Александр Мишарин. Уйти нельзя остаться
Декабрьское ДТП, в котором серьезно пострадал губернатор Свердловской области, было неизбежно.
Команда Александра Мишарина за два года повысила уровень аварийности в регионе до критического уровня. Авариями можно считать и митинг протеста против строительства храма святой Екатерины в центре Екатеринбурга, и голодовки матерей, требующих сократить очереди в детские сады, и просадку выстроенных на болоте за 6 миллиардов рублей ангаров Екатеринбург-ЭКСПО, и провал "Единой России" на декабрьских выборах. Разумеется, все это можно предъявить губернатору, но, как известно, короля делает свита.
Послевыборный анабиоз
Когда Мишарина 5 декабря экстренно отправили на самолете в Германию, его окружение, говоря медицинским языком, погрузилось в анабиоз. Это такое состояние, при котором отсутствуют все видимые проявления жизни. Выборы проиграли, губернатора не уберегли, работать без него не умеют - разве что грызться меж собой, как стая бродячих псов.
Первым административным "шедевром" стало Законодательное Собрание, полностью обновленное 4 декабря 2011 года. По старой традиции в этих выборах были задействованы "паровозы" - авторитетные персоны, из уважения к которым избиратели отдавали голоса в пользу "Единой России". По предварительной договоренности, затем "паровозы" должны были отказаться от своих мандатов. Но договаривались-то они с Мишариным, которого нет. А на нет и суда нет - "паровозы" дали задний ход и заехали в Законодательное Собрание. В итоге ряд профессиональных депутатов, ранее отрабатывавших повестку губернатора, остались на вторых местах без заветных корочек. Можно ли утверждать, что "едросы" от этого проиграли? Но их конкуренты точно выиграли - с новичками им бороться будет легче.
Еще более занятная история приключилась с выбором спикера регионального парламента - эту должность, как утверждают инсайдеры "Уралинформбюро", Мишарин обещал Виктору Якимову. У бывшего мэра Каменска-Уральского есть и опыт работы главой Палаты Представителей, и один срок в стенах Госдумы РФ. Но в результате подковерных интриг третье место во властной иерархии Свердловской области досталось Людмиле Бабушкиной. Сказать, что регион получил "бабушкин" парламент, - ровным счетом ничего не сказать. Без сильной руки он быстро превратится в галдящий азиатский базар, где шельма на шельме.
По логике политический пасьянс в отсутствие Мишарина (но по его сценарию) должен был раскладывать глава губернаторской администрации Вячеслав Лашманкин. Это полтора года назад он мог сказать, что в выборах не силен, а потому карты по мастям путает. За прошедшее время Вячеслав Евгеньевич прочувствовал и горечь выборных неудач, и финансовую стремнину агитационного потока, и адреналин властных решений. Словом - поднаторел. Но ошеломительный провал на выборах 4 декабря привел Лашманкина в ступор, да и оппоненты "Единой России" не дорого теперь дают за обещания главы губернаторской администрации.
Ситуацией воспользовался первый заместитель Лашманкина - Сергей Пересторонин. Именно с него предстоит спросить Мишарину за сформированную парламентскую структуру. А если что не так - что следовало ожидать от 50-летнего выпускника сельхозакадемии, бывшего куратора уральских тюрем в чине генерал-майора? Ведь для властной элиты не секрет, что своим назначением на высокий пост Пересторонин обязан дружбе с генералом Сергеем Суровикиным. Собственно, с начальником штаба Центрального военного округа у Мишарина была более сильная дружба, но, как рассказывают очевидцы, после событий в Сагре отношения снизили градус. И Анна Суровикина, владеющая лесопильным бизнесом в доле с мишаринской дочкой, уже не при губернаторском дворе.
Но Пересторонин остался и, как и прежде, возглавляет группу, куда входят первый вице-премьер Михаил Максимов и два борца с "идеологического" фронта Илья Ананьев и Вадим Дубичев. Это то ли левое, то ли правое губернаторское крыло в противовес Лашманкину. И что толку от хлопанья этими крыльями?
Король без прикрытия
Как говорил герой шолоховской "Поднятой целины", "зараз появились у Советской власти два крыла: правая и левая. Когда же она сымется и полетит от нас к ядрене фене?". Вот так и екатеринбургская бизнес-элита промеж себя высказывается про привезенных Мишариным чиновников. Про Лашманкина, министра финансов Константина Колтонюка, министра здравоохранения Аркадия Белявского.
