Эдуард Россель: "2003 год для Свердловской области должен стать стартовым годом большой модернизации"

lt;b gt;16 октября 2002 года губернатор Свердловской области Эдуард Россель выступил на совместном заседании палат Законодательного Собрания Свердловской области с докладом "О социально-экономическом развитии Свердловской области в 2001-2002 годах, задачах на 2003 год и проекте областного бюджета на 2003 год". "Уралинформбюро" публикует текст доклада. lt;/d gt; Уважаемые депутаты Уважаемые участники совместного заседания палат Законодательного Собрания Свердловской области Вот уже не первый год мы вместе с вами собираемся осенью, что бы подвести итоги нашей совместной деятельности, определить новые задачи и приоритеты в социально-экономическом развитии Среднего Урала. Конечно, без оценки развития области в 2001-2002 годах невозможно прогнозировать даже ближайшее будущее. Давайте вспомним недавнюю историю - конец 2000 года, когда в этом зале мы вместе ломали головы и дискутировали о нашей жизни в новом веке. Выступая перед вами, я ставил задачу перед собой, органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйственными и общественными организациями - объединить усилия в решении двух важнейших проблем: выработки и реализации промышленной политики и сбережения народа. Тогда мы впервые с вами заявили об инвестициях в человека. Спасибо за то, что поддержали меня и самое главное - создали основы экономической и бюджетной политики. Если говорить о кратких итогах 2001 года, то намеченная на тот год задача - по поддержанию в промышленности устойчивого роста, реализации мер по техническому перевооружению предприятий, повышению конкурентоспособности продукции - была выполнена. С 250-миллиардным объемом промышленного производства область вышла на четвертое место среди субъектов Российской Федерации. При этом темп роста физических объемов промышленного производства в нашей области в 1,6 раза и более превысил среднероссийский показатель. Без преувеличения могу сказать, что 2001 год был знаковым для уральских металлургов. Во-первых, научно-техническая общественность и трудовые коллективы торжественно отметили 300-летие уральской металлургии. Во-вторых, по производству основных видов цветных металлов - алюминия первичного и рафинированной меди - металлурги вышли на недосягаемые ранее за всю историю рубежи, а по выпуску проката черных металлов и стальных труб достигли уровня 1992-1993 годов. Очевидны и успехи в золотодобыче, где рост составил 1,8 раза к уровню 2000 года. Первые тонны золота извлечены из недр Воронцовского месторождения акционерным обществом "Золото Северного Урала". Лозунгом нашей организующей работы был девиз: "Все для технического перевооружения промышленности" И лозунг лозунгом не остался. Впервые мы направили в качестве инвестиций около одного миллиарда долларов собственных средств предприятий. Особые слова благодарности мы тогда сказали нашим оборонщикам. Наряду с выпуском спецтехники и вооружения, ростом экспортных поставок, на этих предприятиях идет постоянный поиск путей производства продукции гражданского назначения. Наши флагманы - Уральский оптико-механический завод, Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение, Уральский электрохимкомбинат, Серовский механический завод и многие другие. Целенаправленно и эффективно действует директор Уралвагонзавода Н.А.Малых. Наряду с целой гаммой производимой здесь техники - экскаваторы, погрузчики, вагоны - на международной выставке вооружений мы увидели уральский, тагильский пропашной трактор. И сегодня наши оборонщики идут впереди. Успехи в промышленности были достигнуты усилиями трудовых коллективов, профессиональных союзов, предпринимателей. Но следует подчеркнуть особую роль глав муниципальных образований. В рейтинге муниципальных образований области по итогам социально-экономического развития за 2001 год первые три места заняли Верхнесалдинский район (глава муниципального образования Сипайлов Вениамин Вячеславович), пос. Рефтинский (глава муниципального образования Бугаенко Валентина Игнатьевна), Верхняя Пышма (глава муниципального образования Лешков Владимир Александрович). Улучшили свои показатели по сравнению с 2000 годом города: Полевской, Заречный, Камышлов, Серов, Сухой Лог, Невьянский и Пышминский районы. Одним словом, наша совместная дружная работа позволила перевыполнить намеченные рубежи. Теперь - об особенностях текущего года. Первое. На протяжении последних четырех лет, основные социально-экономические показатели у нас растут. В том числе - объемы промышленного производства, оборот розничной и внешней торговли, инвестиции, реальные денежные доходы населения. Валовой региональный продукт