроме этих показаний есть и другие.

В распоряжение "Уралинформбюро" попали любопытные документы. Один из них - объяснения господина Тюкина правоохранительным органам, датированные осенью 2008 года. Свидетель по "делу о томографах" сообщает об особенностях работы с начальником управления здравоохранения Александром Прудковым. С чиновником бизнесмен общался как лично, так и через посредника - Павла Стафилова, также известного как Паша Грек. Так его называют хорошие знакомые: Павел Стафилов - один из лидеров греческой диаспоры на Урале. Ниже - наиболее любопытные выдержки.

"В конце 2005 года ко мне подошел мой знакомый, с которым мы проживали в одном доме, Стафилов Павел Иванович, и ... предложил мне осуществить ремонтно-строительные работы на объектах здравоохранения администрации г. Екатеринбурга. Стафилов П.И. пояснил, что он лично знаком и находится в дружеских отношениях с … Прудковым Александром Иосифовичем и в связи с этим может договориться с последним на получение объемов … В феврале-марте 2006 года Стафилов при встрече сказал, что договорился с Прудковым об участии ... ООО "Уралпромсервис" в конкурсе по ремонту больниц № 10 и №7. Также Стафилов пояснил, что в связи с договоренностью с Прудковым мы эти подряды получим в результате победы в конкурсе, и дополнил, что за ... победу в конкурсе и получение объемов работ ... Прудков сказал, что я и Стафилов должны отдать ему наличные деньги после поступления денег на счет ООО "Уралпромсервис".

По словам предпринимателя, после переговоров с П.Стафиловым, который стал одним из учредителей "Уралпромсервиса", весной 2006 года он начал готовить документы к конкурсу и даже направил бумаги в городской комитет по экономике. Однако еще до начала конкурсных процедур(!), по распоряжению А.Прудкова "Уралпромсервис" приступил к работам в детской городской клинической больнице №10 и ГКБ №7. 

"Я спросил у Стафилова, почему мы, еще не выиграв в конкурсе, проводим работы ... на что он мне напомнил о его договоренности с Прудковым А.И. После ... мы получили от горздрава аванс. ... Сумма по ремонту объектов на основании договора подряда составляла: ДГКБ №10 - примерно 25 миллионов рублей, ГКБ №7 - примерно 100 миллионов рублей. После начала работ ... Стафилов подошел ко мне и к Дорофееву и сказал, что Прудков напомнил о необходимости выполнять свои обещания ... если мы хотим работать дальше на объектах горздрава".

К лету 2006 года для работы на объектах И.Тюкин нашел субподрядчика - компанию "Уралбизнесстрой", став таким образом посредником между бюджетными деньгами и непосредственным исполнителем работ.

"Примерно 25 июня 2006 года Стафилов позвонил мне и сказал, что за ремонт ГКБ №7 перечислены 17 837 544 рублей на счет ООО "Уралпромсервис" и, как ранее договорились, от перечисленной суммы необходимо рассчитаться с Прудковым. Стафилов сказал, что для первого раза Прудкову необходимо передать в качестве взятки 3 миллиона рублей. Со слов Дорофеева я узнал, что Стафилов звонил ему несколько раз и угрожал, что если мы немедленно не рассчитаемся с Прудковым, то нас снимут с объекта и больше мы не будем там работать и не получим больше денег". 

По словам коммерсанта, первый "транш" в размере 3 миллионов рублей П.Стафилов отвез Прудкову 28 июня 2006 года.

"Через несколько месяцев в 2006 году мне позвонил Стафилов и сказал, что часть денежных средств в сумме около 9 миллионов рублей за ремонт ГКБ №7 перечислены на счет "Уралпромсервис", и в этот раз от перечисленной суммы Прудкову необходимо передать в качестве взятки 1,5 миллиона рублей. Стафилов, также как и в июне 2006 года, заехал и получил у Дорофеева …. 1,5 миллиона рублей".

Как следует из объяснения И.Тюкина, в этот раз встреча А.Прудкова и П.Стафилова произошла возле кафе "У Шарташа". Перед тем как разъехаться, Стафилов отдал Прудкову пакет с деньгами. Третий раз бизнесмены встретились с чиновником в декабре 2006 года, когда на счет "Уралпромсервиса" из бюджета Екатеринбурга поступило около 38 миллионов рублей.

"Мне позвонил Стафилов и сказал, что ... в этот раз от перечисленной суммы Прудкову необходимо срочно передать в качестве взятки 8 миллионов рублей. ... Вечером я подъехал в поселок "Палникс", где меня у коттеджа Прудкова уже ждал Стафилов. Мы зашли к Прудкову А.И. домой, поговорили о ремонтах ДГКБ №10 и ГКБ №7... После этого мы попрощались и вышли на улицу. Стафилов достал из своего автомобиля пакет с деньгами в сумме 8 миллионов рублей, предназначенных для передачи в качестве взятки Прудкову за полученные ООО "Уралпромсервис" объемы работ ... и зашел в коттедж. Через некоторое время Стафилов мне позвонил и сказал, что деньги он передал лично Прудкову". 

Игорь Тюкин оправдывает себя тем, что без "откатов" работать бы не смог. И поясняет, что 12,5 миллиона рублей, переданных Прудкову, по факту были бюджетными деньгами. 

Вместо заключения

Получил ли Александр Прудков обозначенные И.Тюкиным миллионы? Или вовсе не знал про "откаты" и деньги осели в кармане Стафилова? А, может, Тюкин попросту оболгал кристально честных джентльменов? Ответ на эти вопросы мог бы дать Павел "Грек" Стафилов, но он избегает встреч со следователями, пребывая то в Греции, то в Москве. С его основным бизнесом - стиркой белья для больниц Екатеринбурга прекрасно справляются родственники. 


Кстати, Александр Высокинский, проводивший конкурс на закупку томографов, сейчас заместитель мэра Екатеринбурга. Бывший заместитель Высокинского Александр Кравченко нынче руководит Судебным департаментом при Верховном суде РФ в Свердловской области. Александр Прудков, как и прежде, возглавляет горздрав. Вот только А.Шастин в СИЗО. Хуже него, пожалуй, лишь директору Свердловского филиала концерна Siemens Льву Дубнову, без которого выгодная продажа медтехники не обошлась. Состояние здоровья коммерсанта настолько тяжелое, что уголовное дело против него даже не рассматривается. 

Актуальное