Варяги в 2009-м вступили в непрекращающийся до сих пор бой с местными старожилами. Кое-кого сумели задвинуть (начальник ГУВД Михаил Никитин, вице-премьер Вячеслав Брозовский), кого-то сами потеряли (глава мингосимущества Владимир Левченко). Силы у сторон примерно равны, а потому победить не может никто, а в проигрыше остается глава региона. Как утверждают знатоки, исполнительская дисциплина в региональной вертикали власти страдает исключительно потому, что любое указание или запрет администрации губернатора можно заблокировать, используя систему сдержек внутри команды Мишарина.
Что же имеется в сухом остатке? Премьер Анатолий Гредин, за которым закрепился статус боксера-подкаблучника, на политику не влияет, а в экономике от него проку не много. Казалось, оставили его за губернатора, но парламентом рулят Лашманкин с Пересторониным, а постановление о выделении 2 миллиардов рублей на достройку Екатеринбург-ЭКСПО подписывает Михаил Максимов. Гредину только и остается, что сообщить прессе - "в ту субботу за правительство отвечал Михаил Игоревич".
Максимов, усадив в кресло главы мингосимущества Виталия Недельского, обеспечил своему пулу контроль над областной собственностью. Но вице-премьеру не дали главного - кураторства за проектом ЭКСПО-2020, на реализацию которого замахнулись власти Свердловской области. Будущей весной, если он к тому времени останется в правительстве, Михаилу Игоревичу еще предстоит отвечать за плывуны на Екатеринбург-ЭКСПО: в оттаявшем болоте его репутация может окончательно утонуть.
Не сладко придется после возвращения Мишарина из Германии Илье Ананьеву с Вадимом Дубичевым. Виноватых в провале "Единой России" на декабрьских выборах в Свердловской области покуда решили не определять. А два специалиста по идеологии как раз сгодятся на роли "мальчиков для битья". Оба не могут похвастаться хорошими отношениями с Лашманкиным, так что Вячеслав Евгеньевич, над которым вновь нависла угроза высылки из администрации, вполне может списать все на пиарщиков.
Но ритуальными жертвами Мишарину для того, чтобы удержаться в губернаторском кресле, не обойтись. Мы пока оставим за кадром вопрос отставки Александра Сергеевича по медицинским показаниям - о степени полученных им в ДТП повреждений не осведомлены даже следователи. Вполне возможно, что общественности скармливают мифы о работоспособном губернаторе. Во всяком случае, обещания привезти его в Екатеринбург к Новому году не сбылись.
Если бы не авария на трассе Серов - Екатеринбург 1 декабря, за электоральный результат 4 декабря Кремль мог спросить с Мишарина по полной программе. Риск мартовского вотума недоверия Путину ставит перед федеральным центром вопрос выбора: рискнуть и оставить губернатора-двухлетку с проблемным личным рейтингом или пойти на ускоренную модернизацию? Правда, возникает вопрос - на кого сделать ставку? Осинцева, Басаргина, Сиенко?
Ну а пока полномочный губернатор на больничном, прикинем, что может сделать он сам после возвращения? По большому счету - устроить зачистку своей команды. Уволить Лашманкина (за дискредитацию) и Гредина (за профнепригодность). Оставить Вадиму Дубичеву пиар-прикрытие проекта возрождения Верхотурья, а перед Ананьевым поставить вопрос о возвращении в Москву. Урезать расширившиеся полномочия Пересторонина и посадить на "жесткий поводок" Максимова. Михаила Игоревича надо бы увольнять вместе с Грединым, но многие бизнесмены Екатеринбурга за вице-премьера вступятся - сейчас кроме него им вообще не с кем общаться в правительстве.
И это только "расстрельные списки" по ближнему губернаторскому окружению. А если забраться в министерскую глушь? С министра культуры Феликса Бадаева можно спросить и за план разрушения екатеринбургского "Пассажа", и за экзерсис барда Новикова в отношении "Единой России". На региональную систему здравоохранения полежавший в немецкой клинике Мишарин, наверное, тоже будет смотреть другими глазами и модернизировать ее с новым "главврачом". Список можно продолжить дальше.
Один знакомый политолог обозначил этот процесс как "перезагрузку Мишарина". Я бы высказался более кардинально: нужна чистка авгиевых конюшен. И знаете хотя бы почему? В администрации губернатора нет единой официальной версии случившегося ДТП. Одни чиновники стараются выгородить сотрудников ГИБДД, другие утверждают, что виноваты как раз экипажи патрульных Audi. Что при таком внутреннем разброде и шатании (читай, предпосылках Свердловской области к повышению аварийности) можно ждать от команды Мишарина.
"Уйти нельзя остаться" - вопрос места запятой для губернатора Свердловской области остается открытым. Високосный год ждет ответа.
Вадим ДЫНИН