Петр Латышев: "Законность - основа государства"

Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Петр Латышев в конце минувшей недели дал интервью журналистам медиа-холдинга "Уральский рабочий". Единство правового поля - Среди важнейших задач, определенных Президентом своим полномочным представителям в округах, - приведение местного законодательства в соответствие с федеральным, создание единого в стране правового пространства. Как Вы оцениваете предварительные итоги этой деятельности на примере Уральского округа, в Свердловской области, в частности? - Эта работа близка к завершению. Остается несколько нерассмотренных в этом плане вопросов. Полагаем возможным в ближайшее время в большинстве субъектов Федерации их разрешить. Однако это только часть того, что нам предстоит сделать по формированию единого правового пространства. Восстановление законности в России предполагает не только приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами законодательных актов субъектов Федерации. Речь идет о подзаконных нормативно-правовых актах, которыми регламентирована деятельность хозяйствующих субъектов, регулируются отношения между гражданами, государственными учреждениями и так далее. 92 процента уставов муниципальных образований в Уральском федеральном округе не соответствуют федеральному законодательству. Многие нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также надлежит привести в соответствие с федеральным законодательством. Но и это еще не исчерпывает решения поставленных задач. Предстоит немалая работа и по нормативно-правовой базе федеральных органов исполнительной власти, включая и соглашения между этими федеральными структурами и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В органах юстиции и прокуратуры изучено, проанализировано более 67 соглашений, которые заключались министерствами и другими федеральными структурами с органами исполнительной власти областей Уральского округа. 48 из них противоречат требованиям федерального законодательства. Таким образом, в 2001 году эта проблема будет в числе важнейших для полномочных представителей Президента. Без этого вести речь о формировании единого правового пространства в стране, конечно же, не приходится. При этом необходимо подчеркнуть, что практическая сторона этой работы проводится не полномочными представителями, а органами юстиции, прокуратуры, судебными органами, а также депутатами Законодательных Собраний субъектов Федерации, федеральными структурами. Аппарат полномочного представителя выступает в роли координатора этой работы. Мы также и контролируем этот процесс, обеспечиваем реализацию принятых главой государства решений на этом направлении. Ответственность полпредов возрастает. Мы должны не только обеспечить приведение в соответствие законов территорий с федеральными, но и обеспечить формирование таких механизмов в системе государственной власти, функционирование которых не позволило бы впредь принимать незаконные правовые акты. Это серьезная задача для органов юстиции - проведение экспертиз, а также ведение федерального реестра принимаемых в стране законодательных и иных подзаконных актов. Многое уже сделано, но очень много еще предстоит сделать. Естественно, возрастает роль и значение органов прокуратуры в части обеспечения эффективного надзора за точным и неуклонным исполнением всеми должностными лицами Конституции и федеральных законов. Ничего не будут стоить все наши усилия по формированию единого правового пространства, если мы не обеспечим точное исполнение законов всеми субъектами правоотношений в государстве. Законность -- основа государства. Без решения этих задач мы не сможем вести речь ни о едином экономическом пространстве, ни о едином информационном пространстве, ни о построении правового государства и гражданского общества, ни о возрождении России, как великой мировой державы. Каждому - свое - Петр Михайлович, образно говоря, "причесывание под федеральную гребенку" правового поля страны связано с необходимостью наведения порядка в деле разграничения полномочий органов государственной власти и управления. Здесь у нас, извините, черт ногу сломит. Возьмите хотя бы вопросы управления и использования государственной собственности, где до последнего времени Свердловская Областная дума не могла получить от правительства даже реестр предприятий с государственным участием. "Уральский рабочий" на своих страницах неоднократно просил областное правительство дать перечень своих представителей в советах директоров