Мэров на Среднем Урале будут назначать

Решение принято.

3 марта 2015 года депутаты Законодательного собрания Свердловской области сразу в трёх чтениях приняли два закона, которые перекраивают схему выборов мэров в четырёх территориях. Речь идет о Таборинском и Берёзовском городских округах, Махнёвском муниципальном образовании и городском округе "Город Лесной".

Как сообщает корреспондент "Уралинформбюро", смысл в том, что, согласно федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления" и "Об основных гарантиях избирательных прав", есть три основные схемы выборов (назначения) главы исполнительной власти муниципалитета. Первая – прямые выборы населением, вторая – выборы мэра из числа депутатов представительного органа. Третья, за принятие которой отчаянно боролись разработчики законопроекта во главе с заместителем председателя комитета Заксобрания по региональной политике и развитию местного самоуправления Галиной Артемьевой, означает переход от выборов к назначению мэров.

Можно констатировать, что последняя схема будет для начала апробирована в вышеназванных муниципалитетах, поскольку уже осенью 2015 года истекает срок полномочий тамошних глав. Но, судя по заявлению председателя регионального парламента Людмилы Бабушкиной, прозвучавшему после успешного принятия законов, назначение мэров может стать общей практикой в Свердловской области.

Процедурно это выглядит следующим образом. Для начала формируется конкурсная комиссия, общее число членов которой определяет местная дума. Затем определяется состав комиссии из двух равных половин. Первая назначается представительным органом муниципалитета, где пройдут выборы. Вторая – высшим должностным лицом региона, в нашем случае – губернатором Свердловской области.

При таком раскладе избиратели уже не ходят на выборы градоначальников. Решение по назначению конкретной кандидатуры большинством голосов принимают члены комиссии.

Таким образом на Среднем Урале начинает вырисовываться вертикаль власти от самого верха до самого низа, когда президент России назначает губернатора, а губернатор, пусть и опосредованно, через конкурсную комиссию, определяет мэров. И, что самое важное, отвечает за них и может соответственно спрашивать за работу.

Противники подобного подхода, а их из 42 присутствовавших депутатов было 8 человек (еще четверо воздержались), говорили о нарушении принципов демократии, лишении гражданина возможности избирать и быть избранными. Интересно, что самые категоричные выступления звучали из уст представителей фракции КПРФ, которые даже не вспоминали, как проходили выборы при правящей в Советском Союзе КПСС.

Сторонники назначения были куда менее эмоциональными, зато приводили вполне здравые доводы. Во-первых, "комиссионно" можно сразу отсеять кандидатов, чей поход во власть сомнителен с точки зрения корысти. Во-вторых, легко понять степень профессиональной готовности соискателя мэрского кресла управлять муниципалитетом. В-третьих, это снижает уровень социально-политической напряженности на территории, которая, как правило, ярко проявляется во время выборных баталий. И, наконец, не требуются огромные финансовые и организационные ресурсы на проведение выборов.

Интересно, что с такой инициативой к Заксобранию обратились сами депутаты местных дум. А глава Лесного Виктор Гришин даже лично выступил с трибуны перед региональными коллегами. По его словам, большинство ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование - прим. ред.), к которым относится Лесной, уже приняли решение обратиться к федеральным властям с просьбой оставить для закрытых городов только схему назначения мэров. По его убеждению, слишком велика ответственность за управление такими городами, где сосредоточены стратегические объекты России.

Уже после того, как подавляющее большинство депутатов высказались за назначение мэров, в кулуарах Законодательного собрания парламентарии рассуждали о том, что они, по большому счёту, поддержали призыв губернатора Евгения Куйвашева к консолидации, прозвучавшей в его недавней программной статье "Мобилизация на успех".

Андрей ЯЛОВЕЦ