П.Латышев: "Поручения Президента о подготовке предложений о переустройстве Российской Федерации не существует"

7 октяря 2002 года в Мскве состоялось заседание депутатской группы "Народный депутат" Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в котором принял участие полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев. "Уралинформбюро" публикует стенограмму заседания. Геннадий Райков: Коллеги, давайте по тому же сценарию, как мы обычно проводим заседания. Петр Михайлович расскажет о ситуации в округе, а затем вопросы к нему. Петр Латышев: Во-первых, я хочу поблагодарить вас за то, что вы нашли время для встречи. Мы на последней нашей встрече обсуждали ряд проблем Уральского федерального округа и субъектов Федерации, входящих в него. По всем вопросам, которые тогда затрагивались, либо найдены решения, либо ведется конкретная работа по разрешению совершенно конкретных проблем. В течение этого периода были неоднократные контакты с инициаторами этих вопросов, нашими депутатами. Я рассчитываю на то, что и сегодня мы сумеем обсудить конкретные вопросы, определить на последующий период некоторые приоритеты, уточнить со своей стороны наши задачи, а со стороны депутатов - формы участия в решении тех или иных проблем. В целом Уральский федеральный округ подходит к завершению 2002 года с положительной динамикой в экономике. Мы полагаем, что рост производства может составить порядка 105-106 процентов к уровню 2001 года.В течение лета и к началу нового учебного закрыто много проблем, связанных с обеспечением выплаты повышенного денежного содержания в бюджетной сфере. Предприняты конкретные шаги по ликвидации тех долгов, которые накопились, в том числе и, наверное, прежде всего, в сфере образования. В основном завершена подготовка к осенне-зимнему периоду. Есть нерешенные проблемы. Но на сегодняшний день более 70 процентов объектов социальной сферы УрФО уже подключены к теплу. Активная работа проводится в этом отношении в Екатеринбурге. Здесь было достаточно проблем разного рода, но сейчас тоже эти узлы в общем-то развязываются. Остается проблемным вопрос с теплоэнергоснабжением Курганской области. Сегодня там должен находится руководитель "Тюменьэнерго" Артем Биков. РАО "ЕЭС Росси" завершает работу над схемой, в результате которой "Курганэнерго" войдет в новую структуру. Это будет общая с "Тюменьэнерго" структура. И постепенно, мы полагаем, в Курганской области будут развязаны все сложные узлы энергетических проблем. Что касается положения дел в правоохранительной сфере, то в целом по Уральскому федеральному округу за 9 месяцев текущего года отмечается снижение числа регистрируемых преступлений. Многое, конечно же, связано с введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. И, тем не менее, мы все же отмечаем предпосылки к тенденции стабилизации оперативной обстановки в округе. В ноябре с участием заместителя главы Администрации Президента РФ Дмитрия Николаевича Козака, руководителей судебной ветви власти в Уральском федеральном округе, правоохранительных органов, органов государственной власти субъектов Федерации, председателей Верховного Суда, Арбитражного Суда РФ мы будем рассматривать ход судебной реформы и подводем итоги работы, насколько это будет возможно, в условиях действия нового Уголовно-процессуального кодекса. Необходим такой анализ, необходима оценка положения дел, необходимо определение приоритетов и необходимо определить тот перечень мер, реализация которых до конца года и в последующем, поможет активнее применять новое законодательство и более эффективно влиять на деятельность правоохранительной сферы в целом. В настоящее время мы готовимся к проведению заседания окружной комиссии по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между тремя уровнями публичной власти. И мы полагаем в расширенном формате рассмотреть те документы, которые на сегодняшний день подготовлены. Это уже законопроекты, с которыми вы знакомы, - изменения и дополнения в закон "Об общих принципах местного самоуправления (новая редакция)", изменения и дополнения в закон "Об организации системы государственной власти". Речь идет о тех главах и тех положениях, которые дополняют этот закон и разграничивают предметы ведения, компетенции по очень важным вопросам между Федерацией и субъектом Федерации, а также между субъектом Федерации и местным самоуправлением. Год назад мы передали в комиссию Д.Козака предложения, которые были подготовлены в Уральском федеральном округе. В этой работе принимали участие наши депутаты Государственной Думы. И сейчас мы бы хотели посмотреть, что получилось, какие предложения, которые прошли через нашу комиссию, нашли свое место в соответствующих проектах законодательных актов. До конца 2002 года в Уральском федеральном округе под руководство Президента Российской Федерации пройдет совещание с участием глав субъектов Федерации, входящих в УрФО, представителями федеральных органов государственной власти. Вы знаете, что Президентом было принято решение провести такие совещания во всех федеральных округах. Через неделю мы на заседании координационной Коллегии в Уральском федеральном округе с главами субъектов Федерации обсудим перечень приоритетных тем, которые необходимо обсудить с участием главы государства. Полагаем, что здесь же будет принято решение о создании рабочей группы по конкретным направлениям для подготовки такого совещания. Нам