Экологию Югры заливают нефтью

Через лазейки в законе.

В нефтяной империи России разгорается конфликт между оленеводами, нефтяниками и правительством ХМАО-Югра. Коренных жителей притесняет "дочка" "Газпрома", а власти оказались "меж двух огней": с одной стороны, они должны защищать интересы малочисленных народов Севера, с другой – не в силах отказаться от больших денег. Подробности – в материале "Уралинформбюро".

На водоразделе около Когалыма находятся родовые угодья 17 семей Сопочиных и Кечимовых. На участке, не тронутом цивилизацией, стоят чумы и пасутся олени. Но сейчас идиллия оленеводов с природой под угрозой: ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" получило лицензию на разработку месторождения "Отдельное", которое заходит на родовые земли.

"Лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу на участке "Отдельный" ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" получило в результате открытого аукциона 30 июня 2014 года в Ханты-Мансийске", - сообщили в управлении корпоративных коммуникаций компании. Через несколько месяцев региональные власти выдали нефтяникам разрешение на аренду земель. Все это происходило, вопреки закону, без ведома коренных жителей.

"Это пробел в региональном законодательстве - удобная лазейка. Сначала, по идее, надо спрашивать разрешение у оленеводов, а уже потом сдавать в аренду. Но в Югре все происходит наоборот. Людей вынуждают каким-то образом отдавать земли. Может, какие-то льготы предлагают. Но происходит страшная картина: по сути людей обязывают отдавать участки", - заявила "Уралинформбюро" ассистент руководителя энергетического отдела "Гринпис России" Елена Сакирко.

И, пожалуй, впервые в истории автономного округа, оленеводы заняли твердую принципиальную позицию: бороться за свои угодья. На всех встречах с властями и нефтяниками представители коренного населения Югры стоят на своем.

По словам оленеводов, нефтяники за аренду земли заплатили около 1,2 миллиарда рублей. Причем, транши начали перечислять в бюджет ХМАО аж с 2009 года! "А мы узнали о том, что на наших землях хотят вести разработку только осенью 2014 года. Нас просто поставили перед фактом", - сетует оленевод Степан Сопочин.

Региональные чиновники при этом стараются вести себя равноудаленно, но уже сейчас понятно, на чью сторону встало окружное  правительство. В Гринписе приводят случай: во время февральской встречи оленеводы в очередной раз подтвердили свой отказ, но в протоколе было зафиксировано, что они дали добро на бурение скважины.

Коренные жители уверены: все упирается в деньги. "Газпромнефть-ННГ" уже выложил большую сумму, и правительство Натальи Комаровой эти средства не отдаст.

Следует отметить, что за землю оленеводам ничего не предлагают. "Да мы ничего и не хотим. Никаких денег, ничего не надо. Если наши земли отдадут, то нам придется бросить наших оленей и наша традиционная жизнь закончится. Нам некуда уходить - мы и так окружены нефтяными компаниями, буквально находимся в их кольце: "Лукойл" разработки ведет, "Газпромнефть"…", - рассказывает Степан Сопочин.

"В правительстве утверждают, что ничего страшного не произойдет, что они дали разрешение только на проведение разведывательных работ. Но и это уже несет угрозу для экологии: появятся дороги, инфраструктура, на земли попадут браконьеры, начнется отстрел оленей. Кроме того, разведка нарушит традиционную деятельность оленеводов. И, скорее всего, нефтяники начнут добычу", - отмечает Е.Сакирко.

Чтобы убедить оленеводов в обратном, региональные власти предложили создать рабочую группу, куда войдут представители "Газпром-Ноябрьскнефтегаза", департамента природных ресурсов правительства и ученые, для расчета экологического ущерба.

Оленеводы же хотят, чтобы помимо экологической была проведена и этнологическая экспертиза. "Они сливают нефть в водоемы, платят большие деньги экологам, но никто не интересуется, как это отражается на нас", - поясняет Степан Сопочин.

Пока что коренные жители надеются на поддержку региональных властей. "В прошлый раз – в апреле – у нас проходила встреча под контролем департамента природных ресурсов. Сейчас мы эту тему будем обсуждать с вице-губернатором Геннадием Бухтиным. Встреча запланирована на 3 июня. Я не знаю, удастся ли нам отстоять землю, но мы очень надеемся на содействие правительства", - поделился с "Уралинформбюро" Степан Сопочин. – "Все зависит от них (властей, - прим.ред.)".

Однако надежда на окружное правительство, скорее всего, призрачна. "Уралинформбюро" пыталось узнать позицию региональных властей по этому вопросу. В департаменте природных ресурсов корреспондента "отфутболили": до директора ведомства дозвониться не удалось, а от заместителей было два ответа -  либо "я не в курсе ситуации", либо "мне некогда с вами разговаривать".

Принимая во внимание тот факт, что сотрудники департамента могли просто-напросто побоятся говорить без отмашки руководства, "Уралинформбюро" обратилось непосредственно к врио губернатора Югры Наталье Комаровой, отправив в середине мая по электронной почте официальный запрос на адрес пресс-службы. Оттуда ответили: запрос получили, все нормально. Но спустя неделю (такой срок дается для ответа на официальный запрос СМИ, - прим.ред) оказалось, что документ по электронной почте не устраивает, его надо отправить письмом "Почтой России" (быть может, в надежде, что письмо повезут "на оленях" и оно затеряется?).

"Есть ли шанс отстоять земли? Это сложный вопрос. Насколько я знаю, обычно не удается", - прогнозирует  Е.Сакирко. Чего ждать? Того, что скоро оленеводов с их земель начнут вытеснять всеми способами? Уговорами, потом подкупами, а может быть и угрозами? 

Эта ситуация в очередной раз доказывает, что у команды и.о. губернатора Югры Натальи Комаровой слишком много нерешенных за последние годы проблем. Что опасней для "региона 86" - этнические конфликты на востоке округа или беззащитность  коренных народов? "Уралинформбюро" будет следить за развитием событий.

Наталья ТИМОФЕЕВА