Е-карта легла в губернаторскую масть

Льготники Екатеринбурга продолжат ездить бесплатно.

Внеурочно собравшаяся 9 июля 2015 года Екатеринбургская гордума согласилась сохранить льготы на проезд в общественном транспорте. Депутатов на несколько часов вызвали с каникул для внесения изменений в решение пятилетней давности – "О социальной транспортной карте". Того, что дало жизнь Е-карте или карте горожанина, по которой пенсионеры оплачивают проезд, а школьники питаются в учебных заведениях.

Какое-то время назад мэрия решила заменить ее микропроцессорными социальными картами в виде браслетов, часов и брелоков. Но это внешнее изменение. Есть мнение, что под этим соусом могли проредить число льготников, а главное – избавиться от механизма компенсации затрат перевозчиков за их проезд. При этом мэрия выдвигала свой аргумент: недобросовестные транспортники получали незаконные доходы и очень не хотели терять существенный кусок поступлений из городского бюджета. Сейчас им придется выходить "из тени" и на равных конкурировать с муниципальными предприятиями.

Предвидя накал страстей, городская администрация отправила в докладчики "тяжеловеса" Александра Высокинского. Вице-мэр по экономике не стал миндальничать: "Обидно, что сугубо экономический вопрос за две недели политизировали. Мы обсуждаем вопрос компенсаций льготного проезда перевозчикам, а не отмены льгот, как тут говорят".

Далее по традиции говорилось о горожанах-льготниках, которые вместо плановых 20 поездок ездят в месяц до 50 раз, а перевозчики требуют компенсацию, но денег в городском бюджете нет. До кучи вспомнили, что автобусы частников технически неисправны, водители плохо говорят по-русски и не знают правил дорожного движения.

"Такие водители не хотят жить в этом городе и платить налоги, им не нужна пенсия – они работают за черный кэш. В итоге мы не можем посадить за руль нормальных русских мужиков", – отметил А.Высокинский. И клонил к тому, что расчеты с транспортниками и соцгарантии екатеринбуржцев должны строиться по принципу расчетов в сфере ЖКХ: сколько проездил (провозил) - за столько заплатил (получил).

Спорили думцы битых три часа – вице-мэр убеждал, что регламент получения карты не изменится, горожане будут приходить за новыми туда, куда и сейчас, а новый перечень льготников готов. На что депутат Александр Косинцев вопрошал: "Если готов, почему его не представили гордуме вместе с проектом решения? Кто мешал администрации сегодня внести четкий механизм погашения долгов перед перевозчиками и регламент по карте?". И объяснял – это нужно, чтобы не возникло правового вакуума, и на время "переходного периода" пенсионеров и инвалидов не высаживали из транспорта.

В качестве арбитра привлекли старшего помощника городского прокурора Сергея Вохмянина – у него поинтересовались, не приведет ли спорное решение к конфликту? Тот указал: конфликтных ситуаций между перевозчиками и администрацией не будет в принципе, так как при новом порядке транспортники станут получать деньги напрямую с граждан. "Но социальная напряженность возникнет: в предлагаемой администрацией Екатеринбурга редакции нынешние льготы отменяются, а новых регламентов я не видел", – подчеркнул С.Вохмянин.

Это стало поворотной точкой – к тому времени Высокинский исчерпал аргументы и силы, а депутаты "по кругу" задавали однообразные вопросы. Все понимали: ярко выраженная политическая дискуссия замерла, а решение принимать надо. 

В итоге смену транспортного регламента сегодня отложили до 1 октября 2015 года, передает корреспондент "Уралинформбюро". Он вступит в силу только при наличии необходимых постановлений, а главное – готовом и сохраненном перечне льготников. Есть информация о том, что в настоящее время готовится постановление главы городской администрации, где будет специальным приложением прописан список льготных категорий граждан, которые бесплатно получат электронную карту горожанина, дающую возможность льготного проезда. Таким образом депутатам и мэрии пришлось прислушаться к позиции губернатора Евгения Куйвашева о том, что льготники пострадать не должны.

Как водится, истина лежит посредине. Озвучили ее в курилке на третьем этаже мэрии. "Эта дума еще получит крепкую мужицкую руку. Вот как только какую-нибудь бабушку высадят из транспорта – так это и случится. Мне-то плевать, я на автобусе не езжу, но у всех есть родня…", – резюмировал высокопоставленный муниципальный служащий.

Александр РОДИОНОВ

Актуальное