акционерных обществ с государственным участием, чтобы население знало своих "героев", но безуспешно... - Проблема разграничения полномочий... Мне больше импонирует -- разграничение полномочий и ответственности, и, прежде всего, ответственности. Проблема действительно стоит остро. У нас очень обширная зона совместного ведения, причем, многое здесь урегулировано подзаконными нормативными правовыми актами с нарушением Конституции России, федерального законодательства, включая и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. Наведение порядка в этом деле - важнейшее направление нашей работы, и усилия полпредства здесь будут наращиваться. Многое предстоит сделать, взаимодействуя с правительством Российской Федерации - в соответствии с его постановлением, определяющим порядок взаимодействия правительства с полномочными представителями президента. Отвечая на ваш вопрос конкретно, стоит отметить: если бы Свердловской и Тюменской областями не были подписаны с грубыми нарушениями федерального законодательства соглашения с Мингосимуществом России, то мы бы не столкнулись с грубыми нарушениями федеральных законов в части использования государственной собственности. По ряду фактов заведены уголовные дела. Вот только несколько цифр и примеров. Из 97 торгов по продаже акций предприятий Свердловской области в 15 случаях не выполнены условия, а решения судебных инстанций по таким сделкам остались невыполненными. Так, в 1996 году по решению Московского арбитражного суда АОЗТ "Натмет" (г. Москва) должно было передать в госсобственность 15 процентов акций ОАО "Унипромедь". Но этого не произошло - акций у должника не оказалось. Что касается учета федерального имущества, то на этот счет правительством страны 13 июля 1998 года было принято постановление "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества", но Свердловским областным министерством госимущества, как и соответствующим комитетам Тюменской области, оно в срок не выполнено. В целом можно сделать вывод о том, что этими территориальными агентствами Мингосимущества России не создано системы в работе по управлению госсобственностью и, в частности, государственными унитарными предприятиями. В Свердловской области за последние три года банкротству подвергнуто 14 госпредприятий и 18 акционерных обществ с государственной долей собственности. К банкротству приведено даже АООТ "Алкона", 51 процент акций которого принадлежит Российской Федерации. Разграничение полномочий усилит действенность федерального законодательства и Конституции России на всей территории страны. Одновременно с этим мы должны оптимизировать систему органов государственной власти и управления. 6,5 миллиона госчиновников для России, исключая тех, кто находится на государственной службе и носит погоны, - очень много. Сегодня мы имеем примеры, когда в субъектах Федерации функционируют от 4 до 7 структур одного и того же федерального ведомства. - В этой связи встает и вопрос кадров, - отбора тех, кто соответствует требованиям времени, подготовки, переподготовки... - Безусловно. Осуществление кадровой политики в органах государственной власти и управления в федеральных округах Президент возложил на своих полномочных представителей. Это прописано в его Указе. Речь идет не только о согласовании кандидатур на должности или о государственных награждениях, а именно - о проведении кадровой политики в полном объеме. Не делится государственная власть по уровням и кадровая политика страны едина - это принципиальный момент, базирующийся на федеральном законе "О госслужбе". Поэтому будет формироваться резерв, включая кадры высшего звена органов власти субъекта Федерации. В марте приступит к работе комиссия по кадровой политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации. А особенно активная работа предстоит в ходе организационного функционального переустройства органов государственной власти и управления, когда будут рассматриваться вопросы о новых штатных структурах и о людях, претендующих на руководящие должности. Приведенная мной цифра - 6,5 миллионов российских чиновников - охватывает только служащих федеральных органов страны. Поэтому аналогичная работа будет проводиться в структурах власти и управления субъектов Федерации. Вот недавно избранный губернатор Тюменской области Сергей Собянин провел первые у себя сокращения управленческих кадров и сразу снял нагрузку в 100 миллионов рублей с бюджета. В последнюю встречу с губернатором Челябинской области Петром Суминым мы также обсудили