хотелось бы, чтобы это совещание прошло с конкретным результатом, чтобы оно было деловым, конструктивным. Полагаем, что это будут и проблемы топливно-энергического комплекса, никак нам не обойти эту тему. Это и газ, это и генерация. Полагаю, что нам предстоит подготовить необходимый материал для обсуждения проблем горнорудной базы и вообще вопросы минерально-сырьевой базы, вопросы металлургии, вопросы машиностроения, вопросы Минатома, поскольку 26% атомной промышленности России сегодня находится в Уральском федеральном округе, и, конечно, проблемы экологии. Думаю, что на этом совещании, конечно же, будут рассмотрены аспекты, связанные с деятельностью государственного аппарата, предстоящей административной реформы. Мы вас проинформируем о том, какие у нас будут рабочие группы созданы. Полагаю, что у вас тоже могут быть предложения или конкретные, может быть, уже исследованные аспекты в той или иной сфере экономики, производства, науки и т.д. Думаю, что на этом совещании будет уделено большое внимание проблемам инновационной деятельности. Для Уральского федерального округа это очень актуально. 30-31 октября 2002 года пройдет вторая окружная инновационная конференция. Вы знаете о том, что в УрФО проведен конкурс инновационных проектов и в целом ведется весьма активная работа на этом направлении. Мы хотели бы хорошо подготовиться, чтобы в короткое время можно было предложить главе государства конкретные предложения. Хотелось бы, чтобы вопросы были рассмотрены с учетом того, что совещание это будет проходить под руководством Президента, и постановка вопросов и ход обсуждения должен быть выстроен соответствующим образом. Это не совещание, которое проводит, скажем, Председатель Правительства. Совещание проводит глава государства. Конечно же, будут рассматриваться и обсуждаться конкретные проблемы экономики, социальной сферы, государственного управления и так далее, но через призму полномочий и компетенции Президента Российской Федерации, его ответственности. Я полагаю, можно будет поучаствовать нашим депутатам в подготовке совещания. Во всяком случае мы бы хотели с вами посоветоваться по вашим субъектам Федерации, по вашим округам, по тем проблемам, которые у вас есть, что заслуживает внимания и что может быть внесено на обсуждение этого совещания. Думаю, в ходе подготовки к этому совещанию мы вернемся ко всем визитам Президента в Уральский федеральный округ, к тем протоколам, к тем решениям, к тем документам, которые принимались в свое время. По итогам этого совещания тоже будут приняты соответствующие решения, будет это или перечень поручений или это будет протокол, но мы на этом совещании, конечно же, будем определять перспективу и стратегию дальнейшего развития. Полагаю, что как и на последнем совещании, мы должны будем проанализировать, что нам удалось и что не удалось сделать с тем, чтобы огромный потенциал, которым располагает власть и федеральный округ, субъекты Федерации, входящие в УрФО, давал отдачу. 14-15 октября в Екатеринбурге будет проводиться выездное заседание президиума Российской академии наук - нашему уральскому отделению РАН нынче исполняется 70 лет. Мы сегодня с президентом РАН Юрием Осиповым обсудили вопрос о том, что в ходе заседания президиума мы постараемся рассмотреть несколько проблем, связанных со стратегией дальнейшего развития округа. И мы в последующем используем материалы президиума при подготовке совещания, которое будет проводить Президент РФ. После заседания президиума будет проведено рабочее совещание Полномочного представителя Президента с участием президента Российской академии наук, вице-президента и ученых секретарей. На этой встрече мы обсудим ход реформ, которые осуществляются, в частности, на территориях Уральского федерального округа, вернемся к заседанию президиума Российской академии наук полуторогодичной давности, где я делал доклад, и проанализируем, что удалось реализовать, а что еще находится в стадии реализации. После этого будет обмен мнениями с участием наших академиков по проблемам общественного развития, государственного строительства на современном этапе. В субъектах Федерации существует много проблем, связанных с подготовкой бюджета на 2003 год. Я имею в виду те вопросы, по которым субъекты Федерации полагают, что было бы возможным иное решение, нежели предложенное Правительством. Но в целом в субъектах Федерации есть понимание о необходимости принятия бюджета РФ с тем, чтобы можно было в более стабильной обстановке работать в 2003 году. Отмечается важность ряда законодательных актов, которые приняты уже после летних каникул. Конечно же, к работе депутатов Государственной и, Государственной Думе в целом, приковано внимание. С мест отслеживается буквально все, что происходит в связи с принятием бюджета. Теперь мы могли перейти к обсуждению конкретных вопросов и обмену мнением. П.