в 2002 году составит к уровню 1993 года 100 процентов. В базовых отраслях нашей экономики, в частности, в цветной металлургии, производственные мощности освоены полностью. К этому уровню приближаются и предприятия черной металлургии. Это свидетельствует, по большому счету, об исчерпании наших производственных возможностей экстенсивного развития в этих отраслях. Второе. В этой связи 2002 год становится особенным - количественные темпы роста начинают переходить в качественные. Доказательство тому - опережающий рост производства в машиностроении и обрабатывающих отраслях нашей экономики. Начинает работать внутренний рынок. Третье. Эти позитивные моменты позволяют повышать реальные доходы народа. Только в этом году они увеличились на 13 процентов, а зарплата трудящихся выросла на 39 процентов. И вот уже мы вместе с вами видим, как наша главная задача - сбережение народа - начинает выполняться. В 2002 году на 10 процентов возросла рождаемость и на 5 процентов уменьшилась смертность. В этом году нас особо радуют машиностроители, которые устойчиво обеспечивают индекс физического объема производства, практически не опускающийся. С одной стороны, это свидетельствует о нарастании тенденции обновления основных фондов на предприятиях, с другой - о создании необходимых условий повышения качества выпускаемой продукции. Многие машиностроительные предприятия занимаются техническим перевооружением производства, осваивают новые виды продукции, не только не уступающие зарубежным аналогам, но и зачастую их превосходящие. Часто привожу в пример крупные предприятия, постоянно занимающиеся модернизацией и реконструкцией производства, а сейчас назову и средние. Это Уральское производственное предприятие "Вектор", акционерные общества - "Екатеринбургские лесные машины", "Стройдормаш" и другие. Наряду с машиностроением хорошие показатели и в других отраслях, продукция которых востребована на внутреннем рынке. Это - химическая и нефтехимическая промышленность (индекс физического объема по итогам девяти месяцев текущего года составил 113,5 процентов к уровню января-сентября 2001 года), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (106,9 процентов) промышленность строительных материалов (103,7 процентов), пищевая промышленность (101,8 процентов). Хочу подчеркнуть, что деловая активность промышленных предприятий области по-прежнему остается более высокой, чем в целом по Российской Федерации. Так, индекс физического объема промышленного производства за 9 месяцев текущего года в области составил 105 процентов, тогда как мы ставили себе планку на уровне 104-104,5 процентов. Существенный вклад в развитие областной экономики вносят муниципальные образования, значительно превосходящие среднеобластные параметры: город Нижний Тагил, Новолялинский район, Серовский район, Артинский район, Белоярский район, Артемовский район. Отдельно хочу отметить Ирбитский район, где достигнуты позитивные сдвиги как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Так, колхозы "Россия" и "Урал" раньше других хозяйств и с более высокой урожайностью зерновых закончили уборку. Также не могу не отметить успехи и других сельских тружеников. Это хорошие урожаи в колхозе имени Свердлова и обществе с ограниченной ответственностью имени Мичурина Богдановичского района, высокие надои молока в акционерном обществе "Шиловский" города Березовский, агрофирме "Уральская" Невьянского района, отличные показатели по валовому производству свинины достигнуты в закрытом акционерном обществе "Пригородное". В текущем году благоприятная ситуация сложилась с заготовкой кормов. На одну условную голову заготовлено 21, 5 кормовых единиц, что на 4 процента больше, чем в 2002 году, на столько же увеличилась заготовка сенажа. Мы сохранили поддержку сельских товаропроизводителей. Из областного бюджета за 8 месяцев текущего года выделено 352 миллиона рублей. Продолжает расти объем инвестиций, направляемых в экономику и социальную сферу области. С начала текущего года вложения составили 22 миллиарда рублей, что в действующих ценах на 22,5 процента выше, чем в январе-сентябре прошлого года, а в сопоставимой оценке - на 9,2 процента больше. В то же время приток инвестиций в реальный сектор экономики сдерживается рядом факторов. В первую очередь, речь идет об ухудшении финансовых результатов народнохозяйственного комплекса области. И это коснулось почти всех отраслей экономики. На предприятиях промышленности за восемь месяцев текущего года снижение прибыли составило 28 процентов, на транспорте - 55 процентов, в торговле и общественном питании - 3 процента, в строительных организациях - более половины. В целом в экономике области за январь-сентябрь 2002 года предприятиями получено прибыли с учетом убытков на 30 процентов меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Вдумайтесь в эти цифры - мы недополучили почти треть прошлогодней прибыли, то есть более 5 млрд.