эту проблему и он обещал в ближайшее время внимательно рассмотреть наши предложения по федеральным структурам и областным. Сокращение численности управленческого аппарата неизбежно за собой повлечет, во-первых, внедрение эффективных современных форм и методов управления, во-вторых - повышение ответственности кадров за порученное дело В конституционных рамках - Проецируя сказанное Dами на Свердловскую область, мы возвращаемся к проблеме приведения местного законодательства в соответствие с федеральным, и прежде всего Устава области. У нас губернатор по Уставу - высшее должностное лицо, но исполнительную власть - правительство возглавляет другой человек. Под тем и другим многочисленные структуры управления. Губернатор отстаивает каждую пядь Устава, не соглашается с протестами прокуратуры, которая вынуждена обращаться в суд. Нам кажется, что, выбрав трудный путь, "опасный, как военная тропа", наш губернатор может привести областное Законодательное Собрание к роспуску. Каково на этот счет Ваше мнение? - С первых дней, когда наши органы юстиции, прокуратуры приступили к работе по наведению порядка в региональном законодательстве, последовала реакция противостояния. Начались разговоры, мол, наше законодательство самое лучшее, что претензии к нему надуманные и так далее. Это продолжалось примерно месяц. Потом, после ужесточения требований, в том числе по линии федеральных органов юстиции и прокуратуры, начали понимать, что процесс необратим и он пойдет. В работу включились и главы субъектов Федерации и Законодательные Собрания. Спор, понятно, шел, но он в основном был конструктивным. И в Свердловской области из 187 нарушений статей федерального законодательства в соответствие приведено более 170. Это свидетельствует о том, что проблема не была надумана и что работу провели, причем сами депутаты, губернатор, который отменил целый ряд неправомерных своих указов. Но по ряду законодательных актов действительно позиция ужесточилась и переговоры не помогают. Что ж, есть предусмотренный законом вариант - должен принять решение суд. А решение суда подлежит исполнению. В противном случае - вступает в действие следующий закон. Государство и в данном случае реализует свои полномочия в конституционном поле. Другое дело, как это прозвучало на одном из совещаний в Москве, что в ряде мест не очень самостоятельны суды, подвержены, так называемому, "телефонному праву" руководителей исполнительной власти. Может быть, в этом есть сермяжная правда. В этом повинно и государство, которое многие годы должным образом не финансировало федеральные суды и они, поддерживаемые субъектами Федерации, кое-где подпали под зависимость их руководства. Я говорю об этом, не имея в виду какой-то конкретный суд, например, Свердловский областной. Нет, просто в принципе не отрицаю такую возможность. Но это в прошлом. Сегодня любой суд - это суд федеральный, отправляющий свои государственные функции в пределах конкретной территории. Но если от тех, чьи права мы призваны защищать, я получаю массу претензий к деятельности судов, значит реформирование третьей ветви власти затягивается. Реформа ведь необходима не ради реформы, а для того, чтобы она обеспечивала защиту законных прав и интересов всех субъектов правоотношений. В принятие решений судьями никому не позволено вмешиваться. Это - гарантия законности. Но и все действия судьи регламентированы только законами, и ничем иным. В феврале планируется совещание судей Свердловской области, позднее будет проведено окружное, на котором председатели судов субъектов Федерации доложат, как реализуются задачи, поставленные президентом. Кстати, полпредствам поручено значительно повысить качество работы с кадрами судей. Это и помощь, и поддержка, и анализ их деятельности. О правовом государстве, о государстве эффективном, куда бы пришел внешний инвестор и чувствовал себя спокойно, говорить невозможно, если судебная ветвь власти не будет функционировать так, как этого требует время. Думаю, это понятно. "Передозировка" равнодушия -- Петр Михайлович, как Вы оцениваете криминогенную ситуацию в Свердловской области? Вернувшись с совещания, проходившего в Москве, начальник Главного управления внутренних дел Свердловской области генерал Алексей Красников с удовлетворением заявил, что претензий в докладе МВД к нашейобласти высказано не было... - Действительно я с удивлением услышал эту фразу. О каком удовлетворении может идти речь, если за прошлый год было совершено более 116 тысяч преступлений. Вот о чем надо говорить, это - наша трагедия. В Свердловской области уровень преступности самый высокий в России. В голове не укладывается: отчаявшись найти выход из тупиковой ситуации, отец убивает своего сына-наркомана. Разве можно быть удовлетворенными своей работой, зная такие факты? А они ведь становятся достоянием широкой общественности. Как и то, что более тысячи молодых людей погибли от передозировки наркотиков, и более тысячи работников органов внутренних дел уволены за проступки, несовместимые с профессиональной деятельностью стражей порядка. Только вдумайтесь в эту цифру - выявлено более тысячи укрытых преступлений. Но я бы не стал называть Свердловскую область криминальной или самой неблагополучной. Она просто самая большая в округе. Это - мощный транзитный узел, к тому же, в области расположено немало колоний, обитатели которых, отбыв срок, здесь же зачастую и оседают на постоянное место жительства. То есть имеется целый комплекс специфических причин и обстоятельств, которые никак нельзя сбрасывать со счетов. Но это ни в коей мере не оправдывает правоохранительные органы. Мы должны очень серьезно оценить ситуацию и определить стратегические приоритеты на перспективу. К сожалению, из нашей жизни ушло такое понятие, как профилактика, предупреждение преступности. Еще не стерлось из памяти то время, когда именно профилактике правонарушений уделялось первостепенное внимание. Мы, к сожалению, ориентируемся только на усиление подразделений по раскрытию и расследованию преступлений. Системной профилактикой никто не занимается, а ведь многое здесь зависит не только от правоохранительных органов. Я помню, были федерации местного самоуправления, когда один из заместителей председателя Облисполкома непосредственно занимался организацией этой работы. В цивилизованных странах реализуются конкретные целевые программы, направленные на предупреждение преступлений, на устранение причин и условий, которые ведут к росту правонарушений. Необходимо безотлагательно пересмотреть наши подходы к этому делу. - Видимо, опираться в этой работе придется на широкую общественность. К сожалению, у нас так и не сформированы многие институты гражданского общества, которые на том же Западе берут на себя решение многих проблем, затрагивающих самые разные стороны жизни. Планируются ли какие-нибудь шаги в этом, направлении? - Побеседовав на днях с Михаилом Горбачевым, побывавшим в Екатеринбурге, я поделился с ним своей неудовлетворенностью состоянием дел в этой сфере. Действительно, многие вопросы может и должна решать общественность. Поэтому я с большим вниманием отнесся к прошедшему недавно в Екатеринбурге Женскому форуму . В его работе приняли участие активные представительницы прекрасного пола из всех городов, входящих в Уральский федеральный округ. Почему мы решили поддержать это начинание? Никто так не чувствует ответственности за все происходящее, как женщина. Она на все смотрит глазами матери - человека, который создал этот мир и сделал все для того, чтобы его сохранить. Взять, к примеру, проблему с выплатой детских пособий. Участницы форума потребовали разобраться с тем, почему в ряде субъектов Федерации, входящих в УрФО, были накоплены такие долги. Поднимались на форуме и другие вопросы. В частности, речь шла о защите семьи. - Одной из самых больших опасностей для общества стала наркомания. Тема борьбы с этим злом очень популярна, но что-то больших сдвигов в лучшую сторону не ощущается... - Здесь положение дел следует оценивать, как критическое. Нет даже точной информации, сколько сбытчиков наркотиков зарабатывают свои капиталы на здоровье подрастающего поколения. И нам предстоит в ближайшее время отдельно разобраться с этой проблемой. Проводимая сегодня работа по противодействию наркомании в Уральском федеральном округе совершенно не соответствует масштабам этой угрозы. Здесь необходимы системные меры со стороны государства и общественности. - Петр Михайлович, насколько известно, Вы уже провели несколько приемов граждан по личным вопросам. С какими бедами чаще всего обращаются к Вам люди и на какие выводы наталкивают их заботы? - Большинство вопросов в обращениях граждан касается пересмотра решений, принятых органами юстиции и прокуратуры, милиции, действий служб социальной защиты населения. Много и тех, кто приходит искать правды, не добившись улучшения жилищно-бытовых условий, но будучи уверенными, что имеют на это право. Есть и обращения людей, так и не добившихся справедливого разрешения трудовых споров. Очень высока доля обращений с жалобой на неправомерные затягивания рассмотрения дел в судах. В этой категории лидерство занимает Свердловская область, а точнее, Свердловский областной суд. Около пяти процентов жалоб поступило на действия органов власти и руководителей разных уровней. Много приходит пожилых людей с проблемами частного характера, но имеющими для них жизненно-важное значение - установка телефона, пенсионное обеспечение... Есть и вопиющие факты бюрократизма. Об одном из них рассказали родители девятнадцатилетнего военнослужащего Божо, геройски погибшего 28 января 2000 года на площади "Минутка" в Грозном, спасая товарищей и командира. Родители случайно, через редакцию республиканского журнала "На боевом посту", узнали, что их сын Указом Президента посмертно награжден орденом Мужества. На просьбу, отправленную в Ростов на Дону, прислать им награду сына, они получили отписку: приезжайте, мол, сами и забирайте. Со своей обидой они пришли на прием. Теперь это дело взято под контроль и предпринимаются срочные меры по доставке ордена в Екатеринбург. Всего же за прошедший месяц сотрудниками аппарата полпредства обработано более пятисот зарегистрированных ранее писем и обращений граждан. Еще более шестисот обращений в адрес полномочного представителя поступило недавно. Это свидетельствует о том, что люди, отчаявшись добиться помощи или хотя бы понимания со стороны местных чиновников, обращаются в более высокие инстанции. Хотя многое могли бы решить более оперативно те, кто отвечают за конкретный участок работы в том или ином населенном пункте. К примеру, жителям дома 23 на улице Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге, которым не давал житья беспокойный сосед, торговавший героином, никто не протянул руку помощи. Пришлось обращаться к полпреду. Сейчас наркоторговец задержан, решается вопрос о передаче уголовного дела в суд. Много обращений поступило и во время прямой линии, проведенной редакцией регионального представительства газеты "Комсомольская правда". И опять же звонили люди, отчаявшиеся найти правду у местных чиновников. Мы несем колоссальные потери из-за невнимания к человеку - такой вывод напрашивается после общения с людьми. Есть вещи, не укладывающиеся в рамки нормальной логики, начиная с ордена, который годами можем не вручить родителям погибшего военнослужащего, заканчивая безуспешными попытками людей защитить свои интересы в суде. - Петр Михайлович, в этой связи напрашивается более общий вопрос. Сформулируем его так: какова цель Вашей работы, чем Вы руководствуетесь, принимая то или иное решение? - Отвечу просто. Все, что мы делаем, направлено на реализацию политики Президента России. Каков ее смысл? Укрепление законности и порядка в нашей стране, возрождение России, как великой и уважаемой державы. Но и это не все. Реализуя политику Президента, мы добиваемся того, чтобы каждый человек, живущий в нашей стране, почувствовал реальное улучшение своего положения. Нужно помогать людям. Этим я и руководствуюсь, это и есть моя главная задача. - Петр Михайлович, в последнее время идет немало информации о президентском полпреде в Уральском федеральном округе. Но есть, кажется, и пробел. Он касается Вашей семьи и ее перспектив на жительство в Екатеринбурге... - Семья пока живет в Москве. Жена - юрист по образованию. Старший сын после окончания вуза работает, младший - студент. В Екатеринбурге я живу в гостинице, более половины времени протекает в командировках. Переезд семьи в Екатеринбург в плане и будет осуществлен после решения ряда бытовых проблем. - В газетной публикации, конечно, не уместить всех тем., которых Вы коснулись в нашей двухчасовой беседе. Но все эти темы, в том числе, к примеру, формирования единого экономического поля в округе, надеемся, актуальны и интересны читателям наших газет. И возможно, они попросят продолжить наш с Вами диалог. Можно ли на это рассчитывать? Можно ли пообещать читателям, что их интерес, связанный с деятельностью полномочного представителя Президента в УрФО, с Вашей помощью мы периодически сможем удовлетворять? - Без сомнения. Знаю, что у старейших авторитетных газет, какими являются "Уральский рабочий" и "Вечерний Екатеринбург", зрелые и преданные читатели - патриоты Урала, люди, в большинстве своем, с немалым опытом жизни. Хочу пожелать им здоровья и благополучия, плодотворных трудов и веры в возрождение духовности и могущества нашей Родины Любовь МИНИНА, "Вечерний Екатеринбург" Иван МАЛАХЕЕВ, Борис, ТИМОФЕЕВ, "Уральский рабочий".

Актуальное