Свечников: Петр Михайлович, есть две проблемы, где необходимо ваше вмешательство. Прежде всего, речь идет о наших вооруженных силах, о морской составляющей наших ядерных ВС. Вы знаете, что в Миассе (Челябинская область) есть государственный ракетный центр, который имеет многовековую наработку по этому направлению. Однако в последнее время благодаря лоббистам, которые находятся в Москве, эта проблема морской составляющей перенесена в Москву и идет работа с начала. Мы бы хотели, чтобы вы более подробно ознакомились с этой проблемой, для чего готовы предоставить необходимый материал, и подключились к решению указанной проблемы. В Челябинской области есть конкретные разработки, есть конкретная материальная база, есть конкретный интеллектуальный потенциал. Если же будет идти, как идет сейчас, то мы безнадежно опоздаем, в том числе, и по морской составляющей наших ядерных ВС. Вследствие закрытости определенных тем, я не могу говорить обо всех проблемах, но если у вас появится интерес, готов с вами встретиться и пообщаться по этому поводу. Второе, о чем хотел попросить вас. Буквально недавно в Челябинской области произошел случай, который, на мой взгляд, может способствовать негативным процессам как в области, так и в Челябинске. Администрация Челябинска игнорировала просьбу ряда политический партий и движений о проведении политических мероприятий на центральной площади Революции. Причем этот отказ был немотивированным. До сих пор информации о том, почему было принято это решение, нет. Это вызывает определенную напряженность во взаимоотношениях городской администрации с населением города. Я ничего не хочу сказать, но, думаю, что будет не очень здорово, ибо на сегодняшний день городская администрация представляет власть в Челябинской области и страны в целом и такие непонятные ее шаги по запрещению чего либо, во-первых, проблемы не решают, а, во-вторых, вызывают определенное недовольство деятельностью городской власти. Думаю, что на уровне области данная проблема вряд ли будет решена, поэтому прошу вашего вмешательства. П.Латышев: По первому вопросу. Эта проблема мне известна. Я встречался с министром обороны Сергеем Ивановым по данному вопросу, с министром промышленности и науки Ильей Клебановым. Мной был сделан доклад и главе государства. Последняя моя встреча с И.Клебановым, которая состоялась в конце августа, показала, что этой проблемой сегодня занимаются не только в Минпромнауки. Там есть определенные перспективы позитивного разрешения сложившейся ситуации. 1 ноября в Екатеринбурге мы будем проводить совещание по контролю за ходом реализации решения Совета безопасности и Президиума Госсовета РФ по реформированию оборонно-промышленного комплекса. И.Клебанов также будет участвовать в этом совещании. Я думаю, что мы этот вопрос сможем обсудить с участием генконструктора ГРКЦ Владимира Дегтяря, которого тоже пригласим. Этот вопрос находится у нас на контроле и все необходимые материалы у меня есть. Что касается запретов городских властей, мне кажется сейчас все упростилось. Если мы считаем, что городские власти нарушили закон или не выполняют существующий закон, есть суд. Суд примет окончательное решение. Я думаю, что это не тот случай, когда надо силой президентской ветви власти решать вопрос с мэром. Здесь ситуация простая - суд. Все. О.Пантелеев: Петр Михайлович, у меня в руках письмо за вашей подписью на имя М.Касьянова по результатам комплексной проверки по Курганской области. Я скажу, что очень точно основные больные точки по области показаны. И вы глубоко в этом вопросе разбирались. В принципе и мы знаем ситуацию. Но одновременно у меня есть письма, подготовленные министерствами, по тем поручениям, которые дал Председатель Правительства. В принципе они напоминают определенные отписки, каких-то решающих, глобальных ответов они не дают. У меня предложение конкретное, которое с вашими словами пересекается по поводу совещания глав субъектов Федерации с Президентом. Может быть, к этому совещанию хотя бы ориентировочно набросать какой-то план. Речь идет о том, что каждый субъект может конкретно сделать для Зауралья. Можно даже предусмотреть фонд какой-то по выводу из кризисной ситуации Курганской области. Я думаю, только силами всех субъектов округа можно поправить положение в Курганской области. П.Латышев: У меня была встреча с председателем Правительства, где мы все-таки пришли к выводу о том, в отношении Курганской области нужны системные меры. М.Касьянов понимает серьезность сложившегося положения. Я его проинформировал о том, что мною сделан доклад Президенту Российской Федерации по данному вопросу.Председатель Правительства сделал поручение, адекватное и по положению дел и остроте проблемы. Я пришел к выводу о необходимости дать определенное время правительственным структурам, министерствам, должностным лицам поработать по этому вопросу. Полагаю, что прошло уже достаточное время для того, чтобы можно было подвести промежуточный итог. И ваши оценки не расходятся в основном с теми оценками, которые мы делаем, в части эффективности принимаемых со стороны соответствующих министерств и Правительства конкретных и практических мер. Мы сейчас подготовим свое заключение по состоянию дел на сегодняшний день и будет мой новый доклад председателю Правительства с конкретными уже вопросами в части объективности, полноты и так далее тех мер, которые Правительство намеревается принять по отношению Курганской области. Я считаю, что в Курганской области сегодня - и об этом я сказал председателю Правительства - серьезно ущемляются законные права и интересы людей. Если уж мы возьмем вопросы бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя Курганской области, то я просто не знаю, с чем это можно сравнить. Поэтому мы сейчас готовимся к принятию соответствующих мер и очередному докладу Президенту о том, как Правительство реагирует на те предложения, которые внесены. Полагаю, что здесь есть у нас все основания