рублей (по налогу на прибыль в бюджет области не поступило свыше 800 миллионов рублей). Думаю, есть серьезный повод задуматься руководителям всех уровней, начиная от исполнительных органов государственной власти области, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и заканчивая собственником торгового павильона. Повышение эффективности работы - наша первейшая задача. Мы должны подойти к задаче повышения эффективности работы и снижения убытков в экономике области весьма серьезно. Конкурентоспособность уральской продукции на мировом рынке и внутри страны в условиях скорого вступления России в ВТО будет во многом определяться внедрением новых технологий. И здесь энергосбережение будет играть ключевую роль. От этой роли будет зависеть очень многое. И благополучие самого предприятия, в том числе возможность развиваться и повышать качество выпускаемой продукции, и пополнение областного и муниципальных бюджетов, на плечах которых лежит большой груз социальной ответственности. Настала пора понять, что все наши усилия обеспечить рост производства будут напрасными, пока результатом не явится повышение эффективности работы и, как следствие, пополнение бюджета. Для нас развитие экономики - не самоцель. Главное - забота о Человеке. А это означает необходимость осуществления комплекса экономических, социальных, правовых и иных мероприятий, направленных на защиту прав и свобод человека. Чего мы достигли, решая эту важнейшую социальную задачу? На первое место я бы поставил проблему безопасности нашей жизни. Да, по-прежнему уровень преступности в области остается высоким, Но, как факт, надо признать: в этом году он снизился на 25 процентов, в том числе тяжких и особо тяжких - на 29 процентов. По показателю общей преступности мы, наконец-то, покинули первое место. Хочу в этой связи отметить работу ГУВД области и лично Воротникова Владимира Александровича. Другой важной задачей остается улучшение медицинской помощи и социальной защиты населения. В 2002 году мы продолжаем реализацию шести основных программ: "Мать и дитя", "Интенсивная терапия", "Реформа амбулаторно-поликлинической помощи", "Кардиохиррургия", "Гемодиализ", "Онкогематология". Благодаря этим программам, мы достигли резкого уменьшения младенческой смертности - она у нас ниже на 20 процентов, чем в среднем по России. Достаточно успешно осуществляются программы бесплатного и льготного обеспечения населения. По итогам девяти месяцев текущего года в полном объеме выплачены пособия на детей и профинансированы мероприятия по защите ветеранов и инвалидов.В сфере образования, культуры и спорта намеченные мероприятия и программы в основном выполняются. Это мы оцениваем и по улучшению качества преподавания, увеличению числа медалистов, студентов, востребованности культурных услуг и росту спортивных достижений. Я довольно коротко охарактеризовал текущую социально-экономическую ситуацию. 2002 год еще не завершен. Нам предстоит еще много работы для того, чтобы выполнить намеченное. Но уже сегодня мы смотрим в будущее - в 2003 год. 2003 год должен стать СТАРТОВЫМ ГОДОМ БОЛЬШОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. В этом контексте важной задачей является повышение конкурентоспособности производимых в области товаров на основе внедрения инноваций. Каждый производитель должен осознавать, что, ставя марку "Сделано в Свердловской области", он несет ответственность за всю область, а не только за себя. Мы должны создать такой имидж Среднего Урала, что слова "Сделано в Свердловской области" должны вызывать у покупателя ассоциацию с безупречным качеством, высокими потребительскими свойствами, экологичностью и безопасностью для здоровья. Только ставя перед собой максимальные задачи, мы можем рассчитывать на устойчивый рост экономики и динамично двигаться вперед. У себя в области мы вновь устанавливаем на 2003 год высокую планку, опережающую среднероссийские параметры. Так, мы прогнозируем, что темп роста комплексного показателя - валового регионального продукта -может составить в области 104-106% к уровню 2002 года, тогда как темп российского валового внутреннего продукта достигнет отметки 103,5-104,4%. Исходя из структуры промышленности, темп роста общего объема промышленного производства в 2003 году составит в области 104-107% к уровню 2002 года. При этом более высокие темпы прогнозируются в машиностроении и металлообработке (107-110%), промышленности строительных материалов (106-108,5%). Это связано, прежде всего, с ожидаемой активизацией инвестиционной деятельности. Стабильно будут наращивать объемы производства такие отрасли, как черная металлургия (103-105%), цветная металлургия (103-105%), электроэнергетика (101-103%). При этом объем продукции промышленности с 210 миллиардов рублей в 2001 году может увеличиться почти до 250 миллиардов рублей в текущем году и 290 миллиардов рублей в 2003 году. Реальный сектор экономики, по-прежнему, останется материальной основой нашего движения вперед. При этом все возрастающая роль отводится малому и среднему бизнесу. В этой сфере у нас в области трудится свыше 250 тысяч человек, занятых в 22 отраслях экономики. Объем производства товаров и услуг в расчете на одно малое предприятие в Свердловской области в 2001 году составил 1,2 миллиона рублей, что на 20% превышает соответствующий среднероссийский показатель. Развитию малого предпринимательства Свердловской области способствует реализация Концепции государственной политики поддержки малого бизнеса. В дальнейшем особое внимание будет уделяться инновационному предпринимательству, созданию наукоемких предприятий товаропроизводящего профиля, выпускающих импортозамещающую продукцию. Намечается работа по укреплению материальной базы бизнес-инкубаторов в Екатеринбурге, Новоуральске, Заречном и Режевском районе. Надеюсь, что малый бизнес станет двигателем инновационного процесса. Уверен, всему этому будет способствовать реализация Программы экономического и социального развития Свердловской области на период до 2005 года, разработанная в тесном сотрудничестве с предприятиями. По сути, данная программа является углублением и конкретизацией тех направлений развития области, которые заложены в Схеме развития и размещения производительных сил и Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года". В соответствии с намерениями предприятий в среднесрочной перспективе в реальном секторе экономики планируется осуществить более 80 инвестиционных проектов. В основном все они направлены на реструктуризацию и модернизацию производства. Наибольшие объемы инвестиций будут сосредоточены на строительстве комплекса по производству труб большого диаметра, энергоблока № 4 БН-800 Белоярской АЭС, реконструкции и модернизации ГУП "Уралвагонзавод", НТМК, Металлургического завода им. Серова, ЗАО "Севуралбокситруда", Богословского и Уральского алюминиевых заводов, Уралэлектромеди, Уралмаша, Уралэлектротяжмаша и других предприятий. В целом в экономику области в 2003 году планируется привлечь 47-48 миллиардов рублей, что в сопоставимой оценке превысит уровень текущего года на 7-9%. Поэтому в 2003 году будет положено начало решению многих жизненно важных задач. На первое место хочу поставить существенное обновление основных производственных фондов, их степень физического и морального износа высока. Основными направлениями развития агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе будут: наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях; проведение структурной перестройки агропромышленного комплекса за счет увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства; формирование эффективного механизма государственной поддержки товаропроизводителей в сельском хозяйстве за счет расширения селективной поддержки, развитие социальной инфраструктуры в сельской местности. В 2003 году мы должны начать серьезную реконструкцию аэропорта "Кольцово" и осуществление мероприятий, связанных с продлением Международного транспортного коридора до Екатеринбурга. Мы предполагаем, что в 2003 году увеличение заработной платы продолжится. Так, к концу текущего года среднемесячная заработная плата одного работника в целом в экономике области составит около 6 тысяч рублей, а к концу 2003 года превысит 7 тысяч рублей. Данные прогнозируемые параметры совпадают с намерениями многих территорий и предприятий области. Так, например, к концу будущего года ожидается, что работающие на Синарском трубном заводе, Нижнетагильском металлургическом комбинате, Уралмаше будут в среднем получать около 10 тысяч рублей, на Уралвагонзаводе, Первоуральском новотрубном заводе - более 7,5 тысяч рублей. Думаю, руководители всех предприятий и организаций - независимо от величины и формы собственности - должны взять эти цифры за основу для формирования своей политики в сфере оплаты труда на следующий год. Мы не можем признать обоснованным планируемый уровень оплаты труда на некоторых крупных предприятиях благополучно работающих отраслей. Не могу согласиться и с главами муниципальных образований городов Верхний Тагил, Североуральск, Красноуральск, успокоившимися на оценке темпов роста фонда оплаты труда на своих территориях в будущем году соответственно 102%, 98% и 102%. Впору нам ждать на этих территориях социальной напряженности. Этого допустить нельзя. Решение задач социального характера было, есть и останется приоритетным направлением в деятельности губернатора и правительства области. Уверен, что нас в этом поддержат и органы местного самоуправления и предприниматели. Инструментом, поддерживающим наметившиеся положительные тенденции в экономической и социально-трудовой сфере в Свердловской области, является социальное партнерство. Слаженная, конструктивная работа социальных партнеров всех уровней - органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и профсоюзов способствовала тому, что сегодня Свердловская область занимает 4-е место среди субъектов Российской Федерации по развитию социального партнерства. В нашей области коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено около 1,5 миллиона человек, или около 83% от среднесписочной численности работников, занятых в отраслях экономики. Развитие социального партнерства позволяет предприятиям достойно представлять Свердловскую область на Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности", победителем которого второй год подряд становится Богословский алюминиевый завод - филиал ОАО "СУАЛ ". На этом предприятии разработаны 4 целевых социальных программы, ориентированные не только на различные категории трудящихся, но и ветеранов. Так, программа "Забота" предназначена для оказания помощи неработающим пенсионерам. В прошлом году предприятие выделило им 19 миллионов рублей, в этом году - уже около 14 миллионов рублей. Разработанная в 2002 году программа "Молодой заводчанин" направлена на поддержку работающей молодежи. Молодоженам выделяются беспроцентные ссуды, оказывается материальная помощь. Пожалуй, забота о ветеранах и молодых рабочих кадрах является лучшей мотивацией к труду на этом предприятии. Активную социальную политику проводят и другие предприятия области. Среди них: "Севуралбокситруда", Первоуральский динасовый завод, Нижнетагильский металлургический комбинат, Серовский механический завод, "Уралэлектромедь" и многие другие. Забота о здоровье своих трудящихся, улучшении их жилищных условий, оказание помощи молодым семьям - далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых этими предприятиями. Обращаюсь к главам муниципальных образований, промышленникам и предпринимателям, профсоюзам, Правительству области и ставлю перед ними задачу - сделать 2003 год годом общественного согласия, реальной защиты социальных прав и гарантий работников. В 2003 году будет продолжена работа по совершенствованию системы здравоохранения области, в том числе обеспечение населения бесплатной и, главное, - доступной медицинской помощью, а также укрепление материальной технической базы лечебно-профилактических учреждений области. Кроме того, продолжится строительство новых объектов здравоохранения муниципальных образованиях области в рамках областных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. Среди них: поликлиника и хозяйственный корпус госпиталя инвалидов войн в городе Екатеринбурге, больницы в городах Арамили и Тавде, детская больница в городе Туринске и многие другие объекты. Нельзя забывать и тех, кто нуждается в нашей особой защите и внимании. В области социальной защиты населения главный приоритет будет отдан повышению уровня защищенности социально уязвимых слоев населения, которые не имеют возможности для самостоятельного решения своих проблем, особенно детей-инвалидов. Мы не можем под "гнетом" экономических проблем забывать о сострадании - главной ценности человечества. Только помогая слабым и поддерживая сильных, мы сможем сохранить социальную стабильность и единство гражданского духа. Наша задача - создать в области средний класс, надежно цементирующий общество, и нести ответственность, оказывая интенсивную поддержку малоимущим слоям населения. Особое внимание при формировании социальной политики уделяется решению жилищной проблемы. Темпы строительства жилья хотя и продолжают нарастать, но этого недостаточно для кардинального улучшения жилищных условий населения. Большая доля ввода жилья (61,4%) обеспечивается за счет индивидуальных застройщиков. С целью активизации индивидуального строительства правительство Свердловской области предполагает реализовать комплекс мероприятий по увеличению средств областного бюджета, направляемых на строительство или приобретение жилья в рассрочку. При этом приоритет будет отдаваться молодым семьям и выпускникам педагогических, медицинских и образовательных учреждений, прибывающим на работу в сельскую местность. Выбор такого приоритета обусловлен необходимостью привлечения специалистов на село и преодоления негативных тенденций, связанных с так называемым старением деревни. В будущем году будет вновь сделан акцент на строительство социального жилья и его удешевление. Так, предполагается сократить существующую в области очередность граждан, уволенных с военной службы, бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы более чем на 5%, ветеранов войн - также в этих пределах, "северян" - на 4-5%, пострадавших от аварии на ПО "Маяк" - на 3-4%. Кроме того, будут обеспечены жильем более 200 детей-сирот. В целом в 2003 году предполагается ввести жилья общей площадью 730 тысяч квадратных метров, что почти на 5% больше, чем в текущем году. Кроме того, особое внимание будет уделено ликвидации ветхого и аварийного жилья. Учитывая сложность решения этой проблемы, вырабатываются меры по аккумулированию средств всех источников финансирования, включая средства хозяйствующих субъектов, для переселения граждан в новое жилье. Мы в ближайшем будущем внесем на ваше рассмотрение соответствующий законопроект. Областные органы государственной власти предпринимают все возможные меры для улучшения ситуации с ЖКХ. Так, за счет средств консолидированного бюджета Свердловской области за 2000-2001 годы на 1,4 миллиарда рублей сокращена задолженность местных бюджетов по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство. В текущем году также осуществляется погашение задолженности в сумме 536 миллионов рублей. Кроме того, муниципальным образованиям выделены ссуды на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы в сумме 478 миллионов рублей. В проекте бюджета мы предполагаем увеличение финансирования ЖКХ на 1,2 миллиарда рублей. Реализация областных государственных целевых программ по-прежнему останется действенным инструментом концентрации финансовых ресурсов на решении ключевых социально-экономических проблем. В рамках формирования бюджета на 2003 год правительство области рассмотрело и одобрило 25 областных государственных целевых программ, из них 14 краткосрочных (реализация в течение одного года) и 11 долгосрочных (рассчитаны на срок более одного года). Все долгосрочные программы внесены в Думу и находятся у вас на рассмотрении. На реализацию областных государственных целевых программ (без учета целевых бюджетных фондов) заявлен на 2003 год 1 миллиард рублей. В качестве приоритетных задач для программно-целевого планирования в 2003 году правительством области определены: - расширение строительства жилья, развитие газификации и сети автомобильных дорог, материальной базы учреждений социальной сферы; - развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, патриотическое воспитание граждан; - осуществление адресной социальной поддержки населения, решение проблем молодежи, материнства и детства; - поддержка малого предпринимательства; - энергосбережение, рациональное использование природных ресурсов, достижение экологического равновесия; - государственная поддержка депрессивных муниципальных образований Свердловской области. Мы сохраняем программно-целевой подход и в развитии реального сектора экономики. Наряду с реализуемыми инвестиционными программами в таких важнейших отраслях хозяйственного комплекса области, как легкая, фармацевтическая промышленность, стройиндустрия, получат государственную поддержку лесопромышленный комплекс, машиностроение и металлообработка. Не буду детально останавливаться на основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2003 год. Ее положения были представлены вашему вниманию в Бюджетном послании на 2003 год. Напомню, главной задачей налоговой и бюджетной политики на 2003 год является укрепление финансовой основы и усиление роли бюджета в социально-экономическом развитии области. Законопроект "Об областном бюджете на 2003 год" внесен в Областную Думу. Его основные параметры: - доходы и расходы консолидированного бюджета Свердловской области без федеральных субсидий определены в размере 38 миллиардов рублей, с федеральными субсидиями - 40 миллиардов рублей; - доходы и расходы областного бюджета - 21,2 миллиарда рублей без средств федерального бюджета и вместе с ними - 23 миллиарда рублей; - фонд финансовой поддержки муниципальных образований в составе областного бюджета - 3,5 миллиарда рублей; - соотношение областного и местных бюджетов 43 на 57 в пользу муниципалитетов. Стало уже негативной традицией, что формирование бюджета проходит в условиях изменения федерального налогового и бюджетного законодательства. Вновь решения федеральных органов власти сокращают доходы региональных бюджетов и вынуждают искать резервы. В этом году это связано с формированием территориальных дорожных фондов. Направление областной части земельного налога в территориальные дорожные фонды, отмена налога на пользователей автомобильных дорог, поступление транспортного налога только с 2004 года сократили наши доходы более, чем на 2 миллиарда рублей. В расходы бюджета заложено увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 октября 2003 года в 1,33 раза, рост тарифов на тепло- и электроэнергию - в 1,3 раза. Несмотря на то, что Правительство Российской Федерации закладывает в расчеты стопроцентный уровень оплаты труда жилищно-коммунальных услуг населением, мы сохранили прежний уровень - 80%. Как и в предыдущие годы, более половины бюджетных расходов составляют социальные нужды. В последнее время "разменной монетой" и темой политический игр стали межбюджетные отношения. Убежден, мы найдем взаимопонимание и будем по-прежнему строить систему межбюджетных отношений в Свердловской области на принципах равноправия, согласования интересов и взаимной ответственности ее участников. Более высокое исполнение горрайбюджетов, чем областного, перевыполнение доходов местных бюджетов - свидетельство того, что принцип сбалансированности доходов и расходов в области безукоризненно соблюдается. Так, за 8 месяцев текущего года местные бюджеты исполнены на 73% к годовым бюджетным проектировкам, областной - на 70,6%. Этого же хотелось бы и в отношениях с федеральным бюджетом. Со своей стороны, буду продолжать активную работу по совершенствованию бюджетного регулирования, сбалансированности бюджетов субъектов федерации, законодательному разграничению расходных полномочий по уровням бюджетной системы, выделению бюджетам субъектов федерации средств, направляемых на реализацию программы по реформированию ЖКХ. Надеюсь на вашу поддержку в этой работе с законодателями Российской Федерации. Несмотря на высокую количественную планку, параметры бюджета будущего года должны быть исполнены. Это - наш долг перед обществом и населением Свердловской области. К тому же резервы увеличения налоговых поступлений в области имеются. Рецепты известны: это - максимальное расширение всевозможной налоговой базы, активизация работы с налогоплательщиками. Надо активнее работать в направлении открытия новых производств, развития малого предпринимательства. Начинается самая ответственная пора - рассмотрение и принятие бюджета. В ходе работы над бюджетом нам необходимо помнить и придерживаться тех принципов и подходов, которыми мы неукоснительно руководствуемся у себя в области: соблюдение законности, справедливости, точности и своевременности. Учитывая, что исполнение доходной части бюджета области зависит от состояния налогового законодательства, нам необходимо до конца текущего года принять пакет соответствующих областных законов. Все они поступили в Областную Думу. Важно также урегулировать и принять в кратчайшее время законы по ряду целевых областных программ долгосрочного действия. Не менее напряженная работа предстоит нашим законодателям и в 2003 году. Необходимо будет отработать законы, связанные с землепользованием и другими природными ресурсами, продолжится законотворческая работа в сфере социальной политики, стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, поддержке инноваций и развитии малого предпринимательства. Масштабная работа предстоит правительству области, которому необходимо создать такие условия, чтобы задача сохранения устойчивого экономического роста и реального повышения уровня жизни населения была бы выполнена. Не менее напряженные задачи стоят перед исполнительными органами власти и главами муниципальных образований. В своей работе вы должны направить усилия на привлечение долгосрочных инвестиций в экономику области, осуществление широкомасштабной модернизации производства, реанимацию убыточных предприятий и сокращение их числа, расширение хозяйственных связей и производственной кооперации с регионами России и другими странами, проведение разумной социальной политики, обеспечение эффективного использования бюджетных средств. Обращаюсь к промышленникам, предпринимателям и собственникам - повысить эффективность и снизить энергоемкость работы предприятий, ускорить внедрение передовых технологий и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, соблюдать финансово-налоговую дисциплину, укреплять социальное партнерство. Я обращаюсь к населению области, ко всем истинным патриотам родного края - только сплоченность, взаимопонимание и наша совместная работа позволит обеспечить переход к новым стандартам качества жизни и производства. Считаю, что трудностей и работы на этом пути у нас будет еще очень много. Давайте, как и прежде, их преодолевать вместе. Ведь главное для нас - чтобы жизнь уральцев была достойной.

Актуальное