Церковно-тюремный роман

В отдельно взятой Екатеринбургской епархии. 

Так уж исторически сложилось в Екатеринбурге, что Ивановская церковь, а точнее сказать Иоанно-Предтеченское архирейское подворье, соседствует со Следственным изолятором №1. И когда митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл пьет чай, из окон своей резиденции он может увидеть окошечко камеры, в которой обитает вице-президент фонда "Город без наркотиков" Евгений Маленкин.

Правая рука соучредителя ГБН, а ныне градоначальника Екатеринбурга Евгения Ройзмана подозревается в незаконном обороте наркотиков в особо крупном размере. Ему также заочно были предъявлены обвинения в лишении свободы реабилитанток фонда. Долгое время Маленкин "паломничал", скрываясь от силовиков на территории Свердловской области. В ходе спецоперации 22 ноября 2013 года он был задержан и по решению суда помещен в СИЗО.

Неожиданно для местной общественности владыка Кирилл воспылал прям-таки отеческой заботой о "жертве силовиков", коим пытается выставить своего друга Ройзман. И накануне Крещения навестил его в тюремной камере с духовной литературой, конфетами и шашлыками.

Оставим в стороне ранее озвученный вопрос к руководству среднеуральского ГУФСИН, за какие заслуги перед государством Маленкину предоставили комфортабельную камеру. Не будем удивляться и тому, что сановитый священнослужитель с кульком еды отправляется к обвиняемому в преступлении против свободы личности. Поскольку гораздо интереснее, что 20 января на заседании Верх-Исетского райсуда Екатеринбурга, рассматривавшего ходатайство о продлении ареста Маленкина, было обнародовано ходатайство митрополита Кирилла, в котором он просит изменить меру пресечения для "истинно верующего человека".

Как христианство насаждалось огнем и мечом, так и Маленкин вселял в реабилитанток фонда веру в праведный образ жизни порками и иным физическим насилием. Митрополит, по его собственному признанию, давно знает арестанта СИЗО, и, стало быть,  в курсе методов ройзмановского ГБН. И как это соотносится с ветхозаветным "возлюби ближнего, как самого себя"? Но, полагаю, вовсе не стремление помочь обществу преодолеть недуг наркозависимости истинная причина череды поступков священнослужителей в отношении ройзмановцев.

В ноябре 2013 года прошла знаковая пресс-конференция архиепископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия, который всеми силами пытался оправдать "ремонт" храма Николая Чудотворца в селе Быньги. За несколько лет руками реабилитантов фонда "Город без наркотиков" храм, уцелевший при антиклерикальных наездах советской власти, был изуродован, да к тому же из него пропало немало ценных предметов культа, в том числе икон Невьянской школы, за которыми много лет охотится Евгений Ройзман.

Как только правоохранители начали выяснять, что и куда "ушло" из храма, священнослужители заняли круговую оборону, включив в круг своих подзащитных ройзмановскую команду. Немаловажная деталь – территориально Быньговский храм находится в Нижнетагильской епархии, образованной в августе 2011 года – одновременно с назначением епископа Кирилла (в миру Михаила Наконечного) митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским. Но в течение двух последующих лет он, как и прежде, управлялся из Екатеринбургской епархии. Лишь когда сгустились тучи, а настоятеля храма отца Виктора стали вызывать  на допросы в полицию, было принято решение оградить митрополита от возможной ответственности за происходившее в Быньгах – Николай Чудотворец перешел в управление нижнетагильского архиепископа.

Дифирамбы в адрес Ройзмана, расточаемые архиепископом Иннокентием, слегка озадачили журналистов. Но никому в голову тогда не могло прийти, что сам митрополит заключил союз с прежде судимым градоначальником. Реноме Хитрого Роя (об истории возникновения данного ника "Уралинформбюро" рассказывало в декабре) априори предполагает его нерукопожатность в приличных домах.

Впрочем, отношение главы екатеринбургской Епархии к "сидельцам" давно выходит за рамки общепринятого "наставления на путь истинный". Например, духовником Среднеуральского женского монастыря является схиигумен отец Сергий. В миру он – Николай Васильевич Романов, выпускник школы милиции, осужденный в 1986 году на 13 лет за групповой грабеж, повлекший смерть потерпевшего. По канонам Русской православной церкви отсидевший свое в нижнетагильской колонии Романов мог принять монашеский постриг, но никак уж не проповедовать в монастыре почти с десяток лет. Поставить крест на его пастырстве вправе лишь владыка, но он  и не помышляет об этом, даже несмотря на то, что отец Сергий наравне с монастырской ребятней привечает "воров в законе". Может быть, схиигумен собирает щедрые дары с криминала и бизнеса?

"Наработки" с Романовым  и Ройзманом достались митрополиту Кириллу в "наследство" от бывшего главы Екатеринбургской епархии. И, судя по всему, он решил ими не брезговать, нацелившись восстановить в Екатеринбурге разрушенный большевиками храм Святой Екатерины.

Предпринятая его предшественником архиепископом Викентием попытка в 2010 году застолбить под строительство Площадь Труда натолкнулась на сопротивление городских властей (кстати, одним из активных организаторов "сопротивления" была Оксана Панова). Потому дружбу с Ройзманом митрополит вероятно рассматривает как инструмент лоббирования в мэрии. Но действительно ли священник столь хорошо знает Хитрого Роя и его компанию, как об этом думает?

Нового обсуждения темы храма еще нет и в помине, а вот за Маленкина митрополита "впрягли". Таблоид внебрачной подруги Ройзмана уже сочится елеем в адрес владыки. И как-то позабылось, что осужденная на два года за вымогательство и принуждение к сделке гражданка Панова прошлой весной смачно куражилась над священником. Но после судебного приговора ей нужны общественные заступники, которых в Екатеринбурге по пальцам пересчитать – сгодится и глава епархии.

А еще есть скандально известный Антон Баков, ныне вырядившийся лидером Монархической партии России. Он  немало мутил с Пановой,  не откажется за чужой счет "оттянуться" и на православно-императорской почве. Так что по весне эта троица, нуждающаяся в любых поводах для самопиара, вполне может оседлать Площадь Труда и горланить там до хрипоты "Даешь храм". А митрополит будет уверять всех, что это - "истинно верующие люди". Ну, да, больше всего верующие в солидные деньги  и свою безнаказанность, что доказано двумя последними десятилетиями их "трудов" на подмостках Екатеринбурга!

Знаменитый фильм Тенгиза Абуладзе "«Покаяние" заканчивается диалогом: "Скажите, эта дорога приведет к Храму? - Это улица Варлама. Не эта улица ведет к храму. - Тогда зачем она нужна? Зачем дорога, если она не приводит к Храму?".

Улица Ройзмана не приведет к Храму. Потому что православный храм для него ("еврея по папе")  – источник икон, выгоднее всего конвертируемых за пределами России. Успеет ли это понять митрополит Кирилл, прежде чем церковно-тюремный роман отвернет от вверенной ему епархии екатеринбуржцев,  знающих правду о Хитром Рое и его подельниках?

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: Хитрый Рой (зман)