добиваться принятия эффективных мер по Курганской области. Это не снижает нисколько актуальности проблемы интеграции и кооперации внутри Уральского федерального округа. Полагаю, что мы на заседании координационной Коллегии с главами субъектов Федерации тоже обсудим. Я председателю Правительства доложу о том, что на совещании, которое будет проводить Президент, мною будет сделан соответствующий доклад. И пусть правительственные чиновники думают, потому что эту тему, эту проблему уже просто не удержать где-то в столе тли где-то в папке. Если кто-то заинтересован в том, чтобы на этом совещании был твердый разговор и, может быть, не очень приятный, то пусть продолжают так, как они это делали раньше, относиться к субъекту Федерации, который находится в остром кризисном состоянии. Поэтому думаю, что и сама подготовка к совещанию, которое будет в округе проводить Президент, тоже будет стимулировать соответствующих должностных лиц в этом плане. А наших сенаторов и депутатов от Курганской области я просто прошу подключаться активно. Давайте бомбить и со своей стороны. Г.Райков: Я хочу добавить к тому, о чем говорит Петр Михайлович. Мне тоже пришлось докладывать по Курганской области. Мы сейчас все готовим документ, Петр Михайлович. Допустим, размещение тех же БМПТИ почему-то на волгоградском заводе, который танки делает и никакого отношения к БМП (боевая машина пехоты) не имеет. Был приглашен и министр обороны, который рассматривает, чтобы заказы опять передать в Курган. Для того чтобы, допустим, в программу социального обустройства села, которая делается на 1,5 миллиона рублей, ввести курганский "школьный автобус" и решить проблемы перевозки школьников. П.Латышев: Работа определенная идет, но это фрагменты. А там необходимы системные решения. Там необходимы определенные гарантии дальнейшего развития. Там необходимо определиться со стратегией в конечном счете. А.Вихарев: Уважаемый Петр Михайлович! Уважаемые коллеги! Мне представляется, какие бы меры административного воздействия в Курганской области ни применялись, они не достигнут предполагаемого результата. Я не буду перечислять все сложности, они общеизвестны. Но заметьте, консолидированный бюджет области - 3,5 миллиарда рублей, из которых 3,1 миллиарда за счет ФРР, фонда финансовой поддержки регионов и фонда финансирования социальных расходов. Может быть, нам провести слушания и консультации? Ведь набил оскомину вопрос. Я подвожу тему к федеративной реформе, что 89 субъектов - это много. Это - не управляемая структура. Может быть, как инициатор наш Уральский федеральный округ выступил бы с этой идеей, то есть объединить группу "доноров", присоединить к ним реципиент (Курганскую область), таким образом образовав новый субъект? Это как бы мысли вслух, как постановочный вопрос ставлю. Тем более принят Федеральный закон "О новом субъекте Российской Федерации". Нужно посмотреть принципиально на решение этого вопроса. Второй вопрос. Что касается Свердловской области, мне представляется, Петр Михайлович, только Президент, наверное, мог бы вмешаться в ту ситуацию, которая сегодня развивается не во благо Российской Федерации. Я имею в виду обеспечение сырьем медного комплекса нашей страны. Все помнят ситуацию с "Эрденет". Если вы помните, за счет средств СССР разрабатывалось и строилось это месторождение, тем не менее, сегодня Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, практически не имеет возможности получать оттуда меднорудное сырье. Этот вопрос не получилось решить у премьер-министра. Тем не менее, я думаю, что Президент мог бы его решить во благо России. И второй вопрос - это Удоканское месторождение. Действительно, сегодня необходимо на тендере по нему применить специальные условия, ограничив участие иностранного капитала. Здесь идет речь о стратегической доктрине развития медного комплекса нашего государства. Здесь не нужно стесняться, защищая себя, ограничивая участие в тендере иностранный капитал. А ведь понятно для чего тот же чилийский капитал участвовал в нем - для того, чтобы свою "медную" монополию в мире сохранить, а не развивать Читинскую область, ее инфраструктуру и нашу медную промышленность. С моей точки зрения, эти два стратегических вопроса по силам лишь Президенту. П.Латышев: Что касается второго вопроса. Мы проводили совещание в Уральской горно-металлургической компании, наверное, месяц с небольшим назад. И вопросы, связанные с Удоканом, обсуждались, но пока не вносилось предложение о необходимости рассмотрения этого вопроса с участием Президента, поскольку там были определенные сложности. Тем не менее, та схема, которая была выработана - вал электромеди - с участием соответствующих структурных подразделений Правительства, имела право, как говорят, на жизнь. Но в такой постановке, как сегодня, эта тема не звучала. В любом случае при подготовке совещания под руководством Президента этот вопрос нам не обойти. И это будет исследоваться внимательным образом. Я информирован о том, что были предложения о некоем упрощении того порядка, который определил федеральный закон, обеспечив равный доступ к участию в аукционе всех, кто пожелает. И наше Правительство склонялось к такому варианту, что закон должен исполняться. Он принят, он должен исполняться. И, вместе с тем, там все-таки были какие-то механизмы, позволяющие исполнить закон, и в то же самое время, в случае необходимости, защитить наши национальные интересы. Посмотрим, что там получается. Что касается присоединения Курганской области, не подвергается сомнению сама проблема совершенствования или развития нашей Федерации. Все развивается. И Федерация будет тоже развиваться. И мы знаем о том, что сейчас по этому поводу существует целый ряд концепций и подходов к этой проблеме. Мы подготовили предложения о разграничении предметов ведения и полномочий. На сегодняшний день поручения Президента Российской Федерации о подготовке предложений о переустройстве нашей Федерации не существует. Тем не менее, тот закон, который принят, и Конституция Российской Федерации позволяют как-то подойти к этому вопросу. Хотя там очень сложные процедуры и я просто не рассчитываю на быструю перспективу. Ну, и конечно же, здесь во главу угла будет ставиться воля людей, которые живут и на этой территории, и на других территориях, куда это все должно придти. И если жители Курганской области, наверное, могут понять, что такое объединение будет способствовать повышению их уровня жизни, улучшению качества жизни, то жители других субъектов Федерации, которые понимают, что у них убавится, могут быть не в восторге от этого. То есть проблема не простая. И поэтому мы пока будем просто с вами смотреть, что происходит, как складывается. Г.Райков: Я встречался с М.Касьяновым и час ему докладывал по ситуации в горнометаллургической отрасли, в том числе и проблему Удакана. По итогам были расписаны документы довольно жесткие по ряду формулировок, данных Касьяновым. Поэтому надо просто правильно посмотреть, что с этих документов пойдет, а потом докладывать Президенту. Этот вопрос серьезный. П.Латышев: Председатель Правительства поддерживает эту идею. Был разговор с ним и он очень заинтересованно отнесся. Он вник в этот вопрос. Но у нас же есть проблема исполнителя. Вы тоже, наверное, с этим сталкиваетесь. Поэтому у нас есть возможность все-таки этот вопрос двигать. О.Пантелеев: Петр Михайлович, еще один очень важный вопрос. По арсеналу химоружия в поселке Щучье (Курганская область). Нужна, я думаю, на вашем уровне поддержка. В этом году заканчиваются полномочия Президента США в решении вопроса о финансировани программы по разоружению химического оружия в России. Поэтому здесь тоже нужно подключиться. А.Соболев: Я ознакомился со справкой, которую подготовил аппарат представительства полномочного представителя Президента в УрФО по ситуации в Курганской области. В большинстве я с высказанными замечаниями согласен. Я согласен с тем, что Курганскую область надо поддержать. И я поддерживаю Олега Евгеньевича Пантелеева. Ответы из некоторых министерств больше похожи на отписку. Сегодня, вы прекрасно знаете, из области ежегодно уезжат более 10 тысяч человек. Уезжают самые лучшие специалисты. Радостно то, что наконец принято такое решительное мужественное решение по объединению "Курганэнерго" и "Тюменьэнерго". Иначе я там выхода никакого не видел. У меня же, Петр Михайлович, два коротких вопроса. Проблема "Курганмашзавода". Вот сегодня было интересно читать, скажем, с гордостью, что курганская боевая машина пехоты, оснащенная вооружением тульской конструкции, вызывает восхищение. Но как можно сохранить такое уникальное предприятие, не имея заказов? На гражданской технике, на гражданской продукции, которую этот уникальный завод выпускает, нам эту численность рабочих никогда не сохранить. Я бы считал, что сколько-то БМП наша российская армия должна заказывать на вооружение. И вторая проблема. Не секрет, что в Курганской области 50% промышленного объема, ну, сейчас чуть поменьше, занимало сельское хозяйство. В этом году по закону подлости погода, вы прекрасно знаете, май-июнь дожди, сейчас дожди, нехватка денег, нехватка людей, нехватка горюче-смазочных материалов и элементы неорганизованности - привели сельское хозяйство Курганской области к катастрофе. Урожай не будет убран. Он уйдет под снег. Земля не будет вспахана, зяби не будет, не говоря уже о парах. С семенами проблема:Но как бы мы не хотели, какие-то экстренные меры надо принимать по сельскому хозяйству. Иначе на будущий год в Зауралье катастрофа будет. А.Кислицын: Я так понимаю, что зауральская проблема по Уральскому региону самая острая. Мы все понимаем, что Курганская область неконкурентоспособна не потому, что плохо работает , а потому что оказалась и работает не в равных условиях. И, прежде всего, это - тариф на электроэнергию, который у нас самый высокий, и проблема межбюджетных отношений. П.Латышев: В Курганской области все обстоит несколько сложнее. Что касается проблемы межбюджетных отношений, то о ней говорить очень сложно, поскольку бюджет Курганской области формируется на 64% за счет федеральных средств. Что же касается возможностей активизации собственно всей конструкции управления и ее удешевления, то здесь есть предложения, и я знаю, что вы и ваши коллеги в Курганской области занимаются подготовкой предложений в части местного самоуправления, трансформации этого механизма. Все-таки 459 муниципальных образований в Курганской области это, конечно, очень тяжело, в том числе и для бюджета. Поэтому там необходим комплексный подход. Е.Елисеев: Я представляю Челябинскую область в Совете Федерации. Я думаю, что "плач Ярославны" по Курганской области надо рассматривать системно. Вы назвали 105-106 процентов в этом году промышленный рост в Уральском федеральном округе. Я сам себе задаю вопрос, и я думаю, мои коллеги тоже могут задать вопрос: хорошо это или плохо? И, если говорить с точки зрения общефедеральных параметров роста, то, наверное, это не плохо. Мы выглядим достаточно прилично. И те системные проблемы, которые обозначены, они ведь ни сегодня и ни вчера возникли. И они характерны не только для Курганской области, а почти для всех субъектов Федерации в той или иной степени. Просто там они сфокусированы. И структура народного хозяйства такова, что по-другому, наверное, не может быть. И в этой связи, отвечая на вопрос "как мы растем", мы должны, наверное, себе поставить вопрос: какие у нас есть резервы для более активного роста? Вот по медной отрасли Андрей Анатольевич Вихарев поднял вопрос, и я задавал этот вопрос Председателю Правительства. Было обещано, что эти вопросы будут рассмотрены. Как медная отрасль растет? Вообще какова стратегия развития медной отрасли в России? Ответа пока нет, но главное, что в Правительстве работа эта ведется. Но у нас в Уральском федеральном округе, и хорошо, что вопросы эти рассматривались недавно у вас на совещании, мне кажется, нужно все-таки формулировать стратегию развития уралькой медной отрасли. Что нам необходимо? Очевидно, что необходим выход на более высокий уровень передела. Движемся мы в этом направлении по основным производителям меди? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Кто-то движется в этом направлении, а кто-то не хочет двигаться. И в этой связи предложение. На эту проблему нам надо больше обратить внимания и привлечь потенциал специалистов, и привлечь потенциал тех сенаторов и депутатов Государственной Думы, кто так или иначе этой проблемой интересуется. Потому что, как вы хорошо, видимо, уже понимаете, проработав на этом ответственном посту, и ознакомившись со структурой народного хозяйства округа, все-таки главный наш враг и главная наша проблема и в России и в округе это то, что мы занимаемся, многие по крайней мере, нейтрализацией друг друга, вместо того, чтобы заниматься хотя бы тем, чтобы не мешать друг другу, а заниматься тем, чтобы хотя бы чуть-чуть помочь друг другу. И вот если бы мы разработали стратегию устранения этой нейтрализации друг друга, и реализовывали эту стратегию, то могли бы двигаться и расти гораздо более интенсивно. И в этой связи, мне кажется, сейчас у нас есть такой повод - при обсуждении энергетической стратегии России на период до 2020 года нужно мощно, основательно заявить свои позиции Уральскому федеральному округу, потому что у нас есть и ключевые позиции по углеводородному сырью. И у нас есть ключевые вопросы и предложения, и мы в состоянии сформулировать их и реализовать по энергоэффективной экономике. Это может войти таким методологическим, таким забойным моментом в программу формирования энергетической стратегии России в целом. И последнее. У нас проблема, мне кажется, еще одна, она общеизвестна, - низкий уровень ликвидности нашей продукции. Мой, может быть, небольшой опыт свидетельствует о том, что у нас нет практически неликвидной продукции. Практически вся продукция ликвидна, мы слабо занимаемся продвижением, это тоже известно. В этой связи нужно нам создавать, и хорошо, что повод есть встречи с большой наукой, - создавать мощный информационный центр, логистические структуры на Урале. У нас геополитическое положение таково, что как бы и нам карты в руки, и в этой связи нужно было бы провести, запланировать, может быть, на первый квартал наступающего 2003 года мощный информационный форум, который бы заявил о возможностях и способностях специалистов Урала создавать такие логистические структуры и создавать те информационные структуры, которые помогали бы продвигать наши товары на внутреннем и зарубежном рынках. П.Латышев: Проблема меди весьма непростая и основные объемы произведенной продукции идут на экспорт. Внутреннее потребление меди значительно ниже тех объемов, которые сегодня существуют в производстве меди. А с учетом того, что сейчас 50% внутреннего рынка меди отошло "Норильскому никелю", у РАО "Электромедь" есть проблемы. Что касается передела и производства продукции, которая бы имела потребительские свойства, то фольга, лента - мы должны видеть, куда это может пойти. Медная труба - она вечная. Медные крыши - лучше ничего нет. Но когда мы сталкиваемся со стоимостью этого и соотносим это к тем возможностям, которыми наше население сегодня располагает, то мы видим, что мы заперты. Пока мы заперты. Поэтому о стратегии говорить весьма непросто в этой отрасли, учитывая еще громадные накопления разного рода. Сложнейшая отрасль и она должна быть ориентирована на рынок, так мы с вами понимаем, либо внутренний, либо внешний, а лучше туда и туда. Но пока исследования рынка и маркетинга особого оптимизма не вызывают. Это сложнейшая проблема, мы даже уже обсуждали проблемы, связанные с необходимостью внесения изменений в наши СНИИПы. Строительство дома - какие там должны быть коммуникации. Да, может быть, это чуть подороже будет, но если мы ставим эти металлические черные трубы, а через два-три года все это мы меняем, то тратим гораздо больше средств в конечном счете, нежели если бы это было сделано из медных труб. Но у нас СНИИПы таковы, что сегодня жилищному строительству и иному строительству просто не интересна медная отрасль. То есть здесь очень много проблем, в том числе и проблемы такого рода. Но я думаю, что это надо все обсуждать, и надо, конечно же, в этом направлении работать. Что касается округа и стратегии. Треть всей российской электроэнергии генерируется в Уральском федеральном округе. Но Уральский федеральный округ - это крупнейший потребитель металлургии. А нефть, машиностроение - коллоссальный потребитель электроэнергии, поэтому, конечно же, и на совещании будет идти об этом речь, о том, что как-то надо расшивать дефициты по электроэнергии на юге. Здесь вполне может опять выйти в практическое русло подача этой энергии, скажем, из Сургута на Урал. Мы обсуждали в Сургуте с участием руководства РАО "ЕЭС России", субъектов Федерации перспективы развития отрасли, и по второму энергоблоку Сургутской ГРЭС. Вы правы в том, что потенциал большой, а отдача малая. И конечно же, она и обусловавливает во многом то, что сырьем торгуем. В.Гартунг: Сегодня в России процедура банкротства осуществляется по действующему законодательству, которое дает огромные возможности арбитражным управляющим по управлению имуществом должника, и, к сожалению, не всегда арбитражный управляющий учитывает интересы государства, а зачастую действует прямо в противоречии с интересами государства. И таких примеров очень много. К сожалению, они есть и в Челябинской области. Крупные промышленные гиганты, которые находились в процедуре внешнего управления, фактически завершив процедуру, не рассчитались с государством, потому что государство является основным кредитором. Сейчас в такую же процедуру входит "Челябинскуголь". К сожалению, новая редакция закона "О банкротстве" не была подписана Президентом, но даже в нынешних условиях, в условиях даже действующего законодательства у силовых структур, у правоохранительных органов достаточно возможностей по защите интересов государства. К сожалению, они не в полном объеме используются. У меня есть масса документов по процедурам банкротства, которые происходили у нас на предприятиях. Если у вас найдется время, я готов предоставить вам исчерпывающую информацию, и мы можем несколько миллиардов найти и вернуть государству. П.Латышев: Давайте материалы, которые у вас есть. Справедливости ради надо отметить, что действительно действующий закон "О банкротстве" предоставляет немало возможностей для решения этого перечня проблем не всегда с таким позитивным завершением по отношению к государственным интересам. И мы сталкивались, действительно, в целом ряде случаев с ситуациями, когда видели противоречие: с одной стороны - закон, а с другой стороны - интересы общественные. Компромиссов здесь тоже, как правило, не бывает. Суд становится на позиции закона и вопрос закрывается. Но если есть криминал за этим, если есть возможность как-то разобраться, с этих позиций давайте будем разбираться. А новый закон, я думаю, он даст. Г.Райков: Там исключено. Он на позапрошлой неделе принят в редакции Президента, и сейчас находится у Президента. Там эту ситуацию мы с вами увидим. П.Латышев: Это - уже перспектива. Он обратной силы не имеет, но там, где можно вернуться с учетом возможных правонарушений, там надо вернуться. В.Гартунг: Исчерпывающие материалы есть, но, к сожалению, они не нашли отражения в правоохранительных органах Челябинской области. Я готов вам их предоставить. Я думаю, что вмешательство будет и даже много интересного там откроется. В.Язев: Петр Михайлович, у меня вопрос и предложение как у председателя умского подкомитета по газу. Что бы об округе нашем ни говорили , и страна и Европа видит его основным поставщиком нефти и газа. На очереди сегодня освоение газовых месторождений, да и всех нефтегазоконденсаторов по острову Ямал и шельфу. Там где-то потребуется 60-70 миллиардов долларов, и вводить месторождения надо уже к 2007 году, поскольку это вопрос и энергетической безопасности страны, и развития экономики в целом. Президентом были даны поручения по разработке такой программы. И, насколько я знаю, в сентябре уже срок подошел, но программы комплексного освоения месторождений Ямала и шельфа пока нет. Может быть есть смысл в это совещание в Екатеринбурге в присутствии Президента отдельным вопросом включить программу комплексного освоения полуострова Ямал? П.Латышев: Я завтра улетаю на Ямал, и одна из основных целей моей поездки как раз разобраться с тем, как и на сколько реализуются поручения, которые давал Президент в ноябре 2001 года в Новом Уренгое. И это будет предметом разговора на совещании с участием Президента, и я буду делать по этому поводу сообщение, и конечно же, внимательно разберусь с тем, как исполнено поручение в части подготовки программы. Е.Комарова: Вы не назвали дату, когда будет происходить совещание по разделению полномочий по уровням власти. В этом же ноябре? П.Латышев: Это будет в октябре, до 20 октября. Может быть, даже 23-е, 22-е. В.Асеев: Петр Михайлович, когда будет совещание с Президентом, было бы неплохо поднять два протокола сургутских совещаний. Там было много вещей, которые касались не только Ханты-Мансийского автономного округа, но всего Уральского региона. Это - закон о недрах, это - система двух ключей, это - низкодебитные скважины и налогообложение по ним. Следующий момент - по второй ветке железной дороги Тюмень - Сургут - Нижневартовск. Сегодня пропускная способность железной дороги в этот регион, где основная нефть у нас находится, тридцать две пары, уже сегодня с трудом мы пропускаем тридцать три в сутки. Если вторую ветку не строить, то мы замкнем сами себя и не сможем там серьезно работать. Я думаю, что вы знаете эту проблему, просто ее надо ускорять. Далее - автомобильная дорога как в сторону Ханты-Мансийского автономного округа , так и вдоль всего Урала, от Ямала до юга Тюменской области, где находятся огромные залежи таблицы Менделеева. Эту проблему тоже необходимо решать. П.Латышев: В самом начале нашей встречи я сказал, что сейчас мы поднимаем все материалы, связанные с визитами Президента в Уральский федеральный округ, мы вернемся ко всем протоколам и ко всем поручениям . В том числе и по Сургуту. И к совещанию мы внимательно и по каждому пункту разберемся. Ю.Конев: Петр Михайлович, я недавно объехал восемь районов Тюменской области. Хлеб убирать не на чем. Его лучше оставить под снегом. Ситуация такова - пятьсот рублей за тонну дают на приемных пунктах. Принимают наши приемные пункты хлеб, берут деньги за хранение, через три месяца зерно будет оставлено приемным пунктам как подарок. Надо сегодня обсудить, чтобы и Федерация, и субъекты Федерации обратили внимание на то, что надо закупить зерно у товаропроизводителей. Получается так, зерно упало в цене, а булка хлеба не падает. П.Латышев: Есть поручение Президента Российской Федерации Правительству, есть, насколько я понимаю, активная позиция и попытки в этой связи рассмотреть имеющиеся предложения и принять решение со стороны вице-премьера Алексея Гордеева, премьера. Сейчас можно по судьбе урожая этого года говорить и помочь. А что будет в будущем году, если мы не будем знать, для чего мы произвели столько зерна? Раньше говорили, что у нас нет мясного производства, т.к. у нас нет зерна, нужно кормить зерном крупный рогатый скот, свиней. Есть зерно - кормить некого. Я уверен в том, что, во-первых, когда у нас будет Президент, надо будет по этому вопросу какое-то видение заложить, но здесь тоже нужны системные решения, основанные на хорошем анализе. Нужна стратегия развития этого сектора экономики. Он же на что-то должен быть направлен. Или нам тогда надо от импорта отказываться. Или нам надо думать над тем, как нам в конкурентной обстановке сохранить эту отрасль при вступлении России в ВТО, то есть здесь нужны большие государственные решения. П.Новостригов: Петр Михайлович, у меня к вам чисто человеческая просьба. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - очень скромный и мудрый человек. Меня очень сильно беспокоит, что в Интернете появляются статьи ехидного дилетантского содержания, которые сильно задевают нашего Александра Васильевича Филипенко, они написаны таким языком, который оскорбляет человеческое достоинство. Вы знаете, что Александр Васильевич никогда не пойдет в суд и не будет на них подавать в суд, это ниже его достоинства. Есть какая-то возможность, я не говорю о цензуре, чтобы провести какую-то работу и прекратить такие публикации. Они никакого позитива и никакой информации о Ханты-Мансийском округе не несут, кроме грязи. П.Латышев: Я думаю, что не обязательно идти Александру Васильевичу в суд. В суд могут пойти его представители. По большому счету надо судиться. Это цивилизованно. Вы знаете, что сейчас ресурс, который именуется как административный, уже совершенно не такой, какой был 10 лет назад. Есть закон и закон должен работать. Мы можем проследить за тем, чтобы действительно закон работал, чтобы все участники правового рассмотрения этого вопроса ответственно отнеслись к своим обязанностям. Это нам сделать проще, чтобы это дело не ушло куда-то. Скажем, чтобы никто с ним разбираться не стал, отнеслись халатно к рассмотрению этого вопроса. Мне кажется, что это наиболее эффективный метод , как в этом вопросе все упорядочить, тем более, если речь о прямых и грубых нарушениях закона, выражающихся в клевете и оскорблениях. Я готов попросить наших председателей судов, когда будет заседание комиссии по судебно-правовой реформе, посмотреть дела по защите чести и достоинства чиновников и руководителей органов госвласти и управления, чтобы они не относились к этой теме, как к какой-то второстепенной. Г.Леонтьев: Я хочу обратить внимание на реструктуризацию долгов жилищно-коммунального комплекса. Мы не выйдем из этой ситуации, котора усугубляется. Господин В. Христенко на последнем совещании трехсторонней рабочей группы сказал " При чем здесь государство? Мы передали жилье в частные руки и пусть граждане разбираются сами." Эти долги скопились на протяжении десяти или, по крайней мере, пяти лет. Этим вопросом нужно срочно заняться, иначе я не знаю, как эту зиму будем проходить. П.Латышев: Сейчас проводится проверка работы органов исполнительной власти Свердловской области главным контрольным управлением Президента, нашим окружным управлением. В ходе этой проверки мы изучаем проблему ЖКХ, завершается сейчас аудит по нескольким городам. И мы, получив эти материалы , будем предметно рассматривать вопросы, связанные с реструктуризацией задолженности. Надо как-то выходить на решение этой проблемы, но эта проблема тоже неразрешима в рамках одной области, округа, она требует системного решения для всей страны. Г.Райков: Разрешите от вашего имени сказать Петру Михайловичу большое спасибо за ту информацию, которую он дал. Я бы так сказал - полномочия определены, в округах надо помогать конкретностью. Тут сидят сибиряки один другого плотнее, если все вместе будем гуртом работать, а Петр Михайлович будет доводить до Президента, многие вопросы прорешаем.