Спецоперация в Заречном: маска, я тебя знаю!

МВД, ФСБ, СКР пошли в бой.

Громкий полицейский скандал в Свердловской области отправился гулять по экранам телевизоров и страницам Интернета. Теперь расположенный в 50 километрах от Екатеринбурга город Заречный будет обозначаться не только как Белоярская АЭС, но и как "ментовская пыточная". Что реальнее и страшнее для обывателя – ЧП с атомным реактором или беспредел силовиков - можно легко догадаться.

Как ранее сообщало "Уралинформбюро", шестеро сотрудников полиции подозреваются в превышении в 2014 году должностных полномочий и пытках задержанных для склонения к признанию в совершении убийства, к которому они не имели отношения. Это занимавший в прошлом году должность начальника ОП №29 ММО МВД России "Заречный" Александр Дубровин, начальник отдела уголовного розыска Андрей Махаев и два старших оперуполномоченных Эдуард Ударцев и Абай Маманов. Кроме того, в данном списке начальник отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Евгений Власов и его подчиненный Анатолий Куриленко. То есть муниципалы, работающие "на земле", могли быть в связке с операми-регионалами. И "наследить" не только в Заречном.

Александр Дубровин, отстраненный от работы, заявил журналистам, что его пытаются подставить, чтобы не дать занять пост начальника ММО "Заречный" (на эту вакантную должность 24 сентября был назначен полковник Рафаил Мингалимов, ранее бывший зам.начальника ОВД Нижнего Тагила). Остальные подозреваемые, также отстраненные от выполнения служебных обязанностей, вне зоны досягаемости. А тем временем представители Следственного комитета России не жалеют эпитетов для описания "кар небесных", которые обрушатся на головы полицейских.

Неотвратимость наказания, как известно, лежит в основе Уголовного Кодекса, который должны чтить все россияне вне зависимости, носят они погоны или нет. А еще лучше известно, что УК многие норовят нарушить и не понести за это никакой ответственности. Правоохранители чаще всего не в силах и не при желании расследовать хоть громкие резонансные преступления, хоть "уголовку" мелкого калибра. А к тому же и сами преступают закон. Как отмечал Ленин 110 лет назад в одной из своих статей, "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя".

В принципе на данном этапе разбирательства делать однозначные выводы о виновности полицейских было бы преждевременно. Заместитель Генпрокурора РФ Юрий Пономарев напомнил всем силовикам о презумпции невиновности подозреваемых. А начальник ГУ МВД России по Свердловской области генерал-лейтенант Михаил Бородин  назначил служебную проверку. И пообещал, что, если вина фигурантов этого уголовного дела подтвердится, то со стороны руководства главка последуют самые жесткие меры реагирования не только в их отношении, но и в отношении непосредственных руководителей виновных.

Потому первый вывод из ЧП - если полицейские в Заречном действительно преступили закон, не слишком ли засиделся в своем кресле начальник Управления по работе с личным составом регионального главка Виктор Бердников? Что не случись с этим самым личным составом свердловской полиции, генерал-майор всегда ни при чем. Мол, я каждому под фуражку не загляну, какие у него преступные мысли в голове роятся, не вычислю!

Так за что тогда генерал Бердников 13 лет отвечает в ГУ МВД России по Свердловской области? За прием на работу, ведение личных дел, выписку благодарностей за службу, оформление приказов об увольнении? Да у него в должности четко написано – "по работе с личным составом"! И если этот состав уже начал сбиваться в "вертикально-интегрированные стаи", то пора генералу на вынужденную пенсию – возраст и выслуга на это тоже намекают.

Но есть при этом еще одна мысль, которая крутится в голове. Междоусобная "война" МВД, ФСБ и СКР не прекращается ни на минуту. Это вовсе не конкуренция, благодаря которой отечественная преступность просто не знает куда бежать. Чекисты, полицейские, следователи в городах и весях воюют друг с другом за право "крышевать" незаконный бизнес, попутно "отмазывая" подозреваемых в совершении преступления, а порой просто наносят по коллегам ответный удар.

Источники "Уралинформбюро" ранее сообщали о том, что СКР активно работал (вплоть до допросов!) с оперуполномоченными, в 2014 году раскрывшими убийство пенсионерки Ольги Ледовской группой преступников во главе с депутатом Екатеринбургской гордумы Олегом Киневым. Очень важной в этой запутанной истории была роль Евгения Ройзмана. Его давний друг и соратник Кинев утверждал, что на убийство пошел из-за долга перед градоначальником. И лично Ройзман познакомил его с Ледовской.

Хитрый Рой, путаясь в объяснениях и показаниях, из "дела Кинева" вроде бы вышел сухим. А расследование дела, в котором, казалось бы, все уже понятно, продляется и продляется. Кинев находится "в руках" чекистов, а сотрудников полиции от возможного обвинения в превышении служебных полномочий при допросах убийц Ледовской (типа, добивались оговора Ройзмана) спасло то, что все следственные действия они записывали на видео. Из которого ясно и понятно, что показания даются без какого-либо насилия. Тут следователи с чекистами "сели на мель", хотя по сути отвели от Ройзмана угрозу отправки в СИЗО после очной ставки с Киневым.

Как утверждает один екатеринбургский таблоид, в руках полицейских есть еще одно видео, способное нанести мощный удар по региональному Управлению ФСБ. Если свести воедино информацию из разных источников, то это могут быть показания Валерия Поварова, задержанного сотрудниками УБОП ГУ МВД год назад. Директора ЧОП "Гюрза" СМИ связывают с бывшим руководством Службы экономической безопасности свердловских чекистов. Он, в частности, "прославился" показаниями против депутата Екатеринбургской гордумы Максима Петлина, осужденного за вымогательство 3 миллионов рублей у "Форум-групп", контролируемого Олегом Черепановым. Примечательно, что на суде адвокаты парламентария-"яблочника" утверждали, что денег тот не брал, а все это - "спектакль", организованный при помощи ФСБ. Но кто их стал слушать?

Так вот Поваров и его сотоварищи Михаил Клок и литовский киллер Ромас Замольскис до сих пор в распоряжении полицейского главка. И, как знать, может чекисты и сомкнувшие с ними ряды следователи просто жаждут ответной крови. Вот только нам, кого они призваны защищать от преступных посягательств и регулярно получают за это неплохую зарплату из наших налогов, какая от этого польза?

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: Пыточная